Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 33 из 43)

С терскими казаками большевистская Москва не заигрывала, как пыталась она это делать в отношении донских казаков, и проводила на Тереке жесткую политику расказачивания руками горцев и иногородних. В ответ на это в июне 1918 года казаки подняли восстания в станицах Пятигорского отдела и были поддержаны отрядом полковника А.Г.Шкуро. Одновременно произошло восстание в Моздоке. Подобная политика вполне объяснима меньшей численностью терцев по сравнению с донскими казаками, а так же близостью последних к наиболее «горячим» районам страны.

Восстания терских казаков были обусловлены и общим наступлением Добровольческой армии под командованием А.И.Деникина на Кубани, в ходе которого 16 августа 1918 года белогвардейские части вошли в Екатеринодар.

10 августа подняли восстание казаки Сунженской линии, возглавляе­мые ГФ.Бичераховым и, сосредоточившись в станице Грозненской в количестве 10-12 тысяч человек, предприняли попытку захватить город Грозный. Силы обороны смогли отбить наступление, казаки попытались блокировать город. Нередко восставшим терцам самим приходилось держать оборону в станинах Грозненской, Ермоловской и Романовской.

В район Грозного для подавления; казачьего восстания были стянуты значительные силы Красной Армии, но решающее значение для разгрома отрядов Бичерахова сыграли Советские войска Сунженской линии (в ноябре до 7 тысяч человек), сформированные так же из казаков прилегающих станиц. Итак, свершилось, то, что всегда оставляет след в сердце - брат поднял руку на брата. И эти братья- казаки!

Большевики умело использовали сложную внутриказачью ситуацию в Терской области, и смогли привлечь на свою сторону некоторую часть терцев, тем более, что «на Моздокском и Сунженском фронтах началось разложение и митинговщина...казаки рвались домой».

В Пятигорском отделе решительные действия полковника А.Г.Шкуро привели к значительным успехам — в формируемые им полки стекались не только казаки, но и горцы. В сентябре 1918 года А.Г.Шкуро смог собрать значительные силы, объединенные в две дивизии. Подчиняясь приказу А.И.Деникина, 27 сентября 1918 года Шкуро провёл эвакуацию жителей и учреждений Кисловодска. В ноябре 1918 года Советская власть вернулась на всю территорию Терской области, но ненадолго.

4 января 1919 года деникинцы нанесли сокрушительный удар по большевистской группировке в районе станицы Невинномысской прорвав фронт, начали преследовать противника. Уже 19 января белыми был взят Пятигорск. 20 января разгромлена Георгиевская группировка красных, а 8 февраля деникинцы вступили в Грозный. К концу февраля 1919 территория всей Терской области была занята белогвардейцами и сразу после взятия Владикавказа две кубанские дивизии были переброшены Деникиным на Дон, где под наступлением красных гибла Донская армия атамана П.Н.Краснова.

В январе 1919 года Донской фронт откатывался к Миллерово, казаки бросали позиции и сдавались в плен. Общий кризис, как военный, так и политический (уже в феврале подал в отставку атаман Краснов), спровоцировал просоветские настроения в казачьей среде. Казалось, что в этот период было бы логичным решением для структур Советской власти было сделать казакам ещё одно не сбыточное предложение. Но 29 января 1919 года Я.М.Свердловым было направлено письмо, известное как «директива о расказачивании всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». Директива гласила:

« Последние события на различных фронтах и казачьих районах, нашли продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск заставляет нас дать указания партийным работникам о характере работы в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт Гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления.

1. Провести массовый террор против богатых казаков; истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять всe меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2.Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4.Уравнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5.Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка;

8.Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения предлагается проявить максимальную твёрдость и неуклонно проводить настоящие указания.

Приведенный документ соответствовал социальной политике диктатуры пролетариата в отношении непролетарских социальных групп общества.

Как мы видим большевики практически объявляют войну казачьему народу, который сотни лет верой и правдой служил Отечеству.

При проведении процесса расказачивания большевиками был использован ряд репрессивных методов:

- физическое уничтожение казачьей элиты и наиболее зажиточных, политически активных приверженцев традиционного уклада, восставших против коммунистических реформ после октября 1917 г., в ходе гражданской войны, принудительного переселения и коллективизации;

- организованное принудительное выселение казаков из мест традиционного проживания в чуждую природно-климатическую, экономическую среду для усиления негативных факторов естественной убыли (роста смертности), ускорения смешения казаков в инокультурных социально-территориальных общностях по месту нового проживания;

- встречное добровольно-принудительное переселение большого количества других в местности традиционно компактного проживания казаков способствовало значительной смешению с ними казаков, оставшихся в исторических местах оседлости;

- прекращение основополагающей для казачьего сословия профессиональной деятельности - традиционной военной и других форм государственной службы путем роспуска казачьих войск и временного прекращения призыва казаков на службу;

- радикальное изменение экономических основ жизни казаков посредством отмены принципов казачьего земле и природопользования искореняло материальные основы казачества;

- искусственная организация голода в казачьих населенных пунктах при проведении жесткой сплошной продразверстки;

- отмена традиционных казачьих форм демократии, местного самоуправления и их замена Советами, комитетам бедноты и другими органами, учреждениями советской власти;

- упразднение традиционной казачьей системы многоступенчатого образования, обеспечивавшей повышение образовательного, культурного уровня казачьего населения и формирование казачьей элиты;

- умышленное искажение казачьей истории в общественном сознании посредством идеологической коррекции учебных программ образовательных учреждений, научной, публицистической и художественной литературы;

-существенное ограничение деятельности Русской православной церкви, обеспечивавшей духовное единение казачества и сохранение его идейных основ;

-искоренение народных традиций казачества путем запрета и опорочивания традиционных казачьих праздников, ритуалов;

-использование местных националистов и преступных группировок для осуществления террора в отношении казаков.

Перечисленные политические действия не исчерпали все многообразие методов расказачивания, которые служили одной главной установке — социально-политическому, экономическому, культурному выравниванию структуры российского общества. Они «закрыли» проблемы казачества практически на весь семидесятилетний советский период.

5 сентября 1918 года вышло постановление Совнаркома о красном терроре, в соответствии с которым карательные действия распространялись практически на все группы населения. Подобное возведение насилия в ранг политики государства ни в коем случае не приемлемо и бесчеловечно. Естественно, говоря о терроре со стороны большевиков ни в коем случае нельзя забывать о том, что и белые вели себя зачастую крайне жестоко. В этом-то состоит один из ужасов Гражданской войны. Белый террор проявился и при освобождении Терской области: около 1000 казаков, служивших в Красной Армии, было расстреляно, и около 100 сунженцев -повешены.

На территория, которые освобождались от власти Красных восстанавливалась прежняя жизнь, в том числе и духовная, налаживалась работа транспорта, открывались парализованные предприятия, оживала торговля, был введён 8-часовой рабочий день. В мае 1919 года в Ставрополе прошел Юго-Восточный русский Церковный Собор. В Соборе участвовали епископы, клирики и миряне, выбранные от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны. На Соборе обсуждались вопросы духовного и общественного устройства этой обширной территории, и было образовано Высшее Временное Церковное Управление.

Признавая за казачьими войсками принципиальное право автономии, Деникин делал оговорку в отношении Терского войска, которое «ввиду крайней чересполосицы и необходимости примирения интересов казаков и горцев» должно было на правах автономии войти в Северокавказскую область. Планировалось включение представителей казачества и горских народов в новые структуры областной власти. Горским народам оставлялось широкое самоуправление в рамках национальных границ.

Особое место занимал спор о статусе казачьих территорий в будущей России. Так, Кубанская Рада, стремилась к полной независимости, и даже вела переговоры с другими государствами. В отличие от Кубани, на Тереке не ослабла «связь с общерусской-государственностью».