Кроме того, наша Родина понесла и огромные материальные потери. Кроме потерь от разрушения заводов и фабрик и упадка сельского хозяйства, был нанесён колоссальный удар по золотому запасу страны, который всегда должен существовать у любого государства и поддерживать его. На 8 октября 1917 года золотой запас России составлял 1 295,6 миллионов золотых рублей (причём нужно помнить, что в то время рубль по своей ценности очень сильно превосходил современный). Огромные суммы были переданы или присвоены правительствами Германии, Англии, Швеции, Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, а часть была незаконно вывезена из России.
Таким образом, к 1922 году все основные сокровища Российской империи, за исключением ценностей, принадлежавших Русской православной церкви, были растрачены полностью.
Огромный ущерб от событий революции и войны испытала промышленность, так как большая часть рабочих предпочитала бежать в деревню. Соответственно, доля занятых сельском хозяйстве возросла с 75% до 80%. Кризис наблюдался так же в сельском хозяйстве.
По вопросу о том, каким быть будущему государству существовало несколько точек зрения. И.В.Сталин предложил включать некоторые республики, образовавшиеся в ходе революции, на правах автономий в Российскую федерацию. Но и многие проекты белых предусматривали такое же устройство после военной России. Сталинское предложение было подвергнуто Лениным критике. России был навязали ленинский проект, в соответствий с которым планировалось «добровольное» вхождение в государственное образование республик с «сохранением полного равноправия каждой из них».
В казачьих областях в течение двадцатых годов обстановка оставалась напряженной. До 1926 года продолжались повстанческие выступления на Кубани вблизи города Армавир, станиц Приморско-Ахтарской, Арчалинской, на Тереке - у станицы Зольской.
Одним из методов подавления антисоветских выступлений среди казаков являлось дискриминационное лишение казачьего населения избирательных прав (в некоторых станицах до трети казаков являлись «лишенцами», то есть не могли участвовать в выборах). В 1924 году на Северном Кавказе к этой категории относилось 2,4% населения. Именно таким образом Советская власть стремилась окончательно заставить казаков склонить головы.
Как мы уже знаем, советская власть делала попытки привлечь на свою сторону казаков, обещая не подвергать репрессиям тех, кто служил в Белой Армии. 3 ноября 1921 года был издан декрет «Амнистия лицам, участвовавших в качестве солдат в белогвардейских военных организациях». В январе 1925 г. в связи с созывом 1-го краевого съезда Советов Северного Кавказа президиум ВЦИК РСФСР объявил, что все вернувшиеся на Северный Кавказ до 1 февраля 1925 года рядовые казаки подлежат амнистии и восстанавливаются в избирательных правах.
В период НЭПа (новой экономической политики) в советском обществе наметились веяния, которые обещали облегчение положения населения. Так, и в отношении казачества власть пошла на временные уступки, вплоть до того, что в казачьих станицах было разрешено выбирать в органы местной власти казаков, в том числе, председателями некоторых сельсоветов становились бывшие станичные атаманы. Разрешалось употреблять самоназвание :«казак» и носить традиционную форму.
Тем не мене, продолжалось постепенное и планомерное вытеснение казачества из мест его проживания. Стараясь сгладить негативные последствия территориально передела, Советские органы власти, учитывая немалый боевой опыт казачьего населения, сделали попытку реанимировать одну из основных составляющих казачьей жизни - традиционную казачью военную службу. Так была введена система милиционно-территориальных формирований, в которых служили люди прошедшие не войсковую подготовку. Таких людей называли переменниками. Обязательным условием было наличие у каждого «переменника» собственного боевого коня, что могли делать, прежде всего, казаки.
Не смотря на все изменения в обществе, в казачьих семьях продолжали чтить традиции. Так, статус казака-хозяина дома не подвергался сомнению. Так же, не смотря на антицерковную деятельность Советских органов власти, религиозный фактор на протяжении 20-30-х гг. оставался главенствующим в казачьей жизни, особенно представителей старшего поколения. Кроме того, в казачьей среде очень долго на важном месте оставались такие социальные факторы, как помощь вдовам и сиротам, а так же медицинская помощь. С большим осуждением казаки воспринимали нововведения советского государства в области брака и семьи, когда развестись с женой можно было хоть через месяц.
Большевики очень хорошо использовали пропаганду и идеологию. Общегосударственные образовательные нормы были полностью переплетены с идеологической составляющей, и школа в этот период являлась нередко, важнейшим институтом большевистской, политической системы. Именно посредством школы большевики стремились создать конфликт между молодым поколением и старшим, выросшим ещё в соответствии с почитанием старых казачьих традиций.
Гражданская война наложила глубокий отпечаток на казацкое общество, вызвав в нём раскол. Нередкими были случаи того, что человека, воевавшего на стороне белых или красных не воспринимали в обществе.
Особое место в истории нашей родины занимает коллективизация. Это одна из самых трагичных страниц нашей истории. Крестьянство, изначально воспринималось руководством большевистской партии как народ второго сорта. Для многих советских лидеров крестьянство и казачество, сохранившие патриархальность устоев, мнились потенциально враждебным существующему строю. Кроме того в России в 1921-22 годах вспыхивали крупные крестьянские восстания, направленные против власти большевиков. Именно этим и можно объяснить желание советской власти вырвать из-под ног крестьянства ту основу, которая делала каждого крестьянина-хозяина личностью. Большевикам абсолютно была не нужна самостоятельно мыслящая, да к тому же ещё и обладавшая финансовыми ресурсами прослойка общества, к которой в частности, относились и казаки.
В ходе своей политики в отношении деревни большевики делали ставки на сельскую бедноту, или, так называемых, «безлошадных». Но, введение в действие новой экономической политики (НЭП) во многом способствовало укреплению кулацких хозяйств, то есть тех, чьи хозяева были трудолюбивы и бережливы. В число них входили многие казаки, так как казак с самого детства воспитывался в уважении не только к ратному, но сельскому труду.
Надо сказать, что большевики отнюдь не сразу пришли к идее коллективных хозяйств. Они и ранее создавать хозяйства, построенные по принципу общего (коллективного) труда. Первоначальный экономический эффект советских хозяйств был очень низким, что являлось следствием общего упадка сельского хозяйства, наступившем в результате Гражданской войны. Так, значительно сократилось поголовье скота. Без которого, в то время, просто не возможно было возделывать землю, а соответственно уменьшилась площадь засеваемой земли.
При непосредственном руководстве партийных органов на протяжении всех 20-х годов проводилась работа и по созданию коллективных хозяйств.
Активная работа по созданию колхозов усилилась в 1927 году работа, но результаты их работы никак не могли удовлетворить государства. В результате государство решилось на увеличение крестьянских хозяйств. Укрупнение коснулось и колхозов Северного Кавказа. На Ставрополье к середине 1929 года коллективизацией было охвачено 16,5% крестьянства.
Но, большая часть крестьянства предпочитала не вступать в колхозы, и предпочитала надеяться на свои собственные силы. По этому процесс коллективизации шел с большими трудностями и с самого начала сопровождался вспышками вооруженного сопротивления со стороны крестьянства.
Советская власть пыталась бороться с теми, кто не желал входить в колхозы при помощи денег. Так многие хозяйства, причём не только кулацкие, но и середняцкие, были обложены непосильными налогами. Кроме того, советская власть всячески обирала крестьян и при помощи других повинностей.
В 1929 году в Ставропольском округе было арестовано 1003 кулака, в Терском округе обезврежена контрреволюционная организация земледельческая партия «аграристов».
Естественно, подобная политика власти вызывала протест у местного населения. Атаман О.В.Губенко приводит фразу из письма терского казака в январе 1929 года родственнику за границу: «Ни мужики, ни казаки, ни служащие не хотят быть коммунистами, и, наверное, к социализму их можно притянуть только верёвкой, если она выдержит и не оборвется. Все ждут переворота... На днях даже, казаки в станицах Зольской и Горячеводской начали почти восстание. Раскрыт был заговор, поарестовали человек 200, и, конечно, с ними расправятся умело, а остальные, несмотря на зиму, захватили оружие и поуходили в горы». Эта фраза ярко рисует нам отношение казачества к происходящим событиям.
Правительство было не удовлетворено темпами коллективизации. Сталин сводил к этому причины наметившегося продовольственного кризиса. Сложилась ситуация, при которой в деревне наблюдалось благополучие, а в столичных городах возникла необходимость введения продовольственных карточек, по которым можно было получать продукты. Естественно, это отнюдь не способствовало росту популярности советской власти.
Кроме того, такое пристрастие Сталина к введению коллективных мер хозяйствования во многом объясняется противоречиями внутри партии большевиков. Так, противник Сталина, Н.И.Бухарин, предлагал оставить систему, при которой крепкие отдельные хозяйства могли сосуществовать с колхозами. Такая политика была абсолютно не приемлема для И.В.Сталина. Он считал, что просто необходимо произвести политику «раскулачивания», то есть отобрать у зажиточных хозяев, которые за счёт своего ума и трудолюбия добивались роста своих хозяйств, практически всего имущества, которое должно было быть передано в колхозы. Более того, Сталин считал необходимым полное уничтожения казачества «как класса». Представьте себе, если бы сейчас кто-нибудь потребовал уничтожение фермеров?