Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 4 из 43)

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

В среде казачества всегда было принято пышно отмечать религиозные праздники. Особенно ярко отмечались праздники, связанные с рождением Спасителя Иисуса Христа, то есть рождественские.

Особое место в жизни казаков занимали Святки, длившиеся с 19 декабря по 19 января. Святки считались молодежным праздником, хотя и старшее поколение не оставалось равнодушным к общему веселью. Как правило, молодежь, собираясь на посиделки, игры и гадания, скрашивала унылую станичную зиму. В особенности значительный интерес представляли святки для казачек, потому что их строгая, повседневная станичная жизнь сменялась широкой свободой и множеством забав и развлечений. На святки самая строгая мать не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем. Гадания в это время занимали у казачек много времени, так как всякой девушке хотелось узнать, кого судьба «пошлет ей в мужья» и какая жизнь ожидает ее впереди. Почти на протяжении всех святок казачки жили напряженной и даже нервной жизнью. При гадании их воображение рисовало им всевозможные ужасы: в каждом темном углу им чудилось присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой комнате слышались топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно могли расхаживать по станице и пугать всех казаков своими рогатыми рожами. Такие настроения рождались не только в результате гаданий, но и множеством рассказов о страшных приключениях с гадальщицами, которыми запугивали молодых девушек старухи и пожилые женщины.

Но, как бы ни были страшны такие рассказы для молоденьких казачек, они не могли удержать девушек в эти святочные дни, которые, как только в окнах появлялись огоньки, они старались прибежать на посиделки, где собиралась шумная компания молодежи.

К святочным вечерам молодежь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть новым поясом, кинжалом или каракулевой папахой.

Взрослые казаки также не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей.

В святочные вечера до Рождества не пели никаких песен, кроме «святовских». Особенность этих песен состояла в том, что они носили церковный старообрядческий характер.

В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады.

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли (в последний раз только постное) после первой звезды. Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил ее на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем, застилалась соломой, а на нее ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Произносилась вновь молитва, и после этого приступали к еде. Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая.

Отметив сочельник, родители заставляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Ночью здоровое и взрослое население уходило в церковь, а старики и дети с нетерпением ждали христославщиков (колядовщиков). Обычно с колядками бегали вначале дети.

Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что за время колядования комната была густо усеяна зернами. Их подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами «пошли, Боже, подай урожай на всех людей, на весь край».

Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато убранному столу. После разговения начинался обильный обед с пирогами, начиненными мясом, печенью и картофелем, рисом с яйцами, сухофруктами, гусем, фаршированным яблоками или гречкой и зажаренным в русской печке, холодцом и др. После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, где предстояло и христославие.

Гадания в святочные дни (после Рождества) также составляли значительную часть развлечений станичной молодежи, особенно молодых казачек. Самым верными считались гадания под Новый год.

В некоторых линейных станицах гадальщица надевала торбу для овса на голову лошади так, чтобы глаза ее были закрыты, а затем садилась на нее задом наперед при подругах, которые осторожно заставляли лошадь трогаться. Если она шла к воротам, то быть скорой свадьбе, а если к хлеву или забору, то в наступившем году к девушке никто не посватается.

Нередко гаданиями увлекались и взрослые казаки. Предметами их желаний были помыслы об урожае, приумножении домашнего скота.

Под Новый год в большинстве станиц на Дону и кавказского казачества проводились такие же колядки, как и перед Рождеством. Вечером по домам ходили группы молодых казачек, а утром - казачат. Причем репертуар исполняемых новогодних песен мало отличался от рождественских.

Так же, важнейшим праздником считалось крещение. В большинстве казачьих семей канун Крещения называли «свечками», так как в этот день после вечерни, когда совершается водосвятие, казачки рядом с сосудом, в котором освещается вода, ставили свечки, перевитые цветными нитками. Весь этот день проводился в строжайшем посте, не разрешали есть даже детям до первой звезды. Во время вечерни каждый старался как можно раньше получить священной воды. У многих сохранилось убеждение, что чем раньше получишь священную воду, тем она будет «святее».

По возвращению с водосвятия хозяин отпивал несколько глотков святой воды, угощал домочадцев, а затем брал из-за иконы освященную еще перед прошедшей Пасхой вербу и кропил этой водой все комнаты, пристройки, имущество, домашних животных, чтобы быть уверенным в спасении не только от беды, но и от дурного глаза.

В день Крещения на реках, покрытых льдом, казаки сооружали большой высокий крест, а по бокам две ледяные формы - Чаша и Евангелие, расписанные красками. Как только раздавался удар колокола, из церкви начинался крестный ход. Все шли с обнаженными головами, детишек же старались закутать в башлыки. У проруби собиралось все станичное начальство во главе с атаманом, которые одевались празднично: новые полушубки, а на них погоны офицеров, урядников, приказных. Казачки надевали шубки или длинные пальто, отороченные мехом, покрытые поверх разноцветными шалями.

Очень почитался в казачьей среде праздник сретенья (15 февраля). Сретенье они объясняли как календарную встречу зимы и лета, так как с этого времени морозы начинали ослабевать, а солнце нередко вызывало капель.

Очень весело проходил в казачьих станицах праздник масляницы. Это языческий древнеславянский праздник. Он получил свое название в XVI веке и причислен православной церковью к празднованию под названием «масляная» или «сырная» неделя. В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях, которые со временем приобрели всенародные обычаи проводов зимы и встречи весны. Устанавливая сырную неделю, церковь облегчала христианам переход от мясоеда к Великому Посту. Однако на Руси и в казачьих областях она приобрела вид очень весёлого праздника.

Во многих, особенно в старообрядческих станицах, Масленица проходила в молитвенном настроении и телесном воздержании.

На масляной неделе в станицах уже не употребляли мяса, но другую скоромную пищу - сливочное масло и другие молочные продукты, яйца - можно было есть.

На масленицу в казачьих станицах было принято устраивать кулачные бои, которые были подчинены определенным правилам и проводились преимущественно на масляной неделе. Никто в таких схватках не имел права бить сзади и сбоку, бить того из противников, кто пригнулся, присел, не били лежачего и др. Обычно в кулачных боях участвовали улица на улицу, одна сторона реки на другую. Как правило, драку начинали еще засветло малыши.

Естественно, на масленицу было принято угощать друг друга блинами.

Но не стоит думать, что казаки могли только веселиться. Нет. Они с усердием соблюдали посты, и в первую очередь Великий Пост, который должен подготовить христиан к встрече светлого праздника Рождества Христова.

Казаки строго соблюдали посты, воздерживаясь не только от скоромной, но и всей пищи (в основном старики), особенно по средам и пятницам. Во многих казачьих семьях имелась специальная «постная» посуда», т. е. особые горшки, чугуны, миски и даже ложки, предназначенные только для постных дней. Следя строго за собой, взрослое казачье население постоянно следило за молодежью, чтобы она не затевала веселых игр, не пела мирских песен, не затевала плясок. Во время говения старые казаки и казачки ели один раз в день и притом нередко только хлеб или сухари с водой. Для казачат устанавливали, что дневное голодание для них обязательно только в страстную пятницу.