Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 43 из 43)

Терское казачье войско, прошедшее хорошую школу жизни в условиях переломной эпохи, получившее собственную героическую боевую историю и первые опыты политической борьбы, тем не менее, не избавилось от доверчивости, и двинулось от иллюзии состоявшегося возрождениям к очередной иллюзии, спрятавшейся под привлекательным термином «государственной службы».

На рубеже веков процесс возрождения казачества пошёл по новому пути развития. В конце 90-х казачье движение находилось в состоянии определённого оцепенения, что некоторые историки объясняют общей ситуацией в стране и обществе, а именно: падением международного престижа России; политической и экономической нестабильностью внутри страны; спадом сепаратизма и т.д.

В этот период казаки начинают активно стремиться к государственной службе, которая бы позволила им не только сохранять свои ценности и традиции, но и обеспечить существование своим семьям. Активные меры в отношении казачества предпринимались правительством Ставропольского края, которое стремилось упорядочить деятельность казачьих организаций.

Сложность создания единой казачьей структуры в крае заключалась в том, что казачьи группы, проживающие на территории Ставрополья, были исторически неоднородными. На Кавказских Минеральных Водах, в Георгиевском, Кировском и Курском районах располагаются терские хутора и станицы. В Новоалександровском, Изобильненском, Шпаковском, Кочубеевском, Андроповском районах и городе Невинномысске проживают потомки кубанских казаков. Центральная часть края (Александровский и Грачевский районы) населена потомками линейных казаков, обращенных в крестьяне по окончанию Кавказской войны. В восточных и северных районах Ставропольского края образовались более «молодые» казачьи группы, спаянные единой судьбой выселения из мест традиционного проживания и раскулачивания после Гражданской войны и в ходе коллективизации.

25 марта 1998 года Губернатором Ставропольского АЛ. Черногоровым. было подписано Постановление «О государственной поддержке казачьих обществ Ставропольского края, внесенных в Государственный реестр «Казачьих обществ Российской Федерации». В постановлении были определены основные направления взаимодействия государственной власти и казачьих обществ на Ставрополье. В частности предполагалось создание патрульной службы и выделение земельных средств для казачьих обществ.

На основании этих правовых актов казачьи общества обретали реальную возможность получения земель сельскохозяйственного назначения в постоянное бессрочное пользование.

Активную роль в процессе возрождения казачества в этот период сыграл В.П.Бондарев, избранный в 2000 г. атаманом Терского казачьего войска.

Возобновившиеся военные действия осенью 1999 года в Чеченской республике, так же не прошли без участия казаков. Так, была сформирована Наурская комендантская рота.

С началом Второй Чеченской войны казаки возобновили проведение благотворительных акций, направленных на обустройство и оказание материальной поддержки беженцам из Грозного, а также на гуманитарную помощь русскому населению, оставшемуся в Чечне, и военнослужащим, проходящим службу в зоне военного конфликта.

Бурные события в республиках Северного Кавказа привели к тому, что из них начался массовый отток русского населения, в результате чего исторический центр терского казачества переместился с территории непосредственного Притеречья на юг Ставропольского край (района Кавказских Минеральных Вод, Георгиевский, Кировский, Курской районы).

На 2002 год Терское казачье войско состояло из Ставропольского округа, Аланского округа, Кизлярского округа, Моздокского особого приграничного отдела. Общая численность Терского казачьего войска составила 53 тысячи человек, из них 27 180 - в Ставропольском округе, и около 20 тысяч - в Аланском округе.

Но истинное возрождение казачества никак не могло пройти без становления их идеологического стержня. Мы знаем, что главным для казака является - вера православная. Именно посредством её воспитывают казаки наиболее важные свои духовно-нравственные качества. За годы советский власти в обществе возникло состояние бездуховности, и вот теперь, одной из главных задач стало - возвращение человека к Богу. Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, а вслед за ним и возглавивший епархию епископ Феофан, как и многие священники приходов на территории Терского казачьего войска, призывали атаманов и казаков к тому, чтобы от формального и крайне редкого участия в церковных службах переходить ко всей полноте христианской жизни.

Надо сказать, что казачество прекрасно понимала необходимость духовного возрождения, а соответственно и духовного воспитания. В этом отношении казаками предпринимался ряд мер, так, силами казаков начались строительства храмов, восстановление монастырей.

Очень успешно вопросы социального характера решаются в уникальном на территории Терского казачьего войска населенном пункте (более 99% казачьего населения) — с. Зеленая Роща Степновского районного казачьего общества. Ярким примером казачьей общинной благотворительности является факт сбора денег казаками Терского войска на нужды семьи атамана станицы Ищерской Чеченской республики Н.Ложкина, убитого бандитами в декабре 2002 года. На эти средства казаки приобрели дом в городе Новопавловск Ставропольского края, куда семья Ложкина и была перевезена.

Каждый, кто хочет стать казаком должен начинать своё образование с малых лет, и этому способствует активная работа казачьих обществ с молодёжью. Эта работа включает в себя: помощь детским домам (казак должен быть милосердным и помогать нуждающимся); так же активно открываются спортивные секции. Крайне необходимо знакомиться с особенностями казачьей культуры в школе.

На совете атаманов Ставропольского казачьего округа 11 ноября 2006 г. в станице Ессентукской было принято решение о создании в регионе единой казачьей молодёжной организации «Типчак».

Кроме того, казаки помнят, что на протяжении веков они жили бок о бок с другими народами. Сегодня некоторые казачьи общества на территории края ведут активный диалог с представителями других народов, целью которых является формирование добрососедских отношений.

17 июля 2003 года Государственная Дума. Ставропольского края приняла Закон «О казачестве в Ставропольском крае». Закон определял основные направления деятельности казачьих обществ финансирование которых теперь возможно было осуществлять из краевого бюджета. Для казачьих обществ появлялась возможность создавать: казачьи экологические и природоохранные службы, а также различные егерские и природоохранные подразделения, действующие на основе договоров с природоохранными органами; отряды содействия органам управления лесным хозяйством; аварийно-спасательные подразделения казачьих дружин на основании государственного (федерального и краевого) и муниципального заказов; муниципальные казачьи дружины для охраны общественного порядка; резервные отряды местной самообороны (общественной безопасности); казачьи охранные предприятия, которые могли вести совместную деятельность с организациями вневедомственной охраны по охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов.

Президент Путин обещал привнести в казачье движение России новый позитивный импульс, связанный с тем, что в Администрации Президента РФ был разработан проект Закона «О государственной службе Российского казачества» и направлен на рассмотрение в Государственную Думу.

Казаки с надеждой ожидали принятия федерального Закона, связывая с ним возможность разрешения всех накопившихся за пятнадцатилетний период новой казачьей истории проблем, и делали это даже не взирая на скептические замечания.

Исполнение президентского обещания не заставило долго ждать. 9 ноября 2005 года Закон №154 «О государственной службе Российского казачества» был принят Государственной Думой РФ, а 5 декабря подписан Президентом РФ В.В.Путиным.

В законе были прописаны положения, касающиеся взаимоотношений между казачьими обществами и структурами государственной и муниципальной власти, обозначены виды «государственной и иной службы российского казачества», а также порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

Вместе с тем нельзя не сказать и о главном положительном факторе принятого Закона «О государственной службе Российского казачества». Заключается он в том, что наконец-то зaконодaтельнo, былo пoдтвepждeно само существование казачьего движения в России, с которым приходиться считаться, и который невозможно выбросить из современного периода истории России с ярлыком «пережиток средневековья».

В сентябре 2006 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший во Владикавказе, большинством голосов переизбрал атамана В.П.Бондарева на третий срок.

В этот период казаки стали всё больше и больше интересоваться политикой. Так на форуме 2007 г. казаками было принято решение о поддержки партии «Единая Россия».

Итак, как мы увидели, процесс возрождения казачества на Северном Кавказе, не смотря на все трудности, постоянно продвигается. Это не может не радовать, так как, чем больше будет людей, главной целью которых будет- служить отчизне, тем более здоровым вырастет наше общество. Именно казак, с его моральными и духовными идеалами и принципами должен стать образцом идеального гражданина.

Вопросы к теме

1. Что, по вашему мнению, послужило причинами возрождения казачества? Какие положительные стороны казачьей истории привлекали людей?

2. В каких законодательных документах отражается процесс возрождения казачества?

3. Какие функции выполняет казачество на настоящем этапе? Чем, по вашему мнению, казаки ещё могут послужить Отечеству?

4. Как происходили процессы возрождения казачества на Тереке? Назовите выдающихся личностей, способствовавших возрождению казачества.