Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 5 из 43)

В связи с тем, что дни Великого Поста приходились всегда на интенсивные полевые работы, то взрослые казаки говели на первой, четвертой и страстной неделе. В это время каждый говеющий старался меньше говорить, чтобы не проронить дурного слова, а по вечерам во многих семьях (особенно старообрядческих) читались божественные книги. Все церковные службы говеющие посещали добросовестно, а перед исповедью кланялись друг другу в ноги, прося прощения.

Но самым главным праздником в христианстве считалась Пасха. По важности Пасха является праздником праздников, торжеством торжеств, поэтому и отмечается православной церковью с необычайной торжественностью. Большинство казаков были одними из самых верных и последовательных приверженцев христианской православной веры.

В продолжение страстной недели в каждой казачьей семье шла работа по приведению своих жилищ в нарядный вид. Мужчины на страстной неделе наводили порядок в базах и на полевых станах домашнего скота, заготавливали корм с тем расчетом, чтобы хватило на полную Светлую седьмицу, чтобы в праздник не пришлось беспокоиться по этому поводу. Женщины хлопотали в жилищах.

Старые казачки говорили, что если на страстной неделе проведешь в доме хорошую уборку, то в нем будет водиться чистота весь год. Кроме всеобщей уборки жилищ, на этой неделе забивали скот, птицу, (в основном на чистый четверг), предназначенные для праздничного стола и заготовок впрок.

Покончив с убранством, казачки приступали к стряпне: жарили и варили мясо, пекли куличи, красили яйца. Все хозяйственные хлопоты заканчивались к вечеру Великой субботы. Затем многие спешили в церковь, чтобы послушать чтение «страстей».

После литургии священники выходили к прихожанам, которые зажигали на куличах свечи и ждали терпеливо, когда до них дойдет очередь и святая вода попадет на их пасхальную еду.

Осветив куличи, многие отправлялись на кладбище, чтобы там похристосоваться со своими покойными родителями. Поклонившись родным могилкам, целовали землю, оставляли на могилках пасхальные угощения, а затем спешили домой разговляться с домочадцами.

Матери будили детей, и вся семья садилась за стол, где была разложена освященная провизия. Читалась молитва, и все приступали к праздничной трапезе. Казаки считали, что освященная пасхальная еда имеет сверхъестественные свойства и обладает силой помогать православным христианам в трудные и важные минуты жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно собирали: часть из них зарывали в землю на пашнях с целью предохранения посевов от градобоя, а часть хранили дома, чтобы во время летних гроз бросать их в огонь с целью предотвращения губительных ударов молнии и грома.

В пасхальное воскресенье казаки никогда не ходили массово на кладбище. Массовость кладбищенских посещений сложилась в советское время, так как других выходных дней властями не предоставлялось.

Ещё одним праздником является день Святой Троицы. Жилища и заборы казаков украшались зеленью. Этот праздник в некоторых станицах назывался «зелеными святками», потому что на обедню в церковь они приходили с букетами луговых и домашних цветов. Заборы украшались ветками тополей, берез. Комнаты домов наполнялись чабрецом (чобором), а стены, косяки дверей и окон - цветами. Молодежь в эти дни выходила к реке или на луг, который в это время покрывался множеством цветов, и отмечала праздник «завиванием венков». Молодые казаки уходили далеко в поле, где отыскивали редкие и красивые цветы, плели из них венки и дарили казачкам. Праздненство сопровождалось распитием сладкой воды - морса.

Старшее поколение рано утром приносило с собой в церковь помимо чабреца и небольшие пучки травы, которую освящали, а затем примешивали в сено и отдавали скоту. Целебные травы после освящения высушивали и добавляли при заваривании чая. Праздник Троицы напоминал больше прощание с весной, наступление лета и множества сельскохозяйственных работ. Поэтому в каждой казачьей семье проводились молебны с целью задобрить Господа Бога, чтобы он не посылал бед на будущий урожай зерновых, трав и домашний скот.

Казаки одинаково трепетно относились ко всем православным праздникам. Проявляя во время них присущую казачеству любовь к Богу.

Кроме того, надо помнить, что каждое казачье войско имеет свой войсковой праздник - 30 марта – Амурское, Забайкальское, Уссурийское, 6 мая – Оренбургское, Семиреченское, Астраханское, 7 сентября – Терское, 12 сентября – Кубанское, 30 октября – Донское. 21 ноября – Уральское, 19 декабря - Сибирское.

Наиболее почитаемыми святыми у казаков являются святой Георгий Победоносец и святой князь Александр Невский, которые являлись воплощением идеального воина и защитника Родины и веры.

Казаки за все время своего бытия выработали много традиционных, обрядов: свадебных, родильных, похоронных, поминальных и других.

Естественно, важнейшее место уделялось родильным обрядам.

При желании родить сына, казачка всю беременность носила рубаху той женщины, которая родила много сыновей; или старалась «покумиться», то есть стать кумой в той семье, где рождались мальчики. Если казачка хотела родить девочку, то ни в коем случае она не притрагивалась к мясу и не ела мясной пищи.

Беременным женщинам запрещалось принимать участие в похоронах и свадьбах. Они не имели права крестить детей, стричь свои волосы, шить по воскресеньям и праздничным дням. Нельзя было на себе зашивать одежду, не позволялось беременной женщине рубить дрова.

Если казачка краснела при вопросе, кого она ждет, мальчика или девочку, то по примете, она должна была родить мальчика.

Казачки по снам определяли пол будущего ребенка. Накануне родов казачка каялась перед всеми ближними и соседями, просила прощения, причащалась в церкви, просила бога о помощи в родах.

Новорожденного ребенка обязательно клали на бурку. С рождения младенец впитывал казачий дух. Ну и как же после рождения казака обойтись без крещения!

Нательный крестик, даримый крестным отцом, всегда тщательно выбирался, так как крестик является величайшей христианской святынею, видимым свидетельством нашего искупления, оберегом в течение жизни. В церковной службе на праздник Воздвижения воспевается древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, Красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Освященный крестик нельзя носить без благоговения. Он является святыней, и ношение его без должной чести может навлечь вместо помощи свыше Божий гнев. Казакам всегда внушалось, что крест – это величайшая святыня.

Как мы знаем, казаки очень трепетно относились к своим предкам, именно поэтому похоронным обрядам придавалось так же очень большое значение.

Самым устойчивым в казачьих семьях был похоронный обряд. В случае мученической смерти в печке открывали задвижку, открывали окна, двери, брызгали умирающего свяченой водой, накрывали венчальным нарядом, зажигали лампаду или свечи. К нему приходили казаки, просили прощения и благословения на жизнь. И сам умирающий у всех просил прощения; он говорил всем: «бога не забывайте, в церковь ходите по воскресеньям, мать доглядайте, слушайтесь старшего, не ворошите моих костей на том свете». Умирающего причащал священник.

Свадьба - это важнейший шаг в жизни человека. И поэтому обряды, связанные с ней носили священный смысл. Но вплоть до начала XVIII века процедура заключения брака была очень простой. Для того, чтобы заключить брак, казак должен был привести женщину на площадь и называя её по имени: «А ты будь мне жена», на что женщина отвечала: «А ты будь мне муж». После этого казак прикрывал её полой своего кафтана.

Прикрытие полой кафтана имело символическое значение. Этим действием подчеркивалось покровительственное отношение к женщине. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября или Пасхальных праздников - на Красную Горку).

Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.

После того как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по-праздничному, обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего красноречием, который смог бы расположить к себе будущих сватов, и шли к ним.

Входя в дом невесты, сваты говорили: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор, вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом!» Или: «У вас, мы слышали, есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Следует ответ: «Милости просим». Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозилось приданое невесты.

Свадебные платья шились из лучших материалов (ситца, сатина). Цвета платьев были различны: белые, светло-розовые, светло-голубые, иногда с мелким, чуть заметным рисунком. На платье невесты обязательно прикалывали искусственный цветок. На голову аккуратно повязывали платок. Впоследствии вместо платка стали надевать на голову сверху венок. В казачьих семьях этот свадебный головной убор хранили долго. Молодые мужья, как правило, надевали казачью папаху, которая подчеркивала их достоинства и способность всегда на защиту семьи и Родины.