Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 6 из 43)

В день бракосочетания невеста рано утром, до восхода солнца, вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы, и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Тем, кто поздравлял молодых, подносили спиртное и специально испеченные «шишку» или «тарарушку». Вскоре сваха приступает к «поливанию» - обрезанию косы. Она расплетает одну косу и заплетает ее уже на две косы.

В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом сопровождали их шутками да прибаутками: «Чтобы Бог вам хлеба родил и детей послал, чтобы люди с вами знались и добром к вам отзывались, чтобы в доме вашем были счастья и доля». Нередко можно было услышать напутствия: «Дарю вам серебро, чтобы в доме было добро», «дарю вам ложки, чтобы рождались Сережки, а еще чашки, чтобы рождались Наташки», «дарю вам рупь, чтобы купили тулуп» и т. д.

В линейных станицах Кавказа на пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед и бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать (в шубе, надетой шерстью наружу, чтобы жили богато и было много скота) - хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья. На Дону и в ряде казачьих станиц Кавказской линии существовал обычай дарения отцом невесты плетки, которая после свадьбы вешалась на притолоку двери спальни с левой стороны.

Получив от тестя плетку, зять легко ударял трижды молодую жену, приговаривая при этом: «Покидай батькин и материн норов и бери мой». Молодая жена при этом трижды кланялась мужу в ноги, выражая свою покорность.

Свадебный обряд у гребенских казаков за многие годы жизни по соседству с горскими народами несколько отличался от донских и кубанских казаков. У гребенцов браки совершались в возрасте 16-17 лет у юношей и 14-16 лет у девушек. Здесь при заключении брака значительную роль играла родня. Родители жениха, как правило, не ходили сватать невесту, а просили выполнить это своих ближайших родственников. Выбрав день, сваты приходили в дом невесты и, войдя в сени, творили молитву. Затем входили в дом, «клали три поклона», здоровались. Родители невесты, если жених им нравился, просили зайти дня через 3-4. Выбирался день, когда сватам следует прийти в гости с хлебом-солью и заключить договор «рукобитием». Через два дня родители жениха приходят в гости к родителям невесты, где довариваются о дне, когда должны быть принесены «лепешки» от жениха. Как правило, этот день выбирается через 7 дней после «рукобития». Мать жениха носит в дом невесты каждую субботу либо пирог, либо лепешку и непременно графин чихиря. Обряд «лепешек» установлен для того, чтобы «одаривать невест», причем в таком одарении принимает участие почти вся родня жениха. Родственники невесты также не остаются в стороне и одаривают в свою очередь жениха.

Особое место занимает обряд проводов на службу. Это вполне понятно, так как казак это в первую очередь защитник отечества.

Будущий казак усиленно ухаживал за своим конем: кормил, поил, ласкал его, называя по имени-кличке. Так же, шили обмундирование, готовили снаряжение: новое седло, уздечку, торбы (для овса), нагрудники.

Мать же казака готовила для него сдобные сухари, готовила сало и другие вкусные вещи, которые могли бы порадовать её сына на службе. Жена готовит для мужа хорошую и крепкую одежду.

Иногда отец просит сына оседлать коня и проехать перед ним аллюром, шагом, рысью, наметом. Зорко присматривается старый служака нет ли какого изъяна. Так же не забывают про новобранца и соседи, каждый из которых даёт ему советы, которые потом пригодятся на службе.

Вечером перед днем отправки на службу в доме собирается много родни, знакомые, друзья. Всю ночь в станице не смолкают казачьи песни, полные веселья, разгула, удали, а утром собираются на проводы.

Казаки в XX веке уходили на военную службу в 21 год. Родители старались, чтобы казак, уходя на службу, был женат. Практически всегда к этому времени у него в семье было 1-2 ребенка. Жена с детьми оставались в доме родителей. Но они не грустили, а радовались, что их сын, муж и отец защищает свою Родину, а значит они под надёжной защитой.

Вопросы к теме

1. Какое место занимает вера в жизни казака?

2. Какие наиболее почитаемые казаками иконы вы знаете?

3. Охарактеризуйте взаимоотношение церкви и казачества.

4. Как происходило развитие православия на Тереке?

5. Какие наиболее важные молитвы вы знаете?

6. Какие вы знаете наиболее почитаемые казаками праздники?

7. Расскажите о наиболее значимых обрядах казаков?

ТЕМА 3. КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ, НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ И ФОЛЬКЛОР.

Казак - человек деятельный, подвижный и непоседа, если нет войны или похода, он сам ищет приключения в разных предприятиях.

Казак является знатоком многих народов, их жизни, обычаев, традиций. Он со всеми народами может общаться в той мере, которая не противоречит их общим интересам.

Казак никогда не жалуется на Бога, ибо это ниже казачьего достоинства. Нарекание на Бога он считает проявлением идолопоклонничества.

Казак всегда готов помочь каждому, кто попал в беду, и предпринимает все необходимое, чтобы выручить из нее.

Казак высоко ценит женщину, особенно свою мать. Мать для казака есть величайшая святыня. В защите семьи, родителей, сестер, братьев казак готов умереть.

Так можно кратко охарактеризовать представителя казачьего народа, о котором писали известные путешественники, ученые, писатели. Он не был знатен своим родом, происхождением, а прославился на весь мир.

Когда поднимается вопрос о каком-либо народе, то обращаются к истокам его истории и в ней ищут истину, как ключ к разрешению насущного вопроса. Знать историю своего народа, а тем более казаку, полезно. В данном издании мы не ставим своей целью рассмотрение вопроса о том, кто является основоположником казачьего рода или полной истории казачества, это тема специальных исследований. Однако укажем на то, что для многих остается неизвестным: казаки всегда относили себя к особому народу, имеющему свои историю, традиции, обычаи, культуру.

Наше казачье прошлое, наши традиции, уклад жизни, культура способствовали созданию казаков - совершенно самобытного народа, пропитали их особым духовным началом, которое уничтожить трудно. Где бы ни были природные (потомственные) казаки, они везде крепко держатся своих устоев.

Только тогда эти традиции и устои будут крепкими и долговечными, когда каждый казак найдет правильные пути и решения в поставленной цели, когда он поднимется выше личных побуждений, когда будет смело смотреть на все происходящее, когда здравый ум, горячее сердце, твердая воля будут направлены на то, чтобы сохранить и умножить то, что оставили в наследство наши предки.

Казачьи семьи были многочисленны. Средняя численность детей-казачат в конце XIX века составляла девять-одиннадцать человек. История не оставила нам написанных правил и форм семейного и общинного воспитания казаков. У казаков не имелось и четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. Основой жизни казачества была охрана рубежей российского государства. Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной, боевой готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности. В ранние века считалось, что казак рождается воином. «С появлением на свет младенца начиналась его военная школа: новорожденному все родные и односумы отца приносили в дар «на зубок» ружье, патрон пороха и пулю, лук и стрелу; подаренные вещи развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем».

В казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами, и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать - ответчица за дитя перед Господом Богом. Поэтому казачата до семи лег не исповедовались. Сведения о мироздании они черпали из рассказов взрослых. Несмотря на отсутствие написанных правил воспитания детей, казаки в течение многих веков создали и своеобразные традиции воспитания молодого поколения, моральной и нравственной устойчивости, которые сводились к следующим правилам:

1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, как бы они относились к вам, разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.

2. Быть всегда правдивым и искренним не только в словах, делах, но и в мыслях.

3. Жить только за счет своего труда, избавляться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.

4. Воздержание и умеренность во всем.

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования у подрастающего поколения своего гражданского долга, гражданской ответственности, мужества, храбрости. Казаки - отцы и деды - говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны уделять небольшое время у иконы, чтобы мысленно оценить прожитый день».

Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства.

Воспитание детей, особенно мальчиков, у казаков преследовало одну цель: сделать из казачонка воина, способного встать на защиту матушки-России. Новорожденному родственники и знакомые приносили пули, у изголовья младенца клали саблю, пистолет, лук и ружье: приобщайся к ремеслу воинскому, казачок! Трехлетние казачата уже умели ездить на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом дончаке по улицам городка.