Рождение ребенка, а тем более мальчика, было важным событием в семье. И для новорожденных мальчиков существовали традиции. Над их кроватью обычно вешали оружие, вместо подушки клали небольшое седло. На крестины ему дарились стрелы, пики, кинжал и посвящали в казаки. Здоровый и крепкий сын был гордостью матери-казачки. Когда сыну исполнялся год, отец торжественно выносил его на майдан и сажал на коня. Старики-казаки по его посадке, по хватке ручонками различных предметов, развешиваемых рядом, определяли его будущее. «Добрый будет казак», - такой приговор был наградой родителям.
Детям постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду. Семейное воспитание казачат проходило по таким направлениям:
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности.
С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску забора, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывались сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уход за домашней птицей, прополку сорняков на закрепленных наделах земли приусадебных участках, уборку во дворе и по дому. В три года казачата свободно сидели на лошади. В десять подростки могли гонять коней на водопои, нередко без седла и уздечки и непременно рысью наметом или в карьер, запрячь лошадь, пасли коней в ночном. В двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь 14-15-летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть из-за него огонь.
Девочек с ранних лет учили постоянно следить за чистотой нравов, помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, готовить пищу уже с 12 лет.
2. Учение добру, благожелательности, уважение к старшему поколению.
Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и прививали отвращение к злу. Духовно-нравственное воспитание на основах православной церкви становилось обязательным фактором. Приобщение к религии и осмысление веры в казачьих семьях начиналось с раннего возраста. Дети в 5-6 лет обязаны были перед сном вместе с дедушкой, бабушкой, отцом, матерью, стоя на коленях перед иконами читать молитвы с обращением к Богу. Все это делалось постоянно в результате чего у детей в казачьих семьях с малолетства вырабатывалась вера в Божьи законы, восприятие жизненных проблем страх позора и т. д.
Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости, свободу от рабства. Казаки с ранней поры приучались к семейной жизни, уважению старших по возрасту. «Почет к старшим и в особенности испытанным в боях воинам был обязанностью для молодого поколения. Молодежь не имела права садиться в присутствии стариков». Добрые семена воспитания уважения к старшим становились обязательным обрядом. Нарушений почтения и уважения к старикам-казакам в станицах не наблюдалось.
3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию.
Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Конфликты могут быть не только семейными, но и при столкновении противоположных взглядов, стремлений, спорах, серьезных разногласиях и т. д. Такое положение дел учитывалось старшим Поколением, и при воспитании казачат отмечалось, что все это зло и его следует избегать. С этой целью приводилось множество примеров из их семейного рода и тех предков, которые пользовались уважением всего станичного общества, учили быть похожими на них.
4. Учение духовным потребностям и послушанию.
Дети должны были знать, что духовные потребности казака не менее важны, чем физические. И если духовная сторона будет отсутствовать, то физической ее невозможно заменить. Физические потребности должны базироваться на духовной основе. Детей учили добродетели, вере, умению принимать гостей, а так как казаки жили по соседству с горскими народами, то и кунаков. Одной из значительных черт воспитания казачат - послушанию - удалялось большое значение. Нарушение этой традиции считалось большим недостатком семейной и общинной жизни казаков. Семьи, у которых росли непослушные дети, неоднократно посещались атаманом, а родители приглашались на заседания станичного правления. Старшее поколение вместе с казачатами постоянно посещали церковные приходы, учили многочисленным молитвам.
Молитва, говорили старики, есть возвышение ума и сердца к Богу или беседа души с Богом. Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник.
5. Учение жить своим умом и сочувствовать близким, рядом идущим.
С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям.
Особенно зорко следили в каждом казачьем роду, чтобы ребенок не был заражен завистью.
Не смотря на то, что Казки являются очень верующими, в их среде очень широко распространены различные приметы.
Из своих старинных обычаев казак до сих пор сохранил обыкновение – брать с собой в поход кусочек родной земли. Землю берут или у церкви, или на кладбище с могилы отца, матери, или, в крайнем случае, просто в саду или у самого дома; землю зашивают в мешочек и привешивают на грудь ко кресту. Смысл обычая: если казак будет убит – родная земля все таки будет у него на груди.
При выходе на службу казак тщательно присматривается к коню и примечает: если конь испражняется – хороший знак: казак вернется домой живым и здоровым; если конь помочится, значит, жди беды: или казак будет ранен, или убьют у него лошадь, или возьмут его в плен. Но, Боже спаси, если при последнем выходе из дома у казака спадет шапка с головы: убит будет наверное. К этим трем приметам суеверный казак относится с величайшим доверием.
Как мы уже знаем, казаки были людьми очень религиозными, и, поэтому многие приметы были связаны с религиозными праздниками. Так одним из наиболее почитаемых праздников было Сретенье. Не случайно с этим днем они связывали множество примет. «На Сретеньев день снежок - весною дожжок». Капель в этот день предвещала урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых садов. Не случайно опытные казаки, придя из церкви (если не было ветра), трясли деревья в своем саду, «чтобы быть с плодами». Если в этот день было тихо и светило солнышко, то должны быть хороши пшеница и овес. Казачки в Сретение начинали усиленно кормить кур, чтобы они несли хорошие яйца. Именно с этого времени увеличивалась яйценоскость кур.
В линейных станицах Кавказа на пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед и бабушка, крестные. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья. В ряде станиц Кубани и Терека до сих пор существует поверье о том, что монета, доставшаяся кому-либо при осыпании, а затем подложенная весной под наседку, способствует хорошему выводу цыплят
Медицина долгое время была практически не развита в среде казачества, поэтому полученные в многочисленных сражениях раны приходилось лечить старыми дедовскими методами. Естественно, более опытные в ратных делах казаки помогали своим молодым товарищам. Но необходимость в правильном лечении была на лицо. Не имея своих лекарей, донские казаки обратились с челобитной грамотой к государю московскому, прося прислать искусных лекарей «для лекарства больных и раненых казаков»» Царь Алексей Михайлович удовлетворил просьбу донцов.
В 1673 году первые лекари прибыли в Черкасский городок. Звали их Афанасий Щещуков и Иван Костылев. Раненых казаков лечили старинным домашним способом: накладывали припарки из горячего вина и смазывали раны особым составом» сделанным из желтого воска, говяжьего сала, белой смолы и «деревянного масла». Казаков, заболевших проказой или другими болезнями, считавшимися неизлечимыми - не лечили.
Как правило, большинство вопросов социального характера на протяжении XVIII века по-прежнему решались в казачьей среде в соответствии с нормами обычного общинного права.
Уровень грамотности среди, казаков Терека оставался на довольно низком уровне. Дальнее приграничье Российской Империи проживало в условиях практически непрерывной войны, военная служба являлась занятием казачьего населения этою региона, и грамотность рассматривалась лишь как необходимый инструмент отправления церковных служб.
Медицинское обеспечение в Гребенском казачьем войске практически отсутствовало. В станицах не было ни врачей, ни аптек, и казаки обращались за помощью к знахаркам, что приводило к большой смертности от болезней.
В Кизляре ситуация сложилась более благоприятная, так как к гарнизону было прикреплено несколько врачей, но смертность среди казаков и здесь оставалась высокой. Сказывались антисанитарные условия проживания нижних чинов и тяжелые климатические условия, обусловленные нерациональными методами хозяйствования. В результате прорытия в этой местности оросительных каналов произошло заболачивание местности, что и явилось причиной распространения малярии.
Черноморское казачество, приобретая кавказские черты и упрочивая украинские традиции за счет постоянного притока украинских переселенцев сохраняло еще довольно долго запорожские привычки, особенно в быту. Еще в середине XIX в. некоторые казаки по запорожскому обычаю носили «оселедец» (длинную прядь волос) на бритой голове. Потомки запорожцев с трудом привыкали к семейной жизни. Войсковое правительство буквально принуждало их жениться. Позже свадебная обрядность у них носила отчетливо выраженный украинский характер, в отличие от свадебной обрядности линейцев.