1) повествования; 2) утверждения; 3) вопроса; 4) восклицания; 5) просьбы; 6) вежливой просьбы; 7) эмоциональной просьбы; 8) увещевания; 9) повелевания; 10) настойчивого повелевания; 11) поучения; 12) убеждения; 13) предупреждения; 14) угрозы; 15) сильной угрозы; 16) обиды; 17) удивления; 18) изумления; 19) приглашения; 20) различения; 21) перечисления; 22) сопоставления.
Фразы для упражнения и эксперимента: Проходите, пожалуйста. Хорошо. Здесь очень хорошо. Посмотрите этот фильм. Здравствуйте. До свидания. Мой отец юрист. Какой сегодня день. И обед не обед, когда хозяйки дома нет.
Упражнение 6
Попытайтесь отработать произношение отдельных звуков и учесть особенности интонации, ударения при произнесении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.
Пословицы, поговорки
Без труда – нет добра.
Где сосна взросла – там и красна.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Пословица груба, да правда люба.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Не болтай наугад, клади слова в лад.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
На острую косу много сенокосу.
Красно поле пшеном, а речь – умом.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Речами тих, да сердцем лих.
Красота приглядится, а ум вперед пригодится.
Учить – ум точить.
С умным разговориться, что меду напиться.
Не спеши карать, спеши выслушать.
К кому сердце лежит, туда оно и бежит.
Безделье – мать всех пороков.
Хвастать не косить: спина не заболит.
Маленькое дело лучше большего безделья.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Всякому мила своя сторона.
Слово – олово.
Бритва скребет, а слово режет.
От одного слова да навек ссора.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Птицу кормом, а человека словом обманывают.
Сладкий язык и змею из норы вытащит.
Доброе слово дороже богатства.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
То же слово, да не так бы молвить.
На льстивые речи не мечись, на грубу правду не сердись.
Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.
Не дав слова, крепись, а дав, держись.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Загадки
Ходит щучка по заводи,
Ищет щучка тепла гнезда,
Где бы щучке – трава густа.
(Коса)
Принялась кума за дело,
Завизжала и запела:
ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)
Поле-не мерено.
Овцы – не считаны.
Пастух рогат.
(Небо, звезды, месяц)
Под кочкою крошка –
Только шляпка да ножка.
(Гриб)
Повернулось к солнцу
Золотое донце,
В донце – оконцы,
В оконцах – щелкунчики,
Щелкунчики – грызунчики.
(Подсолнух)
На шесте – дворец,
На дворце – певец.
(Скворечня)
Новая посуда, а вся в дырах.
(Сито)
Белое одеяло
Землю покрывало,
Солнце припекло –
Одеяло потекло.
(Снег)
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю гуляла,
Бусы растеряла,
Солнце припекло –
Все подобрало.
(Роса)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Сто одежек и все без застежек.
(Капуста)
Красна девица сидит в темнице,
Коса на улице.
(Морковь)
Пришла панья
В красном сарафане –
Как стали раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Мается, мается,
Придет домой – растянется.
(Топор)
Два подъячих
Водят Марью вертячу.
(Петли и дверь)
Скороговорки
В поле полет Поля просо.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала,
пойдет к Лавру – на Фрола наврет.
Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.
В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха,
редька с квасом, редька с маслом да редечка так.
Около кола колокола.
Клава клала лук на полку, угощала им Николку.
Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Волки рыщут – пищу ищут.
Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!
Упражнение 7
Проанализируйте приведенные стихотворные тексты с точки зрения использования в них как стилистического приема разных видов звуковой инструментовки.
1. Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А.Пушкин)
2. Так будто грома грохотанье-
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой. (А.Пушкин)
3. Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М.Лермонтов)
4. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев)
5. И вот она грохочет –
Сталь по стали –
Индустрия на собственном ходу.
Иду-у! Иду-у!
Раскатисто и ходко
По магистральным шпарит
колеям!... (Е.Исаев)
6. Я в деревне Лазаревке живу,
вдоль по Лазаревке странствую…
Ты пошли мне, Лазаревка, жену,
Как ты, Лазаревка, ласковую… (Б.Окуджава)
7. Осенний холодок. Пирог с грибами.
Калитки шорох и простывший чай.
И снова
неподвижными губами
короткое, как вздох:
«Прощай, прощай…» (Б.Окуджава)
8. С приплеска несло песок, больно стегало в лицо,
ослепляя воспаленные глаза. (В.Шишков)
3.2 Лексические средства русского языка
Упражнение 8
Ниже даны примеры различного рода консультаций и отзывов о произведениях малоопытных авторов со стороны видных писателей. Проанализируйте эти материалы, отметив, чему можно поучиться у опытных литераторов в работе с начинающими авторами.
1) Д.Я.Айзману.
15 марта 1901 г. (Полтава)
Милостивый государь
«Алтын» - по крайней мере, в этом виде – не пойдет. Замысел хороший, в истории художника есть черты интересные, но исполнение «оставляет желать очень многого».
Прежде всего, нельзя изображать Пташникова таким чурбаном – иначе он не сумеет так тонко раскрыть свой душевный процесс. А затем – тон рассказа какой-то ужасный. «Носом кишки повылазют». «живу курку зубами скубти», «Важное цобе», «громоотводно раскапустисто», «Ерцем-перцем»…Дама, которая «ездит в Ригу» , да еще в клозете!.. Очень может быть, что в каком-нибудь одесском кружке когда-нибудь были в ходу такие словечки и обороты, но на обыкновенного читателя это должно произвести странное впечатление. И дело не в отдельных выражениях. Нужно рассказать все это проще, именно без этих «вывертов» (выражение, кажется, вашего Пташникова), проще, сжатее, короче, я сказал бы задушевнее. «Сыпь» тоже, думаю, дело случайное и лишнее… Одним словом, по моему мнению, над рассказом нужно поработать. Я отчеркнул кое-где, остальное должно Вам подсказать чувство меры и некоторый вкус. Но поработать надо внимательно. Теперь тон какой-то режущий ухо, скребущий и неприятный. Может быть, Вам удастся всё это сгладить. В замысле, а кое-где и в исполнении Вы все-таки значительно подвинулись против всех рассказов, но – простоты, простоты побольше и – вкуса.
Желаю всего хорошего.
Вл. Короленко
2) В.Д. Ряховскому
19 октября 1925, Сорренто
Повесть прочитал. «Так себе». Даже очень «так себе».
На эту тему – о положении учительницы в современной деревне – писал Яковлев «Болото». У него – проще. И нет такого обилия «местных речений», как у Вас. У Вас – «намыка», «будылки», «смыгала» и т.д.
Большая ошибка – писать словами, которые понятны лишь населению одной губернии. Так вот написан «Цемент» Гладкова, и это испортило его хорошую книгу.
Вы, молодые, все истязуете себя в поисках «формы». Бесплоднейшее занятие для того, кого не прельщают лавры А.Белого или Ремизова, людей бесспорно талантливых, но неудобочитаемых вследствие нарочитости их манеры писать.
Писать надобно просто, и чем проще – тем лучше. Да и – страшнее. Время и новый читатель требует простоты, ясности. Не думайте, что хорошо звучит такая, например, фраза у Вас: «Муть, рвань облаков и ветер». Да и - так ли это? Муть – туман? Да? Ну, какой же туман при ветре! И затем – нужна последовательность: В Вашей фразе ветер должен стоять на первом месте, «рвань облаков» его дело. «Десяток картошек в мундирах давным-давно протряслись», - здесь читателю надобно подумать, чтоб понять: «протряслись», - значит, переварились. Ага!
Все великолепные вещи – просты и побеждают именно своею мудрой простотой. Луврская Венера – идеально именно простотою своей. Такой женщины – живой, вероятно, никогда не было в мире. Вот где чудо искусства.
Форма – необходима. Чтоб найти её, нужно отбрасывать лишнее Вы, молодые писатели, не считаетесь с этим и тратите сотни лишних слов для того, чтобы ими изобразить, вылепить что-то. Но вы не изображаете, а всё только рассказываете. Надо понять различие изображения и рассказа.
Я говорю не о «картинности», не об «образности», нет. Это – не худо, но ещё лучше, когда то, что Вы написали, делается почти физически ощутимым для читателя.
А в этом вся цель искусства слова.
Будьте здоровы.
А. Пешков
Упражнение 9
Исправьте недочеты в текстах, заменив выделенные слова более точными.
1. В пойме Урала на шестьдесят тысяч гектаров поместился единственный в Казахстане Государственный бобровый заказник. Десять лет назад сюда доставили из Оренбуржья несколько речных бобров. На новом местонахождении они хорошо принялись. Сейчас в заказнике набирается уже 115 поселений.
2. В Таджикистане родилось ещё одно водохранилище. Перегорожено русло своенравной горной реки Даганасая. Водохранилище сделает возможным удовлетворить нужду орошаемого земледелия и послужит надежной охраной от селей и паводков, наносивших прежде всего существенный убыток народному хозяйству.