7) неизбежное накопление отрицательного опыта (корректный, опытный специалист, как правило, обнаруживает недостатки даже в самых "удачных" методах работы, так как "идеальных" методов не бывает);
8) либо отказ от методики, либо желание усовершенствовать ее и переход к последующему накоплению опыта и т. д. (повторение цикла проектировочных действий).
Все это можно представить в виде образной модели (рис. 1).
Рис 1. "Циферблат" творческого процесса:
Большая стрелка показывает этап, на котором находится психолог-проектировщик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики - см. в тексте); маленькая стрелка показывает, какая по счету попытка сделана при разработке методики
Можно также обозначить общую логику конструирования конкретных активизирующих профконсультационных методик:
1) определение цели методики (какая проблема моделируется, какой смысл методики) - на примере профори-ентационной игры;
2) конструирование подготовительного (доигрового) этапа;
3) определение общей игровой ситуации;
4) определение игровых условий;
5) определение процедурных дополнений;
6) конструирование послеигрового этапа (обсуждение, рефлексия игры);
7) практическая проверка и постоянное совершенствование данной игровой процедуры.
Основное направление поиска психолога-проектировщика выстраивается в соответствии с общим пониманием практической методики как совокупности внешних и внутренних средств деятельности психолога, разрабатываемой и используемой с учетом уровня развития клиентов и общей ситуации работы. Реально редко удается совершенствовать методику по всем позициям (имитационная модель, психотехническая модель, своя собственная готовность, повышение готовности к участию в методике самих школьников и т. п.). И тогда при проектировании и использовании методики часто срабатывает принцип "компенсации": что не получается в одном - компенсируется в другом (например, не удается развить свое обаяние, и тогда это компенсируем веселой, интригующей процедурой, когда самому можно оставаться по-прежнему угрюмым, а дети будут думать, какой у них "веселый" и "жизнерадостный" психолог, как с ним "интересно" и "хорошо"....).
Зачастую психолог вынужден придумывать какое-то средство улучшения своего труда по причине неудач в своей работе: либо ты что-то придумываешь, либо тебе лучше вообще поменять профессию... И не нужно бояться таких откровений, ведь известно, что с осознания своего несовершенства часто вообще начинается настоящее творчество.
Нередко само конструирование методики можно сравнить с построением дома из отдельных "кирпичиков" (конструктивных элементов). Конечно, при этом должны уже быть общая идея и замысел методики, но сами конструктивные элементы часто помогают существенно доработать методику. А иногда отдельные такие элементы ("кирпичики") вообще могут стать основой всей методики (вся методика как бы "наращивается", "кристаллизуется" вокруг этого внешне скромного элемента).
Например, в основе проектирования активизирующего шутливого профориентационного опросника "Моды" лежало желание автора методики как-то солидно обставить использование появившегося тогда термина "эпоха СШАизма", характеризующего сущность переживаемого Россией периода. И в итоге получилась методика, позволяющая в шутливой форме рассматривать сложнейшие проблемы, связанные с прогнозом изменения престижности многих профессий в ближайшие годы, где престижность профессий анализировалась по каждой эпохе (в том числе и по настоящей эпохе - "эпохе СШАизма").
Заметим, что реально при проектировании методики важно не только объективное ("правильное" и понятное для окружающих) стремление усовершенствовать свою работу, но и стремление психолога-разработчика как-то заявить о том, что его волнует как специалиста и как гражданина своей страны, но что не обязательно сразу будет с восторгом принято и одобрено окружающими (мы вновь обращаемся к теме одиночества и непонимания, о которой говорил Г. Селье, рассматривая творческий процесс - см. выше).
Для облегчения проектирования (или модификации, доработки) профориентационных игровых методик выделяются основные конструктивные элементы профориентационных игр:
1. Цели игры выделяются в соответствии с моделью профессионального самоопределения, например, с основными компонентами схемы построения ЛПП;
2. Общие игровые ситуации (основная схема игры):
- конференция (когда все задают вопросы главным игрокам, например, в профориентационной игре "Пришельцы" у представителей другой цивилизации спрашивают, чем занимаются жители их планеты, какие у них имеются профессии, каково соотношение профессионального труда и досуга и т. п.);
- соревнование, конкурс, викторина (когда какая-то команда демонстрирует лучшее время, количество заработанных очков и т. п.);
- обсуждение конкретной ситуации (по схеме "общего собрания");
- придумывание новых ситуаций или новых игр в рамках уже обозначенной игры (например, необходимость придумать какую-то игровую ситуацию и предложить ее разыграть другой команде);
- ситуация "зеркала" (проигрывание ролей партнеров по игре);
- передача эстафеты (последовательно разворачивающееся игровое действие);
- совместная работа по группам (типа "деловой игры");
- игры-отгадывания (типа "ассоциации" и т.п.);
- игры-демонстрации (представления)...
3. Игровые условия (привносят "изюминку" в общие игровые ситуации):
- воображаемые перемещения во времени;
- воображаемые перемещения в пространстве;
- необычный внешний вид игрока или какого-либо объекта (или его изображение);
- необычные называния обычных вещей (например, через ассоциативную связь);
- игровая ответственность за жизнь и здоровье других игроков;
- обмен ролями в ходе игры;
- чередование ролей;
- определенные правила игрового взаимодействия (в зависимости от конкретной игры);
- неожиданное введение новых правил и условий игры и т. п.
4. Процедурные дополнения (позволяют еще больше "доработать" игровые ситуации и еще больше расширить импровизационные возможности игры):
- ограничения временем;
- игровые штрафы и наказания и специальные поощрения;
- необходимый реквизит и костюмы;
- специально организованное пространство ("кружочки-пузыречки", когда все рассаживаются по кругу; организуется общий рабочий стол, организуется пространство для каждой игровой группы отдельно и т. п.);
- музыкальное сопровождение;
- специальные паузы...
Для стимулирования и оптимизации методического творчества будущих психологов-профконсультантов может быть использована специальная учебная игра "Ведущий". Общая логика организации учебной игры "Ведущий" следующая:
1) сначала демонстрируются несколько разнообразных игровых методик;
2) некоторые простые методики предлагается провести (повторить) самим обучающимся (естественно, на добровольной основе);
3) знакомство с основами самостоятельного конструирования игр и с конструктивными элементами (желательно на примере продемонстрированных игр);
4) после этого каждый на листочке придумывает 1-2 варианта своих игр (или "идей" игр, или модификаций уже известных игр, включая и только что продемонстрированные профориентационные игровые процедуры);
5) далее организуется работа в 2-4 командах по 5-7 человек (листочки с идеями участников пускаются по кругу, каждый оценивает все эти идеи, выбирается 1-2 наиболее удачные идеи и готовятся выступающие от данной команды);
6) после этого организуются выступления-обсуждения от каждой команды (на этом этапе важно не столько "критиковать" и "осуждать", сколько выделять удачные моменты и общими усилиями развивать их);
7) если представленные игры получаются почти завершенные, можно попросить авторов провести данные игры со всей группой, после чего можно вновь обсудить игру и предложить новые идеи по ее дальнейшей доработке.
В игре "Ведущий" важно не столько непременно разработать новую игру, сколько показать участникам саму возможность такой работы, а также вселить в них некоторую уверенность в том, что и сами они (при некоторой смелости и желании) также могут выступать в роли психологов-проектировщиков, а не только в роли "добросовестных исполнителей" уже кем-то придуманных методик.
На основе представленных выше рассуждений о научно-методическом творчестве психологов-проектировщиков можно выделить различные уровни профессионального мастерства психолога. Можно также сравнить "психолога-практика" и "психолога-теоретика" по критерию творческой реализации себя в разрабатываемой и используемой методике. Сравнительные характеристики разных вариантов творческой самореализации разных психологов отражены в специальной таблице (табл. 4).
Таблица 4
Выделение уровней профессионального мастерства психолога
при разработке и использовании активизирующих профконсультационных методик
Уровни профессионального мастерства | Психолог-практик | Психолог-теоретик |
1. Психолог-лаборант (гипотетический, так как формально психологов с начальным или даже со средним профессиональным образованием не готовят) | Может хорошо провести методику по инструкции Может работать по составленной кем-то программе | Может понять другого и воспроизвести Может хорошо переводить, адаптировать и даже модифицировать... |
2. Психолог с высшим образованием (хороший специалист) | Самостоятельно составляет новые программы Может придумывать новые приемы работы, но все подстраивает только под себя | Может выделить что-то принципиально новое (часто "сам себе понятен", но окружающие его понимают плохо, и методиками его пользоваться трудно...) |
3. Ученый-проектировщик (творческий уровень) | Может придумывать новые методы работы для других специалистов, хотя не всегда внятно может объяснить суть этих эффективно работающих методик... | Может хорошо разъяснять новые теоретические и практические моменты другим |
Часть 2. Основные группы активизирующих профориентационных методов