Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 20 из 75)

- игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т. п.);

- игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то

частного вопроса;

- одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откровенно пассивную позицию, лишь "наблюдая" за происходящим (заметим, что такое распределение активности - самый плохой показатель эффективности игры);

- игроки явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на данном этапе - создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки сами могут обратиться за помощью (как лучше и правильнее организовать консультационную беседу), и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего можно подсказать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, например, спросить, какие планы на будущее у "ученика" (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т.п. В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е. А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнений родителей и сверстников, сама престижность выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Само распределение ролевых позиций в игре предполагает, что "ученик", "родитель" и "профконсультанты" должны соответствовать этим ролям, то есть вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные высказывания должны делать только "консультанты".

3. Завершается любое проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания данному "учащемуся", а "учащийся" соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, то есть ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и "интуитивными", сколько разумными.

Дальше участники перераспределяют роли и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

Вариант игры с микрогруппой в 5-6 человек ("Защита профессии перед родителями")

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда "родители" явно не согласны с выбором профессии своего "ребенка". Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра ("Защита профессии перед родителями"), а может быть органично включен в игру "Профконсультация" по вышеобозначенной схеме. В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

1. Сначала игроки также распределяют роли: один "учащийся", два-три "родителя" и два-три "профконсультанта". Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли "учащегося", поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).

2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре "семья" (учащийся и его родители) и отдельно "профконсультанты". "Семья" сама определяет, в чем заключаются ее разногласия между ребенком и его родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто "возражают" против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом возможны случаи, когда и среди самих родителей нет общего мнения о том, что делать "ребенку" после окончания школы. "Профконсулътанты" готовятся с помощью ведущего игры, который может подсказать им, какие вопросы задавать "клиентам", на что обращать более важное внимание, как вести себя в ходе консультации и т. п.

3. "Семья" возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего "ребенка". Члены должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. "Профконсультанты" и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 минут.

4. Далее все садятся за общий стол и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свои точки зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допускать хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, ведущий должен постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведущий не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в "единственно правильного") "профконсультанта".

В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы семьи больше связаны не с разногласиями по поводу выбора профессии, а по поводу совершенно иных проблем (например, проблем "лени" ребенка, его увлечения "курением" или даже "наркотиками"). С одной стороны, дети часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти проблемы нередко представлены в их сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается "раскрутить" участников игры на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблемах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели - помочь "учащемуся" выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

5. В конце этой игры также подводятся итоги, то есть каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации "учащемуся", а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый "учащийся" и игра повторяется.

Вариант игры "Профконсультация" в работе с классом

Данный вариант позволяет "охватить" гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры "Профконсультации". Однако качество (обстоятельность) таких бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышеобозначенных вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хотя возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т. п.). Общая схема игры примерно следующая.

1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды в три человека - особенно когда в классе нечетное количество учеников).

2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет "учащимся", а кто-то - "профконсультантом".

3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. "Профконсультанты" будут задавать "учащемуся" вопросы, а "учащийся" кратко отвечать на них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске: 1) Какую профессию собирается выбрать "учащийся"? 2) Куда он собирается поступать после школы? 3) Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели? 4) Как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение? 5) Есть ли у него резервный вариант выбора?

4. Было бы лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаги нарисует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы (табл. 8).

5. В течение 7-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу эти вопросы и отвечая на них.

Таблица 8.

Пример заполненного бланка для варианта игры "Профконсультации" в работе с классом

Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии) Я консультирую (указать, кого именно - Ф.И.О.) Я - учащийся (указать Ф.И.О.)
Мои оценки ответов учащегося Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся Оценки моих собственных ответов Оценки рекомендаций консультанта
1. Выбираемая профессия 3 5 5 3
2. Дальнейшее обучение после школы 5 5 7 4
3. Кто и что может помешать достижению профессиональных целей 5 6 7
4. Пути подготовки к поступлению и способы преодоления препятствий на пути к целям 2 4 4
5. Резервный вариант профессионального выбора 8 8 10

6. Далее ведущий предлагает каждому "учащемуся" и каждому "консультанту" на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы ("консультант" оценивает ответы "учащегося", а "учащийся" сам оценивает свои ответы). Например, ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной школе (табл. 8). После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.

7. Далее "консультант" дает общие советы "учащемуся" по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой лучше иметь резервный вариант...

8. Далее и "консультант", и "учащийся" отдельно оце-нивают на своих листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу (табл. 8).

После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет такой обмен ролями).

Игровое консультирование в работе с целым классом (упражнение "Советчик")

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой групповой экспертной оценки с элементами игры.