Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 28 из 75)

В большинстве игр данного типа моделируются неко­торые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуа­ции, сложившейся в России при существующем режиме, то есть с учетом явной криминализации экономики. По­скольку профессии, связанные с бизнесом (с легким зара-батыванием целых состояний), особенно волнуют совре­менных подростков, то профконсультант не должен ухо­дить от специального их рассмотрения. А поскольку данный вопрос весьма деликатный (о таких профессиях кто-то ведь, действительно, искренне «мечтает»), то спе­цифика этих игр должна заключаться в отсутствии мора-лизаторских элементов, типа того, что «деньги должны зарабатываться честным трудом» и т. п. Лучшая форма рассмотрения этих вопросов — это проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.

К методикам данной группы можно отнести следую­щие. В играх «Бизнес-риск-мен», «Я — компаньон» и «Купля-продажа» каждый участник играет на своем блан­ке с ведущим. В игре «Торг» все участники работают в па­рах (можно играть и втроем).

7.2. «Бизнес-риск-мен»

В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоде­лировать некоторые особенности деятельности современ­ных российских предпринимателей, связанной с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью ока­заться за решеткой, а также с так называемой «благотво­рительностью», как ее понимают большинство бизнес­менов... Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в «мерседесе», забывая, что за все приходится расплачи­ваться...

Игра проводится сразу со всем классом (группой) и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках. Вся игра занимает около 20—30 минут. Процедура предполагает следующие этапы:

1. Ведущий рисует на доске бланк (табл. 11) и одновре­менно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать игрокам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках в клеточку.

2. Смысл и основные правила игры.

— За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше «миллионов», как можно меньше побывать в тюрьме да еще умудриться сделать побольше благотво­рительных взносов сиротам и нуждающимся...

— Коммерческие сделки можно заключать только на суммы в 100, 300 и 500 миллионов (каких-то или та­ких-то... денег), см. вторую колонку в бланке (таблица 11). Например, игрок хочет в 1-й свой ход заключить сделку на 300 миллионов, и тогда он должен во второй колонке, на­против 1-го хода, проставить цифру 300.

— Поскольку в современной России сложно обойтись в бизнесе без нарушения законов, то у каждого игрока бу­дет возможность для подстраховки: не более 5 раз обратить­ся за помощью к юристу. Но за каждое такое обращение придется отдать юристу 50 % от всей суммы сделки за дан­ный ход. Например, если за 1-й ход игрок заключил сделку на 300 млн, то обратившись к юристу, он должен отдать ему 150 млн, а оставшиеся 150 млн сразу записать в графу «Ю», напротив 1-го хода. Если игрок к юристу не обраща­ется, то соответственно записывается прочерк («—»).

— Ровно 5 раз в игре ведущий скажет «ревизия!». Если игрок обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться и он продолжает игру в обычном порядке. Но ес­ли он решил на юристе сэкономить, то наверняка у него имеются серьезные проблемы с законом (ох уж этот «ди­кий рынок» в России!) и тогда ему придется отправиться в «тюрьму». Во-первых, у него конфискуется вся сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке). Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определя­ется суммой сделки: за 100 млн беззакония — 1 год (про­пускается 1 — данный — игровой ход), за 300 млн — 3 года (пропускается 3 хода), за 500 млн — 5 лет (пропускается 5 ходов). В колонке «тюрьма», напротив номеров соответ­ствующих ходов проставляются буквы «Т», означающие, что игрок в данных ходах не участвует. В-третьих, за дан­ные ходы игрок не может ничего больше делать, кроме как ждать окончания срока1. Каждый раз ведущий должен записывать на доске, в колонке «ревизия» букву «Р» (всего за игру — ровно 5 букв «Р»).

Для тех, кто не сидит в «тюрьме», есть возможность не более пяти раз за всю игру сделать благородное дело для больных, сирот и всех нуждающихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе «благотворитель­ность», напротив соответствующего хода проставляется вся оставшаяся за данный ход сумма (в млн). Например, если после обращения к юристу у игрока осталось 150 млн, то он обязан отдать сиротам их все2. Если он к юристу за данный ход не обращался, то он мог бы отдать все 300 млн, например.

Ведущий за всю игру должен ровно 5 раз произнести слова «Спасибо за милость Вашу!» и соответственно вы­писывать на доске букву «С» (за игру — ровно 5 букв «С»). Если кто-то за данный ход (когда ведущий это про­изнес) сделал свой благотворительный взнос, то считает­ся, что он все точно рассчитал («не ошибся»), и тогда сумма этого взноса, выписанная ранее в колонку «благо­творительность», утраивается, игрок ее сразу же выписы­вает в колонке «Итоги». Например, если взнос составил 150 млн, то в итоге пишется уже 450 млн! Но если игрок за данный ход никаких взносов не делал, то в колонке «Итоги» он пишет просто оставшуюся у себя сумму (не утроенную!).

Конечно, произнося слова «Ревизия» и «Спасибо за милость Вашу!», ведущий должен ориентироваться на на­строение аудитории и все-таки не просто «говорить» эти слова, а именно играть с классом, иногда даже интригуя и как-то комментируя свои высказывания. Важно не оши­биться и назвать «Ревизия» и «Спасибо...» ровно по пять раз. Для более интересного обсуждения результатов мы рекомендуем так рассчитать свои высказывания, чтобы последняя «Ревизия» произошла на предпоследнем (14-м) ходу, а последнее «Спасибо...» было сказано на 9—10-м ходу (тогда многие школьники, поняв, что благотвори­тельностью заниматься уже невыгодно, окажутся перед внутренней проблемой, что важнее, «прибыль» или «по­мощь ближнему», о которой так любят поговорить по те­левизору коммерсанты...).

Таблица 11

Пример заполненного бланка для игры-шутки «Бизнес-риск-мен»

№ ходов ∑сделок: 100 млн 300 млн 500 млн Ю - 5 Юрист-50 % Р = 5 Ревизия Т - за: 100 - 1 300 - 3 500 - 5 Б - 5 Благотв. -100 % за данный ход С = 5 Спасибо - сумма взноса × 3 Итог:
1. 300 150 - - 150 С 450
2. 100 - Р Т - - -
3. 300 - Р Т - - -
4. - - - Т - - -
5. - - - Т - - -
6. 500 250 - - - С 250
7. 300 - - - 300 С 900
8. 300 150 Р - 150 - -
9. 100 - - - 100 - -
10. 300 - - - - С 300
11. 100 - Р Т - - -
12. 300 - - - - С 300
13. 500 250 - - - - 250
14. 500 250 Р - - - 250
15. 500 - - - - - 500
Итог всей игры 700 3300

3. Подведение итогов игры начинается с того, что каж­дый подсчитывает, сколько он всего заработал «миллио­нов». Если у кого-то окажется больше 4—4,5 миллиардов, то это неплохой результат. Можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел времени-в «тюрьме», а кто там почти не был и как это соотносится с заработан­ными миллиардами... Наконец, если Вы все же произнес­ли последнее «Спасибо за милость Вашу!» на 9—10-м хо­ду, можно спросить, кто из игроков делал благотворитель­ные взносы после 10-го хода, когда ведущий уже исчерпал свой запас слов «Спасибо...» и когда благотворительные взносы уже не утраивались... Если такие игроки все-таки найдутся, не следует сразу хвалить их за то, какие они «добрые». Поинтересуйтесь, почему они делали эти взносы — быть может, некоторые просто не успели сообра­зить, что выгоды больше нет...

Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь ци­низм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов ведущий должен поменьше морализи­ровать и просто вовремя остановиться.

7.3. «Торг»

Данная бланковая игра позволяет моделировать неко­торые элементы действий, связанных с достижением раз­личных жизненных ценностей. В частности, моделирует­ся «плата» (а иногда — и «расплата») за те или иные жиз­ненные радости.

Игра проводится с целым классом (группой), где все разбиты на пары, но возможен и вариант игры, где участ­вуют микрокоманды по три и даже по четыре человека. Время на игру — примерно 40—50 минут. Общая процеду­ра проведения методики предполагает следующие этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске, как подго­товить бланк для игры, а каждый учащийся рисует себе та­кой бланк на чистом листочке в клеточку, положенном горизонтально (табл. 12). При этом сами разыгрываемые достижения пока в бланк не вписываются.