Призы (поощрительные и утешительные) к игре «Торг»
Достижения-ценности | Поощрительный (за «плюс») | Утешительный (за «минус») |
1. Кругосветное путешествие | 4 | - |
2. Выгодное дельце (сделка) | 3 | 1 |
3. Спокойная жизнь | 3 | - |
4. Маленькое унижение | 4 | 1 |
5. Работа для души | 5 | - |
6. Вилла с бассейном | 3 | 1 |
7. Измена другу (с «выгодой») | 4 | 3 |
8. Престижная работа | 3 | - |
9. Своя фирма | 3 | — |
10. Благородный поступок | 5 | 2 |
11. Любовное приключение | 3 | 1 |
12. Богатое наследство | 4 | 1 |
13. Успешное ограбление (большая взятка) — без суда... | 3 | 1 |
14. Семейное счастье | 5 | 1 |
15. Встреча с добрым волшебником | 5 | 2 |
16. Настоящая любовь | 5 | 1 |
17. Известность и уважение | 4 | 1 |
7.4. «Я-компаньон»
Данная бланковая игра предназначена для рассмотрения в полушутливой форме некоторых особенностей коммерческой деятельности, связанных с взаимоотношениями между компаньонами. В игре моделируется справедливость в распределении различных благ, получаемых коммерсантами-бизнесменами. Вопросы, связанные с коммерцией и быстрым обогащением, на сегодняшний день являются одними из наиболее популярных (актуальных) среди подростков, поэтому педагог-психолог должен иметь возможность также по-своему затрагивать их (в меру иронично, но и без «передергиваний»).
Методика проводится с группой (классом), где ведущий, используя доску, играет одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Время на игру — примерно 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформляется игровой бланк (табл. 14), а учащиеся рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку. При этом сами таблички бланка («прибыль», «тюрьма» и «загранкомандировки») пока не заполняются.
2. Общая инструкция: «Каждый из Вас будет в игре «бизнесменом», который вместе со своим условным товарищем-компаньоном будет делать большущие деньги. Но если отношения между Вами и Вашим компаньоном сложатся несправедливо, то есть все блага от совершаемых сделок (прибыль и т.п.) будут распределяться не по затраченному каждым из Вас труду, то это приведет к выяснению отношений, к «разборкам», а может, даже и к гибели кого-то из вас (большие деньги — большие неприятности...). По условию игры, все распределение будет в основном зависеть от Вас (насколько Вы обладаете чувством справедливости или хотя бы самосохранения...)».
3. Далее ведущий предлагает начать игру и осваивать конкретные правила уже по ходу дела (на первых 2—3 ходах все обычно становится понятным).
Начинается игра с первой таблички — «прибыль». Всего за 14 игровых ходов (сделок) игроки получат на двоих 14 миллиардов (таких-сяких денег). Напротив цифры 1 (первой сделки) в средней колонке таблицы каждый игрок проставляет либо букву «Я» (означающую по правилам игры, что всю прибыль за данный ход получит только он сам), либо букву «К» — компаньон (означающую, что всю прибьшь за данный ход получает компаньон). Какая именно прибь1ль получается за первый ход (первую сделку) сообщает ведущий. В нашем примере (см. табл. 12) прибыль за первый ход составила 2 миллиарда. Эти 2 миллиарда игрок сразу же выписывает напротив цифры 1 (первого хода) либо в колонку «Я» (если он определил ранее, что вся прибыль за данный ход отдается самому себе), либо в колонку «К» (вся прибыль — компаньону). Аналогично совершаются все 14 ходов.
Чтобы не путаться ведущему, лучше иметь специально заготовленную шпаргалку, где выписываются суммы прибьыи за каждый ход (см. табл. 12). Эта же шпаргалка потребуется и при разыгрывании «тюрьмы» и «загранкомандировок».
Таблица 14. Бланк для игры-шутки «Я — компаньон»
На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.
Поибыль Тюрьма Заграница (14 млрд. (14 лет (14 поездок на двоих) на двоих) на двоих) | ||||||||||||
Я К Я К Я К | ||||||||||||
1 | к | 2 | 1 | к | - | 1 | к | 1 | ||||
2 | к | - | 2 | - | я | 2 | 2 | я | ||||
3 | — | я | 3 | 3 | я | 3 | — | я | ||||
4 | к | 1 | 4 | к | 1 | 4 | - | я | ||||
5 | к | 1 | 5 | к | - | 5 | к | 1 | ||||
6 | 3 | я | 6 | 1 | я | 6 | 2 | к | - | |||
7 | к | - | 7 | к | 2 | 7 | 2 | я | ||||
8 | я | 8 | к | - | 8 | я | ||||||
9 | к | 2 | 9 | к | 2 | 9 | к | 1 | ||||
10 | 1 | я | 10 | 1 | я | 10 | к | 1 | ||||
11 | к | 1 | 11 | к | 2 | 11 | к | 1 | ||||
12 | -ч | я | 12 | к | - | 12 | 2 | я | ||||
13 | к | - | 13 | 1 | я | 13 | я | |||||
14 | я | 1 | 14 | 1 | я | 14 | к | 1 | ||||
блага 6 8 7 7 8 6 | ||||||||||||
возм. 6 8 6 8 7 7 | ||||||||||||
12 - 16 13 - 15 15 - 13 | ||||||||||||
-4 +2 +2 | ||||||||||||
=0 | ||||||||||||
Всего в итоге (алгебраическая сумма): (-4) + (+2) + (+2) = 0, то есть пока все по справедливости. |
4. Далее определяются итоги распределения прибыли между компаньонами. По каждому столбику («Я» и «К») игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэтому необходимо еще учесть, у кого сколько было возможностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в средней колонке отдельно буквы «Я» и буквы «К», выписывая результаты под суммами миллиардов соответственно'. После этого отдельно для «Я» и для «К» подсчитываются обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем примере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» — 12 обобщенных баллов (6 + 6 = 12), а для «К» — 16 (8 + 8 = 16). Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12 — 16 = —4 и результат -4 балла выписывает ниже (табл. 14)). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятностям...
5. При переходе к следующей таблице — «тюрьме» — ведущий дает примерно такую инструкцию: «Поскольку бизнес в современной России часто сопряжен с нарушениями законов2, то вам с компаньоном придется отсидеть в «тюрьме». По условию игры, на вас двоих полагается 14 лет «сроков». Посмотрим, насколько справедливыми окажетесь Вы в этом случае. Но вместо 15 ходов-сделок здесь Вам будут предложены 14 ходов-следствий».
6. Ведущий также предлагает игрокам проставлять в средней колонке буквы «Я» или «К», зачитывая потом по шпаргалке, каким сроком заканчивается каждое следствие. После этого также подсчитываются результаты и по разнице обобщенных показателей также определяется, справедливо ли распределились антиблага, связанные с «тюрьмой» и «следствиями». Но если в случае с прибылью для каждого из компаньонов более привлекательными были положительные результаты (хоть деньги и мерзость, но без них сложно, то есть это благо), то для «тюрьмы» более привлекательными являются отрицательные показатели (тюрьма — это все-таки антиблаго, то есть как бы со знаком минус). Поэтому после определения разности между своим обобщенным показателем и показателем компаньона необходимо сразу же поменять знак на противоположный. В нашем примере (табл. 14) эта разница составила для игрока (для его «Я»): 13 — 15 = —2, но с учетом того, что это антиблаго, знак меняется на противоположный и в итоге получается +2. Таким образом, при «разборке» между компаньонами вдруг выясняется, что один из них хоть и получил меньше денег, но зато и в «тюрьме» находился меньше...
Таблица 15 Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Я — компаньон»
На примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Зачеркнутое пунктирной линией при подсчетах не учитывается. Баллы подсчитываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения, затем — отрицательные, а потом вычесть из большего меньшее.