Я | Качества | Необходимость качеств для «бизнеса» | К |
5 | Физическая сила | + | 7 |
6 | Интеллект | + | 8 |
-4 | Доброта | — | -5 |
3 | Уверенность в себе | 4- | 3 |
5 | Воспитанность | ? | 6 |
-5 | Простота (во всем...) | -2 | |
2 | Внешняя привлекательность | + | 5 |
4 | Хитрость | + | 5 |
3 | Везение в жизни | + | 4 |
-7 | Честность | -5 | |
6 | Ответственность | + | 9 |
8 | Жизненный опыт | + | 6 |
4 | Воля, решительность | + | 4 |
7 | Чувство прекрасного | ? | 4 |
∑я=+22 | ∑к=+39 |
7. При работе с табличкой «загранкомандировки» ведущий дает игрокам примерно такую же инструкцию, добавив при этом, что в России поездка за границу (особенно в «валютные» страны) до сих пор считается большим «счастьем» и из-за этих поездок-командировок часто возникают склоки, обиды, в общем — «разборки»... В нашем примере (см. таблицу 14) итоговая разница между обобщенным показателем игрока («Я») и компаньона («К») составила: 15 — 13 = +2.
б. Можно подвести общии итог по первой части методики, подсчитав алгебраическую сумму по результатам «прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок», то есть сложив: (—4) + (+2) + (+2) = 0. Иными словами, в целом отношения между компаньонами с учетом главных составляющих коммерческой «деятельности» относительно Справедливые, что должно быть учтено при неизбежных разборках между ними...
9. Для работы со второй частью игры-шутки необходимо на обратной стороне этого же листочка нарисовать еще один бланк (табл. 15). Ведущий на доске сразу же выписывает во вторую колонку бланка различные качества и характеристики человека.
10. Учащимся дается задание: в третьей колонке таблицы пометить, какие качества требуются для успешного бизнеса в условиях современной России (помечаются знаком «+»), какие не требуются или даже мешают работе безнесмена (помечаются знаком «—») и какие имеют неопределенное значение для бизнеса (помечаются вопросом «?»). Желательно, чтобы вопросов было как можно меньше (не более 1—2) — их можно проставлять только совсем уж в крайнем случае, поскольку они в дальнейшем будут только мешать (см. пример в табл. 15).
11. В первой (левой) колонке под буквой «Я» каждый игрок должен по 10-балльной шкале оценить, насколько каждое из выписанных качеств у него развито (табл. 15).
12. В четвертой (правой крайней) колонке под буквой «К» каждый игрок, используя 10-балльную шкалу, должен расписать идеального лично для себя «компаньона», с которым он хотел бы работать вместе. Например, кто-то хотел бы, чтобы «физической силы» у такого компаньона было примерно на 6 баллов, «интеллекта» — на 2 балла и т.д. (табл. 15).
13. Далее каждый игрок должен знаки, проставленные в третьей колонке таблицы (о важности качеств для бизнеса), перенести (проставить) перед соответствующими баллами в колонке «Я» и в колонке «К» (умножить эти баллы на данные знаки). Если против каких-то качеств стоит знак «?» («ни то, ни сё» — ноль), то все соответствующие баллы по данному качеству просто вычеркиваются и в дальнейшем не учитываются (поэтому вопросов должно быть как можно меньше!).
14. После этого ведущий предлагает каждому подсчитать алгебраические суммы баллов по каждой колонке («Я» и «К») с учетом измененных знаков и результаты выписать внизу соответствующих колонок. В нашем примере (табл. 15) под колонкой «Я» результат составил +22 балла, а под колонкой «К» оказалось +39 баллов. При сопоставлении этих результатов получается, что компаньон гораздо в большей степени готов по своим качествам к успешной коммерческой деятельности. Но тогда возникает вопрос, является ли справедливым распределение между компаньонами всех благ («прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок» — см. выше), если один из коллег-бизнесменов (в нашем примере — «компаньон») работает гораздо лучше?.. Если справедливости в этом нет, то вполне возможны «разборки» с привлечением наемных «хулиганов», «телохранителей» или просто «убийц» (ведь деньги-то большие!)...
Конечно, результаты данной игры являются очень условными (потому и названа методика «игра-шутка»), но подростки часто с большим интересом начинают обсуждать эти результаты и даже готовы к более серьезным разговорам (к откровениям) с психологом о еще привлекательном для многих «бизнесе».
Данную игровую методику можно использовать не только для моделирования особенностей коммерческой деятельности. При некоторой модификации (изменении инструкций и некоторых заданий) вполне можно рассмотреть и другие профессии, которые интересны в настоящее время для большинства подростков.
Глава 8. Карточные бланковые игры
8.1. Общая характеристика данных методик
Чтобы стать еще больше независимыми от издательств и спонсоров, была разработана целая группа методик под названием «Бланковые карточные профконсультационные игры». В этих методиках небольшое количество карточек готовят сами игроки (по 8—12 карточек каждый), а результаты игрового действия отражают в специальных бланках. Заметим, что важным элементом процедуры является не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек (например, соотнося качества человека с различными профессиями в игре «Комплимент»), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта.
Опыт проведения данных игр свидетельствует о том, что такое, пусть даже упрощенное, экспортирование у многих школьников вызывает искренний интерес. Данные игровые методики ни в коем случае нельзя рассматривать как психодиагностику, хотя по результатам некоторых игр (например, «Комплимент» и «Медоворот»), казалось бы, можно говорить о соответствии качествам того или иного участника рассматриваемых профессий. Смысл данных игр — познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения. Кратко конкретные бланковые карточные игры можно представить следующим образом.
В игре «Комплимент» учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанными на них качествами (делают своеобразные «комплименты»), а затем по этим же карточкам соотносят себя с теми или иными профессиями (на карточках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями).
В игре «Болван» различные жизненные события соотносятся с радостями души и с радостями тела, а также с одобрением этих событий негодяями и порядочными людьми. Игроки при этом вправе отбирать для себя только привлекательные события, а непривлекательные отдавать некоторому пустому месту — «болвану» (в игре все подсчеты за «болвана» обычно делает ведущий). Иногда получается, что именно «болван», по мнению самих подростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересному разговору о смысле жизни.
В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль руководителя государства. После совершения внешне- и внутриполитических игровых действий определяется, какие категории населения данного государства процветают, а какие страдают и деградируют. Например, как живется в таком государстве интеллигентам, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?..
Игра «Медоворот» предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, то есть как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.
8.2. «Комплимент»
Цель использования методики — формирование представлений о требованиях профессий к человеку, формирование у участников игры умения соотносить различные качества человека с теми или иными профессиями, а также — смоделировать в полушутливой форме профессиональные выборы.
Игра проводится в группе, состоящей из 8—12 человек. Если это работа с целым классом, то на определенном этапе игры (после подготовки бланков и карточек) все делятся на команды по 6—8 человек и рассаживаются за отдельные столы. Время игры — около 1 часа. Для игры необходимы стол (желательно даже два стола, которые можно составить вместе), чистые листочки в клеточку и ручки. Допускается работа с двумя и даже тремя командами игроков (по 6—10 человек), что позволяет «охватывать» большое количество учащихся. Но для работы с несколькими группами необходимо сначала освоить игру с одной командой. Иногда сам психолог может принять участие в игре с одной командой наравне с остальными участниками. Общая процедурная схема игры следующая:
При объяснении смысла и правил игры психолог активно использует классную доску (!).
1. Ведущий-психолог показывает на доске, как подготовить игровой бланк (табл. 16), а каждый учащийся рисует такой бланк в своих тетрадных листочках, положенных горизонтально.
2. Далее ведущий просит класс назвать ровно восемь различньк качеств-характеристик человека, которые могли бы проявиться в самых разных профессиях!. Психолог следит за тем, чтобы назывались разнообразные качества, и если этого не получается, немного помогает учащимся. Названные восемь качеств ведущий выписывает в первую колонку бланка (табл. 16).
3. Все участники игры выписывают эти же восемь качеств в свои бланки в том же самом порядке.