4. Далее ведущий предлагает каждому игроку подчеркнуть 4—5 самых развитых у себя качества, то есть сделать самооценку.
5. В четвертом столбике бланка выписываются 12—15 наиболее привлекательных для данной группы (класса) профессий, которые называют сами участники. Одновременно игроки выписывают эти профессии в свои бланки (в порядке называния). Сразу же в пятой колонке бланка проставляются справа от профессий их начальные игровые баллы (по 10 баллов), которые будут меняться в ходе игры, как бы показывая, насколько данные профессии подходят для игрока. Аналогичные начальные баллы (по 10 баллов) выписываются слева от каждой профессии, но уже в третьей колонке бланка (табл. 16).
6. Далее каждый участник подчеркивает 3—4 профессии, наиболее для себя привлекательные. В ходе игры как раз и интересно будет посмотреть, сколько баллов наберут именно эти профессии.
7. Каждый участник игры готовит восемь карточек (обычный тетрадный лист разрывается на 8 равных частей).
ИНТЕЛЛЕКТ | +2 учитель +1 врач-терапевт |
-1 фотомодель -2 телохранитель |
А б
Рис. 2. Пример подготовки карточки к игре «Комплимент»:
а — лицевая сторона карточки с выписанным качеством; б — обратная сторона (плюсы указывают на то, что данное качество требуется для выписанных профессий, а минусы — на то, что это качество не является обязательным для данных профессий)
8. Ведущий показывает на доске, как оформляются игровые карточки. На лицевой стороне карточки выписывается первое качество (из ранее составленного перечня, например, «интеллект»). Обратная сторона карточки делится горизонтальной линией пополам. В верхней половине сразу проставляются плюсовые баллы, а в нижней — минусовые (рис. 2). В верхней части выписываются две профессии (из перечня), где качество «интеллект» обязательно требуется: +2 балла — качество необходимо; +1 балл — качество требуется чуть в меньшей степени. В нижней части карточки выписываются только две профессии, где качество «интеллект» не является обязательным, а может, даже и мешает в работе...: —1 балл — качество не требуется; -2 балла — качество совершенно не требуется (см. пример на рис. 2). Аналогично готовятся все восемь кар-точек по порядку1.
1 Если времени на игру мало, то карточки заполняются по упрощенной схеме. В верхней части выписывается знак «плюс», напротив которого надо будет выписать профессию, для которой в наибольшей степени требуется качество «интеллект», а в нижней части карточки — знак «минус», напротив которого выписывается профессия, где «интеллект» либо не требуется (или требуется намного меньше, чем в других профессиях перечня), либо даже мешает работе (есть и такие замечательные работы...). Пример оформления карточки показан на рис. 2.
Этап подготовки карточек к игре силами самих учащихся достаточно важный для лучшего осознания ими связей тех или иных качеств человека с профессиями. По нашему опыту, подавляющее большинство подростков заполняет карточки с интересом.
9. Участникам игры дается задание. Они должны отобрать 4—5 карточек с теми качествами, которые хорошо у них развиты — это уже подчеркнутые качества еще на предыдущих этапах игры. Далее по обратной стороне карточек они должны определить, на сколько баллов должны измениться первоначальные 10 баллов по каждой из профессий. Эти изменения в первоначальные баллы вносятся в колонку справа от профессий, то есть в третью колонку бланка (табл. 16).Например, если школьник считает, что у него хорошо развит «интеллект» и на обратной стороне карточки с «интеллектом» напротив «+2» баллов стоит профессия «учитель», то слева от первоначального балла 10, напротив профессии «учитель» уже проставляется новый балл — 12 (10 + 2 = 12). А там, где, например, стоят минусы, из первоначальных баллов соответствующих профессий вычитаются баллы (—1 или —2). В итоге какие-то профессии набирают новые балы, а какие-то профессии свои баллы теряют, вплоть до того, что получаются минусовые значения.
Это можно прокомментировать следующим образом. Если у данного человека развиты какие-то качества, то ему больше подходят те профессии, которые набирают больше баллов по этим качествам, и, наоборот, профессии, в которых трудно реализовать данные качества, скорее всего не подходят для школьника. Иными словами, школьник как бы сам делает себе рекомендации.
10. Уже перед самой игрой команда рассаживается вокруг стола (или вокруг двух обычных столов, составленных вместе) так, чтобы каждый мог спокойно разместить на столе свой игровой бланк и разложить лицевой стороной вверх все восемь карточек. Если в игровой команде много человек (больше 6—7 учащихся), то бланки в тетрадях вполне можно расположить на коленях, но сами карточки должны быть на столе. Естественно, со стола убираются все лишние предметы.
11. В ходе игры учащиеся делают друг другу с помощью карточек «комплименты». Ходы производятся без какой-либо очереди, но ходить можно только к тому игроку,
который в данный момент свободен, то есть не делает никаких записей!. Например, кто-то может выбрать из присутствующих любого игрока, у которого в наибольшей степени развит интеллект, или физическая сила, или порядочность и т. д. Соответствующая карточка передается данному человеку.
Игрок, которому сделали «комплимент», сразу же делает ответный комплимент, вручая первому игроку карточку с качествами, которые в наибольшей степени ему соответствуют. При этом лучше не ждать, пока вас кто-то выберет, а самому проявлять активность по принципу:
«Чем больше я кому-то сделаю «комплиментов», тем больше получу «комплиментов» в ответ»...
После обмена комплиментами каждый из игроков переписывает с полученной карточки в свой бланк следующее: 1) во второй графе бланка ставится знак «плюс» напротив врученного ему качества-комплимента2; 2) по обратной стороне карточки определяются изменения начальных баллов в выписанных на полученной карточке профессиях (например, первоначальный по какой-то профессии балл 10, а на карточке указано, что этот балл должен увеличиться на +2 балла и тогда справа от 10 баллов, в пятой колонке сразу же проставляется новый показатель — 12 баллов3).
Фактически здесь проделывается уже знакомая школьникам процедура, когда они по отобранным карточкам с развитыми у себя качествами определяли, какие профессии им больше подходят, в каких профессиях им сложно будет реализовывать свои таланты. Аналогично делаются записи и со всех последующих карточек, которые будет получать в игре данный участник.
Таблица 16
Пример заполненного бланка к игре «Комплимент»
Восемь качеств и характеристик человека (подчеркнутые качества — самооценка игроком наиболее развитых у себя качеств) | Крестиками отмечено количество «комплиментов», полученных игроком по соответствующим качествам | Место для работы с собственными «комплиментами», аналогично изменениям баллов в пятой колонке данной таблицы (пояснения — см. в тексте) | 12—15 привлекательных для данной группы профессии. Наиболее интересные 3—4 профессии каждый подчеркивает в своем бланке сам | Изменение в игре первоначальных баллов. В конце игры для наглядности итоговые баллы обводятся кружочком (в таблице они взяты в скобки) |
Интеллект Воля Умение общаться Внешние данные Физическая сила Порядочность Аккуратность Находчивость | +++ + + + +++++ | (12).10.11.10 (б).8.10 10 (8).6.8.10 (9).10 10 (9).10 (11).10 (9). 10 10 (12).10 10 (11).10 | Менеджер Фото модель Массажист Телохранитель Водитель трамвая Парикмахер Дипломат Учитель Футболист Продавец Бухгалтер Секретарь-референт Врач-терапевт | 10.11.13. (14) 10.9.(8) 10. 8.(9) 10.9.7. б.(5) 10.9.7.(9) 10. (8) 10.11.(12) 10.11.12.14.15.14.(13) 10.8.6.4.2.0. (-2) 10.8. (10) 10.11.13.15.17.(18) 10. (11) 10.8.(9) |
Далее карточка возвращается ее первоначальному хозяину, а у него обязательно берется своя карточка. Эти карточки могут использоваться в игре повторно. На этом ход заканчивается, а сама игра продолжается в таком же духе.
12. Заканчиваться игра может по-разному. Например, можно просто установить определенное время (желательно так, чтобы до конца данного занятия или урока оставалось время на подведение итогов, то есть хотя бы за 5-7 минут до звонка). Можно закончить игру, ориентируясь на то, сколько комплиментов в среднем сделали большинство участников, например, если во второй графе бланков у многих проставлено по 12-15 плюсов, то есть они переписали данные как минимум с 12-15 карточек, то это уже • неплохо для подведения хотя бы общих итогов.
13. После окончания данного этапа игры участники обводят кружочками свои последние результаты (баллы) по каждой профессии, а наиболее впечатляющие результаты помечают как-то особо (по усмотрению игрока). Это своеобразный показатель того, насколько те или иные профессии из выписанного в начале игры перечня соответствуют (или не соответствуют) качествам и достоинствам данного участника игры. Но к этим показателям ни в коем случае нельзя относиться как к "психодиагностическим", поскольку данная игровая процедура носит полушутливый характер и направлена она на совершенно иные цели - на активизацию размышлений подростков о соотношении качеств человека и выполняемой (предполагаемой) работы. Эти результаты можно сравнить с результатами самооценок в третьей колонке бланка (табл. 16). Кроме того, можно оценить, какие качества чаще всего отмечались другими участниками, то есть сколько "плюсов" проставлено во второй колонке бланка (табл. 16).