Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 40 из 75)

Игру можно закончить несложной процедурой совместной рефлексии того, что произошло. Например, и психолог-консультант, и консультируемый клиент на отдельных листочках примерно обозначают 5 временных этапов игры и оценивают по условной 5-балльной (или по 10-балльной) шкале действия игрока по двух основным критериям: 1 - общая успешность игровых ходов и споров на каждом из пяти выделенных этапов; 2 - самообладание игрока на различных этапах игры (насколько он сумел не расстраиваться от неудач и не расслабляться от успехов). После этого оценки психолога и самооценки клиента сопоставляются и очень доброжелательно обсуждаются. Мы советуем немного подыграть клиенту (оценить его чуть больше того, что он заслуживает), ведь одним из эффектов данной методики должно стать повышение чувства оптимизма и уверенности клиента в своих действиях.

Данная методика легко понимается и принимается практически всеми подростками. Ее можно использовать и в работе с подростками-инвалидами, но при условии сохранного интеллекта (наш двухлетний опыт работы с детьми, страдающими ДЦП, с сохранным интеллектом подтверждает это, поэтому в представленных ниже перечнях имеются карточки, рассчитанные на консультирование и таких клиентов). Но для многих профконсультантов данная методика может показаться очень сложной в силу своей необычности. К сожалению, для ее освоения, действительно, нужны определенные усилия. Лучше, конечно, когда такое освоение организуется на специальных практических занятиях, но и они в наше время не всегда возможны. Для освоения данной игры своими силами необходимо: самостоятельно изготовить (нарисовать) карточки по образцам, представленным ниже; несколько раз проиграть эту методику на себе, внимательно изучив основные игровые правила; "потренироваться" на близких людях или знакомых, у которых нет особых проблем самоопределения и которые могут простить некоторые ошибки осваивающего игру профконсультанта; постепенно включать игру в работу с выдержанными клиентами, готовыми рассматривать свои профориентационные проблемы в более широком жизненном контексте. Опыт использования данной игры другими профконсультанта-ми показывает, что очень быстро у них возникают собственные идеи по совершенствованию игровых правил и по изменению перечней карточек, что свидетельствует о высоком творческом потенциале данной методики, позволяющем специалисту использовать игру по-своему.

При самостоятельном изготовлении карточек к игре "Человек-Судьба-Чёрт" необходимо использовать плотный ватман. Надписи лучше сделать с помощью печатной машинки, а все декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом. Общее время на изготовление методики - примерно 6-10 часов, в зависимости от чертежных способностей профконсультанта. Для хранения карточек рекомендуем сделать из плотного картона аккуратную коробочку и красиво ее подписать.

Перечень карточек «целей» к игре «Человек-Судьба- Чёрт»

«Звезды — З» обозначают относительную привлека­тельность карточек, «дырки — Д» — непривлекательность, а отсутствие знака — неопределенную степень привлека­тельности. Нечетные номера представляют лицевую сто­рону карточки, а четные — обратную сторону (рис. 7):

1. Друзья, понимание — 3 3. Счастливая семья — 3 5. Спокойная жизнь 7. Здоровье — 3 9. Успех, выдающееся до­стижение — 3 11. Деньги, комфорт — 3 13. Любимая работа — 3 15. Интересное дело, увле­чение — 3 17. «Красивая жизнь», до­рогие удовольствия — 3 19. Независимость, само­стоятельность — 3 21. Любимые дети — 3 23. Престижная, модная ра­бота — 3 25. Великая цель, благород­ная идея, вера — 3 27. Порядочный, всеми ува­жаемый человек — 3 29. Любовь, страсть (смысл жизни — в любимом че­ловеке) — 3 31. Интеллигент в высоком смысле — 3 33. Карьера, власть, автори­тет — 3 35. Слава, известность, на­грады — 3 37. Честная жизнь — 3 39. Блестящий специалист — 3 41. Стать настоящим ино­странцем 43. Пробиться в «высший свет» общества 2. Враги, завистники 4. Семъя-каторга — Д 6. Риск, азарт 8. Болезни—Д 10. Неудачник — Д 12. Бедность 14. Проклятая работа — Д 16. Скука (нечего делать) — Д 18. Простые людские радо­сти 20. Зависимость от других людей и обстоятельств - Д 22. Детей нет 24. Обычная работа 26. Обычные интересы, хло­поты (жить просто, как все) 28. Опустившийся человек — Д 30. Одиночество, серые буд­ни (некого любить) — Д 32. Самодовольное ничто­жество — Д 34. Рядовой труженик 36. Без наград... 38. Грязная совесть — Д 40. Тунеядец, притворяю­щийся тружеником — Д 42. Всю жизнь прожить в «этой» стране 44. Оставаться простым че­ловеком
27/28 28/27
ПОРЯДОЧНЫЙ УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК ОПУСТИВ­ШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК

а б

Рис. 7. Пример карточки «целей» к игре «Человек-Судьба-Чёрт»:

Размер карточки: 8х6 см; а — лицевая сторона; б — обратная сторона этой же карточки; декоративная линия, а также номера в верхней части рисуются голубым фломастером. Дробный номер в верхней части пока­зывает: числитель — номер фактора на лицевой стороне карточки, зна­менатель — номер противоположного фактора на обратной стороне

Перечень карточек «путей» к игре « Человпек-Судьба- Чёрт»

На обратной стороне карточек указаны номера карто­чек «целей», которые, скорее всего, достигаются при реа­лизации данных путей. Знаками «Звезда — З» и «Дырка — Д» также указывается примерная привлекательность пу­тей (рис. 8):

1. Успехи в школе — 3

2.15.23.27.33.43.

2. Кружки, факультативы, лектории, курсы — 3

1.9.13.15.25.35.39.

3. Спортивная секция — 3

1.6.7.9.19.35.41.

4. Самоподготовка (постоянная работа над собой) — 3

9.19.25.27.33.35.39.43.

5. Платная подготовка к поступлению (репетитор, курсы)

2.23.32.41.43.

6. Драки, спекуляция, сомнительные «дела» — Д

1.2.6.11.17.20.28.32.38.41

7. Кайф, балдеж, загул (пока молодость...) — Д

1.2.4.6.8.10.16.17.22.28.30.32.40.

8. Консультация у специалиста (врача, психолога, юрис­та) — 3

13.27.33.41.

9. Знакомство с условиями поступления и обучения (са­мому сходить, узнать...) — 3

13.19.

10. Подготовительные курсы — 3

1.13.35.39.

11. «Активизировать» родных и близких для помощи

2.5.20.23.32.33.43.

12. Постановка на учет в милицию — Д

6.20.28.32.36.38.40.

13. «Культурная жизнь» (посещение театров, музеев...) — 3

1.15.25.31.32.

14. Самостоятельное творчество (рисовать, сочинять, кон­струировать, коллекционировать, выращивать...) — 3

2.9.11.15.19.25.31.35.

15. СПТУ (начальное профессиональное образование) — 3

7.19.24.34.37.42.44.

16. Техникум (среднее профессиональное образование) — 3

13.24.34.37.42.44.

17. Училище (медицинское, педагогическое, художествен­ное) — 3

6.9.23.25.31.

18. Вуз (высшее профессиональное образование) — 3

2.9.11.13.17.25.27.31.33.43.

19. Служба в армии — 3

1.6.7.35.

20. Вынужденная работа (Вы мечтали не об этом) — Д

14.20.26.36.

21. Основная работа (то, что Вы хотели и что можете) — 3

1.13.19.27.37.

22. Диссертация — 3

2.3.5.9.11.19.23.25.27.31.33.35.39.41.43.

23. Работа по совместительству (подработка, дополнитель­ные дежурства) — 3

2.3.8.11.17.21.26.

24. Нарушить закон, но пока не попасться — Д

2.6.8.9.11.17.20.32.36.38.43.

25. Продать совесть, не нарушая закон — Д

2.4.8.10.11.14.16.17.20.22.28.30.32.38.40.41.

26. Свадьба. Брак по любви (или дружба с любимым чело­веком) — 3

3.5.7.21.29.

27. Брак по расчету (или «дружба» с выгодным челове­ком) — Д

2.4.8.10.11.20.22.30.32.41.43.

28. Рождение ребенка (усыновление, удочерение) — 3

3.12.18.20.21.26.29.42.44.

29. Ссора с любимым человеком. Развод — Д

8.12.22.28.30.40.

30. Уход «в себя». Богоискательство

2.4.12.18.22.25.29.30.40.

31. Снимать комнату или жить в общежитии (попробовать самостоятельности) — 3

1.12.20.34.44.

32. Тюрьма (терпеть, работать, думать...) — Д

2.6.8.10.20.22.24.28.36.38.

33. Общественная деятельность — 3

1.2.25.27.32.33.35.43.

34. Официально нигде не работать и не учиться

10.12.16.18.20.28.30.32.40.

35. Бескорыстная деятельность, помощь, опека слабых — 3

1.25.27.29.31.37.42.44.

36. Пьянство. Измены... — Д

4.8.10.12.16.17.22.28.30.32.

37. Вы никому не нужны (никто не любит и не уважает) — Д

2.4.10.22.28.30.38.42.44.

38. Вас уважают и поддерживают коллеги по работе — 3

1.9.13.27.31.35.37.39.43.

39. Участие в склоках, травле своих коллег и знакомых — Д

2.6.8.14.26.32.38.40.41.

40. Значительные успехи на работе — 3

2.9.13.33.35.39.

41. Увольнение (отчисление) за плохую работу (учебу) — Д

2.10.12.14.28.40.44.

42. Руководство с Вами считается (уважает и поддерживает) - З

2.13.27.32.33.35.39.

43 Дорогая покупка (машина, дача, квартира, яхта) — 3

2.3.11.17.21.32.38.

44. Заграничная командировка, стажировка, работа с ино­странцами — 3

2.3.6.11.17.23.32.33.39.41.43.

45. Создать свою фирму, заняться бизнесом

2.6.8.9.11.17.23.33.35.38.41.43.

46. Самостоятельные лечебно-физкультурные занятия (по преодолению своего заболевания) — 3

7.13.15.19.21.23.25.29.39.

47. Систематические посещения ЛФК (лечебно-физкуль­турного кабинета) для преодоления своего заболева­ния — 3

1.7.13.15.19.23.24.25.29.39.

45 Своя фирма 45 Своя фирма
2.6.8.11.17.23.33.38. 41.43.
Создать свою фирму, заняться бизнесом

а б

Рис. 8. Пример карточки «путей» к игре «Человек-Судьба-Чёрт»:

Размер: 6х8 см; а — лицевая сторона карточки; б — обратная сторона карточки с выписанными номерами карточек «целей», достижению ко­торых способствует данный путь. Декоративные линии и номера в верх­ней части рисуются зеленым фломастером. Знака привлекательности на данной карточке нет, поскольку непонятно, хорошо это или плохо в условиях современной России-