Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 41 из 75)

Карточки путей под номерами 46 и 47 предназначены для работы с подростками-инвалидами и могут убираться из колоды при консуль­тировании здоровых клиентов.

Перечень карточек «возможностей-факторов» для игры «Человек-Судьба-Чёрт»

«Звезды — З» обозначают относительную привлека­тельность карточек, «дырки — Д» — непривлекательность, а отсутствие знака — неопределенную степень привлека­тельности. Нечетные номера представляют лицевую сто­рону карточки, а четные — обратную сторону (рис. 9):

I. Родные поддерживают Ваши планы — 3 3. Друзья поддерживают Ваши планы — 3 5. Любимый человек Вас поддерживает — 3 7. Педагоги Вам реально помогают — 3 9. Согласие в семье — 3 11. Материальная обеспеченность — 3 13. «Чудо», счастливый случай, везение... — 3 15. Организованность (умение планировать свое время)— 3 17. «Выгодные» связи, знакомства, блат 19. Общая эрудиция. Любознательность — 3 21. Большие планы. Мечты—3 23. Знание жизни — 3 25. Знание «своей», выбираемой профессии — 3 27. Умение учиться — 3 29. Здоровье, сила, ловкость - 3 31. Красота. Внешние данные — 3 33. Умение общаться (обаяние, юмор...)—3 35. Хобби, увлечение — 3 37. Сообразительность — 3 37. Сообразительность - 3 39. Воля. Принципиаль­ность — 3 41. Доброта. Отзывчивость -3 43. Хитрость, предприим­чивость — 3 45. Достоинство и честь. Порядочность — 3 47. Жажда любви. Страсть — 3 49. Трудолюбие. Общая ак­тивность — 3 51. Оптимизм, веселый нрав — 3 53. Жажда приключений 55. Желание общаться, от­крытость — 3 57. Уравновешенность, вни­мание. Аккуратность — 3 59. Исполнительность, от­ветственность — 3 61. Скромность (знание своих возможностей) — 3 63.Чувство прекрасного. Воспитанность — 3 65.ДЦП с незначительны­ми осложнениями 67.ДЦП в стадии выздо­ровления — 3 2. Родные мешают Вам — Д 4. Друзья Вам мешают—Д 6. Любимый человек Вам 8. Педагоги Вам только мешают — Д 10. В семье ссоры, нервоз­ность — Д 12. Денег не хватает (нищета) — Д 14. Вам постоянно не везет в жизни... — Д 16. Неорганизованность, суетливость — Д 18. Нет связей, нет блата 20. Ограниченность интересов — Д 22. Много не надо...—Д 24. Неопытность в житей­ских делах — Д 26. Незнание «своей» профессии — Д 28. Плохой ученик — Д 30. Болезни, слабость, не­уклюжесть - Д 32. Некрасивость. Внешние дефекты — Д 34. Плохой собеседник. Зануда—Д 36. Безразличие ко всему, апатия — Д 38. Немножко тупость... — Д 40. Безволие. Трусость — Д 42. Злость, хамство, наг­лость — Д 44. Простота («растяпа») — Д 46. Продажность — Д 48. Некого любить (серые будни...) —Д 50. Лень, пассивность — Д 52. Пессимизм, угрюмость (неуверенность в себе) — Д 54. Стремление к покою, осторожность 56. Замкнутость, самоуг­лубленность 58. Неуравновешенность, капризность — Д 60. Необязательность в де­лах, «забывчивость» — Д 62. Самодовольство (пере­оценка своих возмож­ностей) — Д 64. Грубоватость, «неоте­санность» — Д 66. ДЦП с сильными ослож­нениями — Д 68. ДЦП с незначительны­ми осложнениями-ухуд­шениями — Д
* 61/62 * 62/61
СКРОМНОСТЬ (знание своих возможностей) САМОДОВОЛЬСТВО (переоценка своих возможностей)

14 а 14 б

Рис. 9. Пример карточки «возможности-фактора» для игры «Человек-Судьба-Чёрт»:

Размер карточки: 6х8 см; а — лицевая сторона карточки; б — обратная сторона; декоративные линии и номера в верхней части рисуются крас­ным фломастером. Дробный номер в верхней части показывает: числи­тель — номер фактора на лицевой стороне карточки, знаменатель — но­мер противоположного фактора на обратной стороне

10.3. «Страшный Суд» (игра с микрогруппой в 3—5 человек)

Цель методики

Игра предназначена для формирования у самоопреде­ляющегося подростка готовности соотносить свои воз­можности с различными профессиональными и жизнен­ными целями. Игра обладает также некоторыми диагнос­тическими, психокоррекционными и прогностическими возможностями.

Общее описание и замысел игры

Игрокам раздаются карточки с игровыми возможно­стями. После этого разыгрываются различные жизненные события, связанные с определенными возрастными эта­пами (начиная с дошкольного детства — до старости и предполагаемой смерти). Достижение каждого события достается самому достойному, не только тому, у кого наи­более подходящие для этого возможности, но и тому, кто смог наиболее умело их использовать. Игра обычно проходит достаточно эмоционально и даже с обидами за не­реализованные возможности, поэтому в ходе игры участ­ники по определенным правилам могут помогать друг Другу.

По выигранным событиям определяются более глобаль­ные жизненные цели, которые достигают участники игры. И уже после завершения игровой жизни (на этапе «вечно­сти») определяется, насколько удалась такая жизнь, то есть кто какую память оставил своим потомкам... Заме­тим, что первоначально игра называлась «Друзья-товари­щи», но потом сами подростки предложили назвать ее «Страшный Суд», когда подводятся итоги всей жизни...

Важнейший активизирующий момент игры — совмест­ное (коллективное, групповое) определение правильности ходов, а главное — возможность каждого игрока спорить с группой, отстаивая правильность своего хода. При этом если спор удачный (игрок убеждает в правильности хода большинство своих товарищей), то он получает опреде­ленные выигрыши, но если спор не удался — жестоко рас­плачивается за неудачу. Таким образом, игровой спор — это не только возможность попытаться публично обосно­вывать свои выборы, но и нести определенную ответст­венность за ошибки.

В итоге получается, что не психолог-консультант рас­сказывает детям о том, как надо совершать важные жиз­ненные выборы, а сами участники игры пытаются объяс­нить это друг другу и даже обосновать свою позицию (в иг­ровом споре). Таков главный замысел игры «Страшный Суд».

Более подробные правила игры будут представлены ниже, после описания игровых карточек.

Условия использования методики

Игра рассчитана на 3—4 (максимум — на 5) человек. Это могут быть подростки, а также взрослые клиенты служб занятости. При определенных обстоятельствах в иг­ре могут участвовать и родители подростков, но только с согласия самих подростков и только на равных условиях. Хороший эффект достигается, когда в игре участвует сам психолог-профконсультант (также на равных правах со всеми игроками).

По времени игра занимает от 2 до 4 часов. Сам психо­лог может определять время, используя большее или мень­шее количество разыгрываемых карточек (подробнее — см. ниже). В ходе игры можно делать непродолжительные перерывы, но опыт показывает, что в большинстве случа­ев сами игроки от них отказываются.

Сама игра проводится в отдельной (не проходной!) комнате или в укромном месте за столом (если методика используется с подростками — в условиях летнего детско­го лагеря). Для игры подходит обычный стол стандартных размеров. Очень важно, чтобы все игроки удобно сидели, так как игра занимает продолжительное время.

Если времени на работу со школьниками явно не хва­тает, то данная методика является просто непозволитель­ной «роскошью». Например, если не хватает времени для определения профессиональных предпочтений учащихся с использованием более простых средств, то игра «Страш­ный Суд» может показаться «нерациональной тратой време­ни», тем более что в силу своей камерности она не позво­ляет «охватывать массы» учащихся... Поэтому желательно использовать ее только в контексте с более обширной психологической и профориентапионной работой.

Важным условием проведения игры «Страшный Суд» является хорошее освоение психологом всех процедурных особенностей методики, а также готовность к некоторой импровизации при ее использовании. Опыт показывает, что возможности для импровизации значительно расши­ряются, если игровые карты изготовлены самим психоло­гом, тем более что появившаяся в последние годы компью­терно-копировальная техника позволяет изготовить их в достаточно эстетичном виде. Было бы желание! Главное преимущество самостоятельно изготовленных карточек — возможность их обновления и корректировки по мере не­избежного появления собственных содержательных и иг-ротехнических идей.

Поскольку игра «Страшный Суд» является достаточно необычной и сложной, то для лучшего понимания проце­дуры и правил целесообразно начать с описания игровых карточек.

Изготовление карточек

Примерный размер карточек: 6 х 10 см. Лучше сделать из плотного ватмана. Лучше их не ламинировать (это и до­рого, и неудобно, так как карточки начинают скользить). Для удобства работы каждую группу карточек помечать своим цветом. Для этого можно, например, номера карто­чек проставлять цветными фломастерами (если тексты де­лаются от руки) или по отпечатанному на машинке (на компьютере) тексту делать пометки цветными фломасте­рами (маркерами) и т.п. Примеры каждой группы карто­чек будут представлены ниже в соответствующих рисун­ках (рис. 10, 11, 12,13).

Сами карточки достаточно долговечны. Например, они намного долговечнее обычных игральных карт, так как последние часто перетасовывают. Поэтому усилия, потраченные на самостоятельное изготовление карт, во многом оправдаются. Естественно, нежелательно исполь­зовать карты на столах с шероховатой и грязной поверх­ностью, например, на слесарных столах с железным по­крытием в школьных мастерских после уроков труда...

Общее время на изготовление карточек к методике «Страшный Суд» занимает примерно от 8 до 12 часов в за­висимости от графических способностей заинтересовав­шегося методикой «изготовителя».

Перечень карточек с целями-ценностями (с глобальными жизненными достижениями)

Для удобства игры (особенно на этапе подведения предварительных итогов) мы настоятельно рекомендуем отпечатать на отдельном листе весь перечень целей-цен­ностей.