Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 43 из 75)

1.4.6.14.23.28.

82. Постоянные болезни, больницы — (дырка): 2.9.15.22.

83. Дом престарелых («молодым» так лучше..) — (дырка):

2.5.9.12.15.22.24.

84. Активная деятельность (общественная работа, допол­нительные заработки...) — (звезда):

1.3.7.8.10.14.16.18.20.21.23.31.35.39.

85. Старческий маразм (забывчивость, невнимательность, подозрительность...) — (дырка): 2.5.9.22.

86. Мемуары. Осмысление прожитого — (звезда):

1.7.10.14.20.21.28.31.38.39.

Перечень карточек «вечности»

Цифрами обозначены номера карточек целей-ценно­стей, которые приводят к данному варианту «вечности», то есть какие глобальные результаты жизни достойны той или иной «памяти» потомков...

1. Память родных и близких (хотя бы помнят...):

1.4.8.10.11.14.23.25.28.29.30.31.35.37.38.

2. Проклятие потомков (за грязные дела, преступления, позор...): 3.7.11.13.32.33.34.36.

3. Церковь объявила Вас «святым»:

2.3.5.9.10.11.15.20.21.28.31.37.38.39.

4. Памятник, мемориальная доска (увековечение в на­звании новой улицы, города, планеты...):

1.10.11.16.18.20.21.28.31.35.37.38.39.

5. Непризнанный гений (большой вклад в культуру, но без почестей — не оценили...):

2.3.5.7.15.16.18.20.21.35.37.38.39.

6. Незаслуженные почести (ничтожный вклад в культуру или даже вред...): 1.6.10.11.14.19.22.23.25.29.31.32.33.36.

7. О Вас скоро забудут, хотя жили Вы правильно (как все нормальные люди, как «положено»...):

1.4.6.8.12.15.18.22.23.26.27.29.

8. Всем вообще наплевать на Вашу смерть и на то, что Вы жили на этом свете:

2.5.9.12.13.15.17.19.22.24.26.27.32.34.36.

5-в
Непризнанный гении (большой вклад в культуру, но без почестей — не оценили...)
2.3.5.7.15.16.18.20.
21.35.37.38.39.

Рис. 12. Пример карточки «вечности»

Вверху номер карточки — «5-в»: буква «в» указывает на то, что карточка относится к «вечности». Цифры внизу указывают номера карточек «це­лей-ценностей», которые обеспечивают данную память о человеке. Дан­ную карточку можно либо вообще не раскрашивать, либо пометить чер­но-красным или пурпурным цветом.

Перечень карточек внешних а внутренних возможностей человека

Как и на карточках путей-достижений рядом с назва­ниями некоторых карточек в скобках указана их ориенти­ровочная ценность для успеха жизни: «звезда» — скорее всего этот путь-достижение принимается многими людь­ми; «дырка» — скорее всего такое «достижение» многими осуждается; пустое место (без знака) — неопределенное отношение к данному достижению. Кроме того, рядом с некоторыми карточками цифрами обозначено, сколько таких карточек рекомендуется изготовить. Дело в том, что некоторые карточки используются чаще остальных (по опыту многократного использования игры бывает видно, что такие карточки часто оказываются более «замусоленными»)... При наличии желания можно просто изготовить все карточки в 2 экземплярах.

1. Согласие в семье — (звезда).

2. В семье ссоры, нервозность — (дырка).

3. Материальная обеспеченность (богатые родители, на­следство, крупный выигрыш, калым...) — 2 экз.

4. Высокообразованные, культурные родители — (звезда).

5. Блат («выгодные» знакомства, связи...) — 2 экз.

6. Чудо (счастливый случай, везение...) — (звезда).

7. Не везет... — (дырка) — 2 экз.

8. Большие планы (высокий уровень притязаний) — (звезда) — 2 экз.

9. Много не надо... (невысокий уровень притязаний) — (дырка) — 2 экз.

10. Суетливость, нехватка времени (неумение планиро­вать свою жизнь) — (дырка) — 2 экз.

36
* Воспитанность, скромность

Рис. 13. Пример карточки внешних и внутренних возможностей

В верхней части: номер карточки (который не играет особого значения), а также показатель ценности карточки для прохождения тех или иных путей; знак «звезда» (*), указывающий на привлекательность данной возможности; знак «дырка» (®), наоборот, указывает на непривлекате­льность карточки. Для удобства игры верхнюю линию рекомендуется выделить красным фломастером или маркером

11. Организованность (умение планировать время) — (звезда).

12. Любознательность, общая эрудиция — (звезда).

13. Безразличие ко всему, апатия. Ограниченность инте­ресов — (дырка) — 2 экз.

14. Жажда приключений («шутник», «безобразник», «со­рви голова»...).

15. Предприимчивость, изворотливость, хитрость — (звез­да) — 2 экз.

16 . Здоровье, сила, ловкость — (звезда) — 2 экз.

17. Болезни, слабость, неуклюжесть — (дырка) — 2 экз.

18. Красота, внешние данные — (звезда) — 2 экз.

19. Некрасивость, внешние дефекты — (дырка) — 2 экз.

20. Умение общаться (обаяние, умение нравиться...) — (звезда) — 2 экз.

21. Плохой собеседник, зануда (неумение нравиться...) — (дырка) — 2 экз.

22. Сообразительность, логичность. Хорошая память — (звезда)

23. Немножко тупость. Наивность («растяпа») — (дырка) — 2 экз.

24. Воля, настойчивость, смелость — (звезда).

25. Безволие, лень, пассивность — (дырка) — 2 экз.

26. Доброта, отзывчивость, душевность — (звезда).

27. Злость, хамство, наглость — (дырка) — 2 экз.

28. Достоинство и честь. Порядочность — (звезда) — 2 экз.

29. Продажность... — (дырка) — 2 экз.

30. Влюбчивость. Чувственность. Жажда любви — (звезда).

31. Замкнутость, самоуглубленность.

32. Уравновешенность, внимание, аккуратность — (звез­да) — 2 экз.

33. Неуравновешенность, импульсивность, капризность — (дырка) — 2 экз.

34. Исполнительность, ответственность, послушность — (звезда).

35. Чувство прекрасного. Художественный вкус — (звез­да) — 2 экз.

36. Воспитанность. Скромность — (звезда) — 2 экз.

37. Оптимизм, веселый нрав — (звезда).

38. Пессимизм, угрюмость — (дырка) — 2 экз.

39. Самодовольство. Самомнение (переоценка своих воз­можностей) — (дырка) — 2 экз.

40. Знание жизни (интуиция, чутье, мудрость...) — (звезда).

41. Трудолюбие, общая активность, работоспособность — (звезда).

42. Неуверенность в себе. Трусость — (дырка) — 2 экз.

43. Зависть — (дырка) — 2 экз.

44. Равнодушие («пофитизм») — (дырка) — 2 экз.

45. Эгоизм — (дырка).

46. Чувство справедливости — (звезда) — 2 экз.

47. Презрение к простым людям, к «быдлам»... — 2 экз.

48. Физическая сила, ловкость, выносливость — (звезда).

49. Повышенная внушаемость (Вас легко убедить в чем-либо) — 2 экз.

50. Извращенный вкус — (дырка).

51. ДЦП с осложнением на руки — (дырка)'.

52. ДЦП с осложнением на ноги — (дырка).

53. ДЦП с осложнением речи — (дырка).

54. ДЦП с эпилептическими эпизодами — (дырка).

55. ДЦП с незначительными двигательными нарушения­ми — (дырка).

Подготовка к игре

Естественно, психолог должен сначала хорошо разо­браться в правилах игры.

При отборе игровой команды следует исходить из принципа добровольности (как правило, здесь особых проблем не возникает). Важно, чтобы в игровой команде не было участников, находящихся в остро конфликтных отношениях, иначе все будет направлено на демонстра­цию своего пренебрежения к конфликтной стороне.

Перед игрой следует разложить все карточки по своим группам. Особенно важно не забыть разложить карточки «целей-ценностей» по порядку, иначе возникнут сложно­сти при подведении итогов. Карточки «путей-достиже­ний» также важно разложить по этапам жизни: «детство», «школа» и т. д.

Опыт показывает, что из-за ограниченного времени все карточки путей-достижений разыграть не удается, по­этому для игры необходимо отобрать наиболее интерес­ные из них. Поскольку время игры во многом зависит от количества разыгрываемых карточек «путей-достиже­ний», то ведущий психолог может предварительно отобрать те карточки путей, которые, на его взгляд, будут наиболее важными для данной группы подростков (важно при этом, чтобы среди отобранных карточек были как яв­но привлекательные — со «звездой», так и непривлекате­льные — с «дыркой»). Но чтобы не делать эту большую ра­боту можно уже во время игры отбирать наиболее важные карточки, советуясь при этом с самими подростками.

Начало игры и знакомство с основными правилами

Сразу со всеми правилами знакомить игроков нецеле­сообразно: все равно будут потом переспрашивать. Лучше объяснить общий смысл игры, а затем осваивать основ­ные правила уже в самой игре. Опыт показывает, что на освоение основных правил обычно уходит не более 10—15 минут. Естественно, кто-то так быстро не поймет игру, но тогда он и играть будет некоторое время хуже, чем его то­варищи (как в реальной жизни: кто быстрее сориентиро­вался, тот и действует более успешно).

Общая инструкция (знакомство со смыслом игры):

«Сейчас мы с вами проиграем всю жизнь от детства до ста­рости, а потом посмотрим, кто какую жизнь прожил и что о нем скажут потомки... Сначала вы в случайном порядке получите карточки с вашими стартовыми возможностя­ми, но в-ходе игры (жизни) эти возможности будут неод­нократно меняться. Особенность игры в том, что случай (везение) играет в ней весьма незначительную роль. Если вы быстро освоите основные правила, то сможете легко выходить из самых сложных ситуаций. Естественно, сле­дует относиться к результатам игры с юмором...».

Далее игрокам раздаются в случайном порядке по 6 кар­точек с возможностями. Карточки кладутся на стол тек­стом вверх, чтобы игрок мог лучше их видеть.

Сразу же ведущий знакомит всех с первым правилом — правилом борьбы со своими недостатками. Для этого он также выкладывает перед собой 6 карточек и объясняет -правило на примере. Среди этих шести карточек наверняка окажутся такие, от которых хотелось бы поскорее отде­латься. Например, имеется карточка «Злость». Тогда спра­шивается, с помощью какой своей другой возможности или качества можно было бы преодолеть свою «Злость»? Например, можно попытаться для этого использовать ка­чество «Эрудиция». И тогда, если игрок захочет преодо­леть свою «Злость» с помощью «Эрудиции», он должен заявить об этом всем другим игрокам и выложить эти кар­точки на столе.

Если все присутствующие, включая ведущего, соглас­ны что с помощью «Эрудиции» можно преодолеть свою «Злость», то ход считается удачным, игрок отдает ведуще­му свою «Злость» и взамен получает какую-либо карточку с привлекательным качеством, то есть со «звездой» (но­вую карточку со «звездой» выбирает для него сам ведущий по своему усмотрению). В ходе игры действует и такое правило: у каждого игрока на руках постоянно должно быть ровно 6 карточек.