Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 45 из 75)

При разыгрывании карточек «путей-достижений» дей­ствует и такое негласное правило: если разыгрывается при­влекательный или неопределенный путь-достижение (со «звездой» или без знака привлекательности), то предпола­гается, что многие хотят его получить и соответственно стремятся это сделать. В оценке удачности ходов, что важ­но для «высказывания» или «невысказывания» своих со­мнений, все исходят из того, что выкладываются карточки с возможностями, хоть как-то способствующими получе­нию данной карточки пути-достижения. При этом дейст­вует правило: каждый игрок может отказаться от разыг­рывания привлекательного или неопределенного пути, но сам путь разыгрывается лишь в том случае, когда имеется хотя бы два желающих побороться за его достижение (иначе не будет реализован принцип соревновательности в игре).

Но если разыгрывается заведомо непривлекательный «путь-достижение» (с «дыркой»), то каждый игрок обязан участвовать в таком разыгрывант. При этом предполага­ется, что многие не хотят получить такую карточку и точ­но так же это учитывается при обозначении своего «со­мнения» (или «согласия») с ходами своих товарищей. В этом случае игра сводится к тому, чтобы избежать (обойти) данный «путь-достижение», чтобы он достался не тебе, а кому-то другому. Например, мало кто даже из игроков-хулиганов захочет «Предать близкого человека» или впасть в «Старческий маразм»...

Напоминаем, что если при разыгрывании данного «пу­ти-достижения» не удается выявить наиболее достойного игрока, то все участники наказываются новой карточкой с «дыркой». Это правило заставляет игроков не только бо­лее придирчиво относиться друг к другу, но и повышает планку требований к игровому спору, отметая деклара­тивные и «очаровательно-бессодержательные» аргумента­ции. При этом наказываются и те игроки, которые прира­зыгрывании привлекательных или неопределенных путей отказались от игры, так как они все-таки имели возмож­ность высказывать свои сомнения, даже не участвуя в ра­зыгрывании данного пути.

Иногда в игре возникают ситуации, когда игрок хочет избежать привлекательное достижение со «звездой» или, наоборот, заполучить то, что помечено «дыркой»... В этом случае игрок либо выкладывает заведомо неподходящие для привлекательного достижения карточки с возможно­стями, либо сам заявляет о готовности поспорить и дока­зать, что его возможности не соответствуют данному до­стижению (или, наоборот, соответствуют непривлекате­льному достижению). Если игрок заявляет, что он не хочет вообще разыгрывать данную карточку «путей-до­стижений», то действует правило: если карточка путей вы­ложена на стол, то все обязаны участвовать в ее разыгры­вании. В том-то и смысл игры, чтобы достичь желаемое и избежать явно нежелаемого, даже независимо от знака на самой карточке...

Игра обычно проходит достаточно эмоционально, иг­роки переживают свои неудачи и некоторые из них могут сильно расстроиться и впасть в отчаяние (иногда бывает, что из-за неудач кто-то, наоборот, начинает бравировать и заявляет, что он «специально хочет брать все самое худ­шее»...). На этот случай имеется правило бескорыстной по­мощи друг другу. Если игрок захочет помочь своему товарищу (помочь сделать ход, поспорить и т. п.), то он может сделать это только с его согласия. Если согласие получе­но, то действуют следующие условия. В случае удачной помощи все призы и награды достаются тому, кому помо­гали. Если же помощь оказалась неудачной, то наказыва­ется тот, кто помогал. Но даже несмотря на это, многие успешные игроки пытались проявить свое благородство и помогать своим менее успешным товарищам (когда иг­ра-то спорится, хочется и благородство проявить — опять как в реальной жизни...).

Подведение предварительных и окончательных итогов игры

Когда у игроков постепенно начнут накапливаться карточки с полученными «путями-достижениями» (их лучше складывать в отдельные стопочки), можно позна­комить всех с правилом определения целей-ценностей. Если у игрока накопилось три и более карточек «путей-дости­жений», то по ним он уже может определить, к каким «це­лям-ценностям» приводят его достижения. А если у игро­ка набралось более 8 таких карточек, то он просто обязан определять «цели-ценности». Общий порядок определе­ния «целей-ценностей» по карточкам путей-достижений возможен в разных вариантах. Сам ведущий выбирает для игры тот или иной вариант и также на примере знакомит всех с правилом определения и получения «целей-ценно­стей».

1-й вариант. Игрок (а при знакомстве с правилом — ведущий) между разыгрываниями путей заявляет, что хо­чет определить «цели-ценности». Он выкладывает из сво­их полученных карточек путей так называемые «тройки», то есть три карточки с путями, которые, по мнению игро­ка, позволят ему получить наиболее привлекательные це­ли. На этих карточках в нижней части цифрами обозначе­ны номера тех карточек «целей-ценностей», к которым данные пути «приводят». Если по трем карточкам цифра встречается два и более раз, то считается, что данная цен­ность игроком получена. Если только один раз, то цен­ность игроку не достается. Карточка с данной «целью-ценностью» вручается игроку, и другие игроки уже такую цель достичь не смогут. Таким образом, при данном вари­анте игры надо стремиться заполучить привлекательные карточки первым, а для этого надо быть более активным при разыгрьгвании «путей-достижений».

2-й вариант. Игрок также заявляет о своем намерении определить «цели-ценности», выкладывает на столе «тройки» из пройденных им «путей-достижений» и по по­рядку называет цифры, встретившиеся на карточках путей два и более раз. Но ведущий не вручает игроку соответст­вующие полученные им карточки ценностей, а просто на­зывает их. Таким образом, при данном варианте подведе­ния промежуточных итогов все игроки могут получить са­мые разные, независимо от того, первыми они вышли на эту ценность или нет.

Опыт показывает, что второй вариант более привлека­тельный и справедливый, хотя и менее интригующий. Но для реализации второго варианта важно еще на подго­товительных этапах игры выполнить следующие действия. Участникам игры можно предложить на листочках бумаги выписать и пронумеровать все «цели-ценности», а уже при подведении итогов помечать те ценности, которые они заполучили. Или же можно отксерокопировать (или размножить иным способом) небольшие листочки с пере­чнем «целей-ценностей» и, чтобы не занимать время иг­роков, сразу перед игрой раздать каждому по такому (го­товому) перечню. При использовании второго варианта можно вообще обойтись без изготовления карточек «целей-ценностей»...

К концу игры каждый должен использовать все карточки «путей-достижений» (по принципу: из жизни ничего не выкинешь). Если какой-то «хитрый» игрок решил не испо­льзовать свои явно непривлекательные «пути-достиже­ния» (с «дырками»), то к концу игровой жизни от своих грехов ему все-равно никуда не деться (как и в реальной жизни)... Если у игрока к концу игры остается только 2 карточки путей, то «цели-ценности» определяются по оставшимся двум карточкам, но «цель-ценность» считает­ся достигнутой, если на двух карточках путей имеются две одинаковые цифры с номером какой-то «цели-ценности».

Наконец, игра заканчивается, и по полученным кар­точкам «целей-ценностей» определяется «вечность», то есть кто какую память оставит своим потомкам. При определении окончательных итогов игры ведущий также может воспользоваться разными вариантами:

1-й вариант. Ведущий просит всех игроков разложить полученные карточки «целей-ценностей» в порядке воз­растания номеров (если игроки использовали перечень «целей-ценностей» с помеченными достижениями, то просто положить его перед глазами). Далее он берет пер­вую карточку «вечности» (не называя эту карточку) и за­читывает цифры, обозначающие те «цели-ценности», ко­торые способствуют именно такой памяти потомков. Каждый игрок считает, сколько карточек совпадает с на­званными номерами (или сколько раз номера совпадают с помеченными номерами в перечне ценностей). Если на­считывается три и более совпадений, то это все не случай­но... Можно также определить самого достойного на такую память (у кого больше всего совпадений). И лишь только после этого зачитывается название данной «вечности» (игроков надо постоянно интриговать и не раскрывать все свои карты).

2-й вариант. Ведущий просто использует перечень ва­риантов «вечности» и по очереди также зачитывает номе­ра карточек целей-ценностей, а игроки также подсчиты­вают количество совпадений с зачитываемыми номерами. И также само название вечности зачитывается лишь после определения самого «достойного»... Как видно, второй ва­риант не сильно отличается от первого с той лишь разни­цей, что ведущий может ограничиться лишь перечнем «вечностей» и сэкономить время на изготовлении карто­чек «вечность»... Хотя с карточками все-таки интереснее.

Опыт показывает, что при подведении окончательных итогов возникают некоторые «несостыковки». Например, игрок одновременно оказывается «святым», и его же «проклинают потомки»... Ничего удивительного в этом нет, в истории множество примеров, когда одного и того же человека то объявляют «самым человечным челове­ком», то называют «самым страшным воплощением Сата­ны»... Подростки быстро соглашаются с неизбежностью таких «несостыковок».

Опыт показывает также, что на этапе подведения ито­гов игры практически не возникает обид. Дети прекрасно понимают условность и шутливый характер игры, тем бо­лее что почти всем достаются привлекательные достиже­ния (и соответствующая память потомков), так и непри­влекательные (ведь только у дураков все бывает «0'кей»). Естественно, важно, чтобы ведущий при подведении итогов не стыдил игроков и ни в коем случае не произносил слова типа «Я же знал, что ты будущий преступник»... — Это даже не нуждается в комментариях.