Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 48 из 75)

Смысл предлагаемой игровой методики - в шутливой форме смоделировать некоторые особенности "предпринимательства", когда, с одной стороны, необходимо побольше получить очков (внешняя цель игры), с другой стороны, не поступать слишком жестоко по отношению к своим товарищам по игре2.

Для работы необходимы две полные колоды карт (по 52 карточки с джокерами). Участвуют в игре от 2 до 6 человек. Если играют только 2 человека, то обязательно используется так называемый "болванчик", выполняющий роль третьего игрока (см. ниже). Можно использовать "болванчика" и при игре втроем, вчетвером и т. д. - на наш взгляд, игра с "болванчиком" намного интереснее. Обычно одна игра может занять примерно 15-25 минут. Общая процедура игры следующая:

1. Ведущий знакомит участников с общей инструк-цией, смыслом игры: "Каждый из Вас должен получить к концу игры как можно больше игровых очков. Но при этом я Вам советую не портить друг с другом отношения, а лучше даже - почаще демонстрировать друг другу свои симпатии, поскольку все это будет учитываться при подведении итогов". С более подробными правилами ведущий знакомит всех в следующей последовательности действий (обязательно не на словах, а с реальными картами).

2. Игрокам раздаются в случайном порядке по 6 карт. Хотя сама игра проходит с закрытыми от других картами, объяснение основных правил лучше проводить с открытыми картами. Лучше первый раз вообще провести учебную игру с открытыми картами.

3. Игроки будут ходить по очереди. Во время каждого своего хода игрок может пользоваться только одной мастью. При этом он может просто отправлять в свою "кассу" имеющиеся у него карты одной масти с очками; или сначала сделать ход против какого-либо игрока, забрав у него часть карт, и уже вместе со своими картами одной масти отправить все это в "кассу"; либо предложить кому-то из игроков обоюдовыгодную сделку (см. более подробно - ниже). Отправляя в "кассу" свои очки, каждый игрок обязан показывать их остальным участникам. После каждого хода игроки добирают карты до 6, но если карт больше, то добирать новые нельзя.

4. Ведущий кратко объясняет значение этих карт:

Карточки с 2 по 10 - это показатели "очков", они не играют никакой психологической роли, кроме радости или огорчения, что этих очков оказалось слишком мало, или слишком много...

Основные карты - это "Туз", "Король", "Дама", "Валет" и "Джокер".

"Туз" - забирает всю масть. Например, если игрок сделал ход против одного из своих товарищей (или против "болванчика"), то товарищ обязан показать все свои карты и отдать все карты той масти, к которой принадлежит данный "Туз". Использованный "Туз" откладывается отдельно, рядом со своей "кассой" (при подведении итогов за каждый использованный "Туз" будет высчитываться -10 очков!...). Если игрок не хочет связываться с "Тузом", то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Валет" - такой же разбойник, как и "Туз", только помельче - он забирает лишь младшие карты своей масти за один ход, то есть только карточки с очками (с 2 по 10). Например, во время своего очередного хода игрок ходит "Валетом" против одного из своих товарищей (или против "Болванчика"). Тот, против кого выложен "Валет", обязан открыть все свои карты и отдать все карточки с очками масти, к которой принадлежит данный "Валет". Использованный "Валет" откладывается отдельно, рядом с "кассой" данного игрока (при подведении итогов за каждый такой "Валет" будут вычитаться -10 баллов). Если игрок не хочет связываться с "Валетом", то во время своего очередного хода он просто его откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Дама" - очень коварная карта, способная забирать все очки, отправляемые одним из игроков в свою "кассу" во время своего очередного хода. Особенность "Дамы" в том, что она используется вне очереди. Например, кто-то из игроков отправляет в "кассу" на трефах 15 очков, а владелец "Дамы", чей ход еще не наступил, забирает все эти очки себе и, если пожелает, может даже сразу отправить их в свою "кассу". Использованная "Дама" также откладывается отдельно (при подведении итогов за каждую такую "Даму" высчитывается - 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с "Дамой", то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Король" - особая карта, которая позволяет игроку во время своего хода имеющиеся или приобретенные (захваченные у кого-то) очки одной масти, к которой принадлежит имеющийся "Король", перед отправкой в "кассу" сразу же удваивать. При этом "Король" кладется рубашкой вверх, а на него складываются стопкой карты с удвоенными очками (так легче потом будет подсчитывать общие результаты).

При этом владелец "Короля" может во время своего хода предложить какому-то игроку (у кого также есть какой-то "Король") вступить во взаимовыгодную "коммерческую" сделку ("Король" - он же "Коммерсант"), которая позволит каждому уже утроить все свои очки соответствующей (соответствующей имеющемуся "Королю") масти. Например, владелец трефового "Короля" договорился о сделке с владельцем бубнового "Короля". Уже после такой договоренности оба игрока обязательно открывают все свои карты. Владелец трефового "Короля" к своим трефовым очкам добавляет трефовые очки другого игрока и сразу же отправляет уже утроенную сумму этих очков в свою "кассу" (при этом "Король" кладется рубашкой вниз, а на него - все карты с утроенными очками, что облегчает подведение итогов в конце игры). Аналогично поступает владелец бубнового "Короля", забирая у первого все бубновые очки, утраивая их и отправляя в свою "кассу". Все это возможно только между двумя игроками во время очередного хода кого-то из них.

"Джокер" - может использоваться в разных вариантах (по договоренности между участниками). Первый, наиболее простой вариант: "Джокер" вне очереди может нейтрализовать "Туза", "Короля", "Валета", "Даму", такого же "Джокера" и даже чьего-то "Короля", когда кто-то уже сделал соответствующими картами свой ход (даже, если этот ход сделан не к владельцу "Джокера", а к какому-то другому игроку...).

Второй вариант: владелец "Джокера" только во время своего очередного хода забирает у любого другого игрока (или у "Болванчика") все его карты всех мастей.

Третий вариант: "Джокер" используется одновременно и по первому, и по второму варианту (см. выше).

Использованный "Джокер" также откладывается отдельно в стопочку игрока и при подведении итогов за каждый такой "Джокер" вычитается -10 баллов. Если игрок не желает связываться с "Джокерами", то во время своего очередного хода он откладывает его в общую стопку использованных карт и при подведении итогов у данного игрока - 100 баллов не высчитывается.

В двух колодах имеются 4 "Джокера", что позволяет проводить игру достаточно остро, а у игроков имеется немало возможностей, как для "заграбастывания" очков своих товарищей, так и для совершения добрых дел...

Особую роль в игре выполняет "Болванчик". На месте "Болванчика" просто выкладываются 6 закрытых карт (будто там кто-то играет) и когда кто-то из игроков во время очередного хода будет выбирать себе "жертву", то он может сыграть и против "Болванчика". Если кто-то пошел против "Болванчика", то у все карты "Болванчика" открываются и игрок проделывает с ними все, что пожелает (но в пределах правил использования "Туза", "Валета", "Джокера" и "Короля"). После этого карты "Болванчика" остаются открытыми, но новые карты вновь выкладываются закрытыми (рубашкой вверх) - карты "Болванчика" как и у других игроков после каждого хода добираются до 6.

Игрок может сыграть вместе с "Болванчиком" и на "Королях". Но при этом он сильно рискует. Например, если игрок не видит карт "Болванчика" (когда они еще не раскрыты), то тогда "коммерческая" сделка срывается и игрок вынужден отложить своего "Короля" как уже неудачно использованного в общую стопку. Но если у "Болванчика" "Король" имеется, то игрок получает двойную выгоду, поскольку он забирает себе не только утроенные очки под масть своего "Короля", но и утроенные очки под масть "Короля" "Болванчика"...

Особый случай, если у "Болванчика" при раскрытии карт оказался "Джокер". При игре на "Королях" это не опасно. Но если игрок пошел против "Болванчика" (с "Джокером") своим "Тузом", "Валетом" или "Джокером", то "Джокер" "Болванчика" автоматически нейтрализует эти карты игрока. Он откладывает соответствующую карту в свою стопку использованных карт и при подведении итогов за каждую такую карту ему вычитается - 10 баллов (за то, что хотел "обидеть" "Болванчика"...).