Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 52 из 75)

30. Мало зарабатывать и быть готовым терпеть это...

31. Быть временно безработным.

32. Приходить на работу в пьяном виде...

33. Брать взятки, чаевые, "подарки"...

34. Воровать, тащить с работы дефицитные товары, вещи, детали (все - для дома и семьи!!!)...

35. Скандалить с коллегами, организовывать "заговоры", сплетничать.

36. Допускать в работе ошибки, просчеты, срывы...

Перечень карточек хобби, хозяйства - "X"

37. Простроить дачу, особняк; купить дорогую квартиру.

38. Коллекционировать что-либо.

39. Выращивать цветочки на продажу (цветочки, зелень, живность...).

40. Купить модный автомобиль, катер, яхту...

41. Завести прислугу...

42. Уехать в богатые страны (на все готовенькое...).

43. Очень красиво и модно одеваться.

44. Заниматься своим здоровьем и телом (все время "с удовольствием лечиться").

45. Всячески стремиться вызывать у окружающих восхищение (и зависть).

46. Путешествовать, смотреть на мир (круизы, туризм...).

47. Писать стихи, прозу - для души, для друзей...

48. Мастерить что-либо, конструировать, экспериментировать - для души...

49. Пить пиво и "общаться" с ребятами (мужичками, дамами...).

50. Отдавать всю жизнь детям (внукам).

51. Наслаждаться жизнью (рестораны, элитные клубы, дорогие удовольствия...).

52. Поддерживать знакомство с престижными, влиятельными людьми.

53. Проводить время с добрыми друзьями.

54. Изучать языки, культуру других народов.

55. Слушать модную музыку, танцевать "по-всякому"...

56. Посещать театры, музеи, вернисажи, выставки...

57. Рисовать, ваять - для души, для друзей...

58. Убивать, грабить, насиловать...

59. Увлекаться альпинизмом, подводным плаванием, хождением в горы и в пещеры...

60. Заниматься перепродажей (спекуляцией), делать "бешеные" деньги...

61. Выгодная свадьба (брак "по-расчету").

62. Увлекаться йогой, астрологией, парапсихологией, философией...

63. Ходить в церковь, верить...

64. Увлекаться рыбалкой, охотой; собирать грибы-ягоды...

65. Не отходить от телевизора, видеомагнитофона, компьютера.

66. Ходить на стадион, болеть за...

67. Помогать кому-либо бескорыстно, защищать слабых.

68. Вкусно готовить, угощать...

69. Увлекаться художественной литературой.

70. Следить за политическими событиями.

71. Посещать драмкружок, театр-студию, различные тренинга и психотерапевтические группы.

72. Ходить в спортивную секцию, заниматься спортом.

Перечень карточек личностного развития - "Л"

73. Счастливая свадьба (брак "по-любви").

74. Много, много, много читать...

75. Уметь (и не бояться) мечтать.

76. Мыслить оригинально (не так, как все "правильные" люди).

77. Мыслить логично (обоснованно и четко).

78. Уметь общаться, вызывать доверие, нравиться людям.

79. Быть честным и благородным.

80. Ценить прекрасное, иметь художественный вкус.

81. Быть волевым, принципиальным.

82. Признавать собственные ошибки (и учиться на них).

83. Быть уравновешенным и аккуратным.

84. Уметь не отчаиваться при неудачах и верить в успех.

85. Иметь отличную память.

86. Уметь сосредоточиваться наделе.

87. Закаляться, постоянно тренировать свое тело.

88. Следить за внешностью, не отставать от моды.

89. Владеть своим голосом (уметь говорить выразительно).

90. Иметь развитые органы чувств (зрение, слух, обоняние...).

91. Иметь "золотые руки" (творить "чудеса"...).

92. Все делать быстро и качественно.

93. Уметь вести записи (дневники, конспекты) и пользоваться ими.

94. Вырабатывать ловкость, координацию движений, реакцию...

95. Иметь чувство юмора.

96. Ваш девиз: "Быть как все (не высовываться - кабы чего не вышло)".

97. Ваш девиз: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".

98. Ваш девиз: "Моя хата с краю..."

99. Ваш девиз: "Денежки счет любят (копеечка к копеечке - будет миллиончик)".

100. Ваш девиз: "Бей своих, чтобы чужие боялись!"

101. Ваш девиз: "Сделал дело - гуляй смело!"

102. Ваш девиз: "Хорошо быть дураком - с дураков спрос меньше".

103. Ваш девиз: "Деньги могут все - все продается и покупается".

104. Ваш девиз: "Сначала сделать что-то, а уж потом думать..."

105. Ваш девиз: "Быть первым во всем!"

106. Ваш девиз: "На все наплевать!"

107. Ваш девиз: "Жить для того, чтобы есть!"

108. Ваш девиз: "Есть для того, чтобы жить!".

Приложение 4

Пример игрового поля для игры "Или-Или"

Само поле делается на плотной бумаге. Для удобства буквы "П", "X" и "Л" можно сделать соответственно коричневым, зеленым и оранжевым цветом. Вместо запятой можно ставить знак "или" (v), например, вместо "+П,+Л" написать "+П v +Л". Игроки ходят по часовой стрелке.

Карточки "П", "Х", "Л", уже вышедшие из игры (лицевой стороной вниз)
Л
Разыгрываемые карточки (лицевой стороной вверх)
П Х
Игровое поле

Рис. 14. Пример расположения игрового поля и карточек на столе

Приложение 3

Свободный выбор

+п,+х

Обмен с игроком

-X

+п,+л

Или-Или

Пропуск хода

+п,+л

+х,+л

Обмен с коном

+п,+х,+л

Обмен с коном

Свободный выбор

+П,+Х

Свободный выбор

+Х,+Л

Пропуск хода

Свободный выбор

+П,+Х,+Л

+х,+л

Обмен с игроком

+п,+л

Обмен с игроком

Пропуск хода

+П,+Х

Обмен с коном

+п,+х,+л

Начало игры (все ставят сюда свои фишки)

Свободный выбор

11.3. "Такой-сякой"

Данная игровая методика является модифицированным и адаптированным к проблемам самоопределения вариантом известной игры-теста "Гомеостат". В веселой форме игроки совместными усилиями выстраивают образы каждого участника, а к концу игры определяется, каким же таким стал каждый из них (отсюда и шутливое название - "Такой-сякой"). Кроме того, игра позволяет ориентировочно оценить степень взаимопонимания игроков.

В процедуре участвуют от 2 до 4 (иногда - до 5-6 человек). Игра рассчитана не только на подростков и их родителей, но и на более младших школьников, начиная с 4-х-5-х классов, и опыт проведения игры свидетельствует, что играть с такими участниками ничуть не менее интересно, чем с подростками. Общее время на игру - примерно 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: "Сейчас в игре мы попробуем совместными усилиями составить шутливые образы ("психологические портреты") каждого из присутствующих, используя для этого игровое поле и специальные карточки. Также нам понадобятся для создания этих "портретов" игровые бланки, которые Вы сейчас быстро нарисуете". Далее ведущий сразу же выкладывает на стол игровое поле (табл. 23).

2. Каждый участник рисует на листочке в клеточку игровой бланк, сразу выписывая справа и слева противоположные характеристики человека (табл. 22).

3. Далее каждому игроку выдается набор карточек с игровыми ходами - всего 9 карточек (см. "Карточки" - в конце данного раздела). Всего в игре 4 таких комплекта - по оптимальному числу участников, но при желании можно самим изготовить еще пару комплектов, не забыв пометить их какими-то особыми знаками (для различения в игре).

Также каждый игрок должен иметь свою фишку, которую он будет перемещать по игровому полю. Можно для этого воспользоваться какой-либо старой настольной игрой или просто использовать вместо "настоящих" фишек какие-нибудь мелкие предметы, например разные пуговицы, значки или даже денежки-монетки...

4. В самом начале игры все ставят свои фишки на любые клетки поля и сразу же выписывают в свои бланки баллы, которые на этих клетках обозначены. Например, игрок поставил фишку на клетку "Злой, -2 балла" - это означает, что он как бы не против того, чтобы его считали "злым", поэтому в своем бланке, слева от "Злости" он проставляет "-2". А другой игрок, поставив фишку на клетку "Богатый, +1 балл", проставляет в своем бланке "+1", справа от слова "Богатый".

5. Далее все игроки ходят одновременно по команде ведущего, но каждый раз такой ход делается под кого-то из играющих, по очереди. При этом каждый обязан сразу же выложить на стол одну из своих карточек с игровым ходом ("2 хода вверх", "2 хода влево", "1 ход направо", "Нулевой ход" - оставаться на месте - и т. д. - см. "Карточки").

6. Игрок, под которого все выложили свои карточки за данный ход, сам быстро подсчитывает, куда ему переместить свою фишку. Например, играют трое, а фишка очередкого игрока стоит на клетке "Красивый, +3", в самом нижнем углу игрового поля (табл. 23). Он сам выложил карточку "1 ход вправо", а двое других выложили карточки "2 хода вверх" и "1 ход вправо". В итоге фишка перемещается на 2 хода вверх и на 2 хода вправо. Далее все делают свои ходы уже под другого (очередного) игрока и т. д.