Смекни!
smekni.com

Пряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие (стр. 6 из 75)

6. "Непропадаемый" ("непотопляемый") человек способен на тотальную адаптацию к любым (в том числе и принципиально меняющимся) условиям. Возможны разные варианты такой "непотопляемости": 1) "свой парень", который находит общий язык с любыми людьми (даже с теми, кого следовало бы презирать); 2) "неуловимый" умудряется из всех сложных ситуаций выходить "сухим из воды", часто исподтишка подставляя под ответственность своих недавних приятелей; 3) обыкновенный "предатель" (прежде всего "научившийся" предавать или продавать самого себя); 4) гениальная способность к компромиссам и нахождению общих интересов с разными людьми, даже со своими антиподами, позволяющая решать определенные жизненные и профессиональные проблемы и т. п.

7. "Одноразовый человек" всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находятся в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы самому вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим. Например, женщина имела роман с какой-то знаменитостью (и больше в ее жизни не было ничего замечательного... что печально). Или человек всю оставшуюся жизнь вспоминает о своей службе в армии (особенно период, когда он был "стариком" или "дедком"... что тоже печально). Но реально у многих людей вся жизнь сводится к нескольким таким "выдающимся" событиям, и осуждать их за это не следует (хуже, когда вообще не о чем вспомнить). Проблема этих людей в том, что на свое будущее они смотрят без особого оптимизма, а иногда даже боятся этого будущего ("вдруг произойдет что-то такое, что по значимости станет "конкурировать" с главным событием прошлого"... и тогда красивая сказочка о себе и своей судьбе может разрушиться или сильно запутаться).

8. "Запрограммированный" человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному "успеху", характерные для массового сознания. Это могут быть также и "запрограммированные" неудачи и даже планируемая "трагедийность" жизни (например, по образцу героев популярных романов, телесериалов и кинофильмов). С одной стороны, такой человек обеспечивает себе "гарантированное" счастье (или приближение к образцу такого счастья), понятного для большинства окружающих, а значит, и "признаваемого" окружающими людьми. Это очень важно (быть "понятым" и "признанным") окружающими, ведь известно, что жизнь некоторых людей омрачается тем, что они для себя не могут разобраться, "правильно" ли они живут, "правильное" ли счастье они построили...

С другой стороны, такой стереотип ограничивает человека в творческом поиске своего, неповторимого варианта счастья. Если такой человек позже поймет, что не реализовал свой шанс прожить уникальную жизнь, не похожую на стандартизированное счастье окружающих, то у такого ("прозревшего") человека может наступить глубокое разочарование и серьезный внутренний кризис. Проблема для профконсультанта: следует ли способствовать такому прозрению у взрослого клиента, пытающегося осмыслить свою жизнь? Другая проблема для профконсультанта: стоит ли провоцировать такие рассуждения (о возможных "прозрениях" в будущем) у консультируемых подростков и молодых людей?

9. "Застрявший" в своем развитии человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, вызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих. И тогда такой человек всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации. Например, можно выделить следующие варианты такого "застревания": 1) "вечный студент", постоянно воспроизводящий стереотипы поведения и образ жизни, характерный для такого замечательного и свободного периода молодости; 2) вечный "младший научный сотрудник", так и не осмелившийся сделать следующий карьерный шаг (часто из-за страха быть отторгнутым своей со-циально-професиональной "тусовкой"); 3) "застрявший" на какой-то идее (например, молодой ученый, разработавший какую-то оригинальную методику и бесполезно пытающийся где-то ее продать "подороже", на что могут уйти лучшие годы и все оставшиеся творческие силы) и т. п. Сюда же можно отнести "застревание" на каких-то социально-профессиональных ролях, которые во многом определяют часто и весь образ жизни человека.

10. "Вечный мечтатель" живет в фантазиях, в некотором "виртуальном мире", но не в настоящем времени, которого он страшно боится. Для кого-то такой вариант является спасительным, но, к сожалению, "виртуальность" жизни ставит иногда и такой вопрос: а есть ли для данного человека вообще жизнь? Известно, что мечта часто является основой реального изменения (улучшения) реальной жизни, но известно также, что далеко не все мечты реализуются.

11. "Восторженное ничто" всю жизнь кем-то восхищается. При этом часто реализуется такая позиция: "Я восхищаюсь Вами, потому что сам по сравнению с Вами являюсь ничтожеством", "Чем я сам ничтожнее, тем больше я восхищаюсь Вашим умом (величием, благородством, предприимчивостью и т. п.)". Как это ни парадоксально, нередко восхищение кумиром позволяет самому такому человеку повышать чувство собственной значимости (по принципу "мой кумир лучше вашего"). Нередко такие люди очень агрессивны по отношению к тем, кто не демонстрирует подобного восхищения их кумиром (например, театральные, эстрадные, политические, спортивные и прочие "фанаты").

12. "Вечный борец" за какую-то идею готов по-настоящему рисковать своим благополучием и именно в этом находит особое очарование жизни. Это может проявляться в самых разных вариантах, например: 1) "новатор", который "пробивает" свою (или даже чужую) идею; 2) "революционер", стремящийся преобразовать мир по-своему (хотя лично для себя он выгоды не ищет); 3) имитатор борца, для которого "борьба за идею" - это всего лишь игра, где главная жертва - не собственное благополучие, а лишь потерянное время и какие-то нереализованные возможности; 4) просто банальный "склочник", которому нужно обязательно с кем-то "бороться" и т. п.

13. "Вечная прелесть" стремится обязательно кого-то очаровать, кому-то понравиться. В силу того, что современный мир характеризуется театрализацией самых разных аспектов нашей жизни (вплоть до образования и политики), такой стереотип становится все более и более реальным. Можно выделить следующие основные варианты реализации стереотипа "прелесть": 1) активная позиция, когда сам человек стремится всех "обольстить; 2) пассивная "прелесть", которая лишь ждет, что ею будут восхищаться окружающие (и естественно, очень обижающаяся, когда восхищаются кем-то "менее достойным"). К сожалению, и некоторые психологи-консультанты (и преподаватели психологии) главный для себя смысл видят в том, чтобы "очаровать" побольше клиентов или аудиторий (по принципу "этих сделал, эти от меня в восторге... А других любят меньше, чем меня"). Хотя иногда и психологу-консультанту стоит отказаться от самокрасования (точнее - от самоутверждения с помощью самокрасования) ради каких-то идей и истин, которые следует нести клиентам и аудиториям...

Главная психологическая (консультативная) проблема заключается в том, что каждый вариант по-своему хорош для тех или иных конкретных людей (клиентов), иначе бы все эти варианты не были бы столь живучи. Поэтому очень сложно однозначно определить совместно с консультируемым, какой вариант наиболее соответствует уровню общекультурного развития данного клиента. Активизация клиента заключается в том, чтобы помочь ему преодолеть определенный и ставший таким привычным стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры. Еще Э. Берн призывал "лучше понять себя и свою жизнь", что означает "вырваться из-под власти определенных жизненных сценариев", перестать "играть в жизнь и начать жить по-настоящему". Но все ли клиенты готовы отказаться от такой заманчивой игры, "игры в настоящую жизнь"?

Глава 3. Смысл активизации субъекта профессионального и личностного самоопределения

Проблема активности является самой сложной и одновременно наименее разработанной в психологии. Сам предмет психологии многие современные авторы часто связывают с внутренней активностью, субъектностью, спонтанностью и готовностью к рефлексии. Но при этом не совсем понятна природа такой внутренней активности и ее происхождение. Почему и говорят, что психология - удивительная наука, где четко не концептуализирован ни предмет, ни метод. Однако при этом психологи-практики реально имеют дело с человеческой активностью и даже пытаются ее формировать у своих клиентов, что предполагает не только четко сформулированные определения активности, но и "интуитивное понимание", а иногда и "прочувствование" феномена активности со стороны психолога-практика (и в частности профконсультанта). Таким образом, пособие будет посвящено мало изученному феномену активности в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, связанной с планированием профессиональных и жизненных перспектив.

3.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации клиента

Если исходить из ранее выделенных главной цели, основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения (см. главу 1), то главный смысл профориентационной помощи сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. Если обратиться к уровням решения профориентационных задач, то первый, наиболее простой и примитивный, уровень предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме "субъект-объектных" отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого "объекта". Здесь скорее можно говорить вслед за Е. А. Климовым о традиционной профориентации, когда клиента просто "ориентируют". А вот профессиональное "самоопределение" предполагает переход к последующим уровням решения профконсуль-тационных задач.