Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае реализуется схема "субъект-субъектных" отношений и можно уже говорить об "активизации" клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.
Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании у клиента "внутренней активности", когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как "объект-субъектную", когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, то есть постепенно превращается из "субъекта" в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в "объект"). А сам клиент из "объекта" психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого "субъекта" (как это было на втором уровне), а в "субъекта" со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает, к чему надо стремиться в своей работе.
Поскольку главная (идеальная) цель профориентационной помощи - формирование субъекта профессионального самоопределения, следует разобраться, что можно было бы понимать под "субъектом". Для рассмотрения нашей проблемы важно выделить две характеристики субъектности. Во-первых, это готовность к непредсказуемым, спонтанным действиям, готовность сделать что-то "просто так", а не "потому что" (по А. Г. Асмолову). В этом случае человека сложно просчитать и, главное - сложно сказать о нем, что он "стоит столько-то и столько-то", то есть сложно назначить ему "продажную цену". Во-вторых, подлинный субъект способен на рефлексию своих ответственных действий и всей своей жизни, то есть о личности можно сказать, что она является одновременно субъектом своего счастья лишь тогда, когда она способна на постоянное размышление о самой себе и своих поступках. Ведь если человек не будет хотя бы стремиться осмыслить свои действия и найти в них определенный личностный смысл, то тогда не человек будет выполнять действие, а само "действие будет совершаться над ним", - отмечал Э. Фромм, размышляя о "субъекте деятельности" и пытаясь развести "внешнюю" и "внутреннюю активность".
Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно феномен рефлексии является "центральным феноменом человеческой субъективности". При этом сама рефлексия определяется как "специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти "за друга своя").
Интересные размышления о развитии субъектности и личности приводит В. А. Петровский. "Развивается ли личность? - спрашивает В. А. Петровский. - Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без другого человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит... Человек включен в другого человека и через эту включенность развивается как личность". Развитие личности - это становление целостности в четырех основных формах субъектности: субъект витального отношения к миру ("Природа"); субъект предметного отношения к миру ("Предметный мир"); субъект общения ("Мир людей"); субъект самосознания ("Я сам"). Человек входит во все эти "миры", но их значимость для человека меняется на каждом этапе его развития. "Суть образовательного процесса, согласно личностно-ориентированному подходу, заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех ипостасей" (природы, предметного мира, других людей и самого себя): обучать - это значит порождать средства освоения универсума в четырех ипостасях; воспитывать - приобщать к ценностям постижения и действования (ценности Истины, Творчества и Любви - соприкасаются и с четырьмя ипостасями...). Важно исследовать саму "потребность ребенка стать личностью"...
Интересны также рассуждения о развитии субъектности В. А. Татенко. Субъект психической активности понимается как "регулятивно-развивающий центр" на всех уровнях психического. Субъектное ядро рассматривается как некая центральная часть, вокруг чего группируются другие ядра в процессе развития. Субъектное ядро составляет субстанциональную (самопричинную и самодействующую) основу активности человека как субъекта психики... Субстанциональные интуиции субъектного ядра - "изначально интегрированные онтопсихические образования, несущие в себе "сущностный код" онтопсихиче-ских превращений индивида в направлении достижения им подлинного человеческого бытия в мире.
В. А. Татенко определяет состав субстанциональных интуиции субъектного ядра: экзистенциальная (я присутствую, существую, живу...); интенциональная ("я хочу, желаю, стремлюсь..."); потенциальная ("я могу, умею, способен..."); виртуальная ("я выбираю, намереваюсь, решаю..."); актуальная ("я реализую, выполняю, достигаю..."); рефлексивная ("я оцениваю, примеряю, сравниваю..."); экспириентальная ("я имею, содержу, владею...").
Выделяются также "субъектные механизмы психической активности": самовопрошание - возглавляет и завершает развитие, основное переживание: "я существую" ("снимает" экзистенциальную интуицию субъектного ядра); антиципирующее целеполагание - основное переживание: "хочу быть человеком" (реализует интенциальную интуицию); самопотенциирование - переживание: "я могу быть человеком" (снимает потенциальную интуицию); самоопределение - способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание: "я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать" (снимает виртуальную интуицию); самоактуализация - превращает намерение в действие, идеальное в реальное, цель в результат...; основное переживание: "я должен достичь поставленную цель" (снимает актуальную интуицию); самооценивание - устанавливает факт достижения или недостижения цели, это интеграция всех названных механизмов; основное переживание: "я доволен (не доволен) полученным результатом" (снимает рефлексивную интуицию); самоапперцепция - воспроизводство индивидуального психологического опыта; переживание: "я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком" (снимает экспириментальную интуицию).
По мнению В. А. Татенко, в ходе развития субъект психической активности является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию; допускается лишь возможность создания самим субъектом живой проекции себя как "внутреннего оппонента" или как предмета интроспекции, самопознания и т. п. Психоэнергетический источник субъектной активности - противоречие между субстанциальным содержанием, заложенным в субъектном ядре и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями осуществления этой сущности. "Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, а о ее генетических уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития... Иными словами, субъект всегда имеется (имеет себя), "наличествует "и всегда находится в состоянии самостановления, самосовершенствования и саморазвития", - пишет В. А. Татенко. Данный автор считает также, что к этапу совершеннолетия: "самопробуждаются" все субстанциальные интуиции субъектного ядра; включаются в развитие все соответствующие им субъектные механизмы психической активности; "новообразуются" все основные психические функции.
Таким образом, можно говорить (о развитии самой субъектности). При этом развитие субъекта профессионального самоопределения неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирования субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые "качества"), сколько морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.
В связи с этим возникают даже несколько парадоксальные ситуации. Первая такая ситуация связана с часто возникающей необходимостью субъекта профессионального самоопределения сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профориентации требование всегда учитывать желания самоопределяющегося человека (его "хочу").