27. Больная 38 лет. Выглядит грустной, подавленной. Предъявляет большое количество жалоб на неприятные ощущения во всем теле: чувство напряжения в ногах, покалывания и онемения рук, «стягивание» грудной клетки, «трепетанье в мозге». Подозревает, что больна «рассеянным склерозом». Не верит врачам, которые отвергают эту болезнь.
28. Больной 65 лет, на лице выражение подавленности и отчаяния. Ночью долго не может заснуть, просыпается в 5 часов утра. Жалуется, что уже много месяцев нет стула, все внутренние органы атрофировались, он – «живой труп». Иногда начинает громко стенать и просить, чтобы ему «дали яду».
29. Больная 25 лет, чисто и аккуратно одета. Обращаясь к медсестре, говорит: «Миленькая моя сестричка, прошу Вас, поменяйте полотенчико, чтобы на нем не было пятнышек». Однажды неожиданно, стоя посреди коридора, начала снимать с себя одежду, была очень расстроена, когда пришла в себя, стыдилась вспоминать об этом.
30. Больной 34 лет, 6 месяцев назад перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Жалуется на быструю утомляемость, головные боли, ухудшение памяти. В разговоре с медперсоналом бывает груб, по малейшему поводу начинает кричать, угрожать жалобой в высшие инстанции. Однажды замахнулся на санитарку, которая попыталась выбросить какие-то его продукты с истекшим сроком годности.
31. Больной 30 лет, в анамнезе полинаркомания. Поступил с жалобами на сниженное настроение, бессонницу. Был недоволен назначенным ему лечением, говорил «от этих таблеток не заснешь». Утром долго не могли разбудить. Идет шатаясь. Речь смазана, глаза чуть приоткрыты, на лице улыбка, на все вопросы отвечает «не знаю».
32. Женщина 60 лет, находится в отделении в связи с расстройствами памяти. Свою дочь, посещающую ее в больнице, называет сестрой. Говорит нечетко, пытается рассказать медсестрам о своей прежней жизни. Одевается неловко, часто неправильно застегивает халат, белье испачкано испражнениями. По ночам бывает тревожна, не может уснуть, будит других больных, связывает постель в узел, просит, чтобы ее отвели «к инспектору».
33. Женщина 65 лет жалуется на снижение памяти, приступы головокружения и слабости, перебои в работе сердца. Всегда носит с собой, выписанные ей врачом таблетки от сердечных приступов. Причесана, одета аккуратно, хотя особенно не заботиться о своей привлекательности. Жалуется на беспомощность, плачет, рассказывает о своей прошлой жизни, сожалеет, что совсем не может работать из-за плохой сообразительности и быстрой утомляемости. С удовольствием смотрит телевизор, плачет, сочувствуя героям, просит напомнить ей о том, что было в предыдущей серии.
34. Женщина 32 лет, проходящая лечение в связи с нарушениями глотания, очень разборчива в еде, совсем не может есть каши, предлагаемые ей в больнице. Легко съедает торт и пирожные, которые приносит ей муж. Однажды муж предупредил ее по телефону, что не сможет навещать ее в течение 2х дней, так как едет в командировку. После разговора начала громко рыдать, внезапно упала, стала рвать на себе одежду, завывала, не отвечала на вопросы, не могла успокоиться в течение 20 минут.
35. Женщина 62 лет, проходящая лечение по поводу расстройств памяти, пожаловалась на трудности со сном. После назначения радедорма (нитразепама) в дозе 10 мг на ночь заснула через 30 минут. Утром пыталась встать, чтобы пойти в туалет. Не могла попасть руками в рукава халата, ходила шаткой походкой, возвращаясь из туалета, оступилась и упала.
36. Мужчина 42 лет, проходит лечение по поводу стойкого снижения настроения, чувства стеснения в груди. Получает амитриптилин в дозе 200 мг в сутки. Постоянно жалуется на чувство переполнения в животе, задержку стула. Особенно расстроен тем, что потерял способность читать мелкий текст, утверждает, что прежде читал без очков.
37. Юноша 19 лет проходит лечение по поводу постоянных конфликтов с родителями, побегов из дома, асоциального поведения, алкоголизации. Назначенные врачом лекарства переносит хорошо, ни на что не жалуется. Однажды на фоне прежних назначений остается в постели после подъема всех остальных пациентов. Насильственно разбуженный, сидит на постели в одних трусах, улыбается, нечетко произносит слова, говорит, что мог бы поспать еще, ходит шатаясь, нелепо шутит.
38. Больной 26 лет был госпитализирован в связи с тревогой, бессонницей, страхом сойти с ума. С недоверием относился к врачам и медсестрам, считал их сотрудниками спецслужб. Отказывался принимать лекарства внутрь. После назначения инъекций галоперидола и аминазина стал спокойнее, однако жаловался на боли в ягодицах. Вместо инъекций лекарства были даны больному внутрь. На следующий день вновь стал возбужденным, не притрагивался к еде, пытался побить медсестру, которая уговаривала его поесть.
39. Больной 20 лет, поступивший в стационар для лечения наркомании, не может заснуть ночью, просит вызвать дежурного врача. После разговора с врачом и приема назначенных им лекарств подходит к медсестре, заявляет, что таблетки не помогли. Жалуется на сильные боли в затылке, животе и спине, тошноту, потливость. Просит разрешить ему позвонить домой или вернуть ему личные вещи, сданные на склад, где у него остались «новейшие» таблетки от головной боли.
40. Больной 36 лет переведен из хирургического стационара, где он проходил обследование для исключения опухоли внутренних органов. Несмотря на уверенность врачей в отсутствии опасной болезни, утверждает, что чувствует, что умирает. Расстроен тем, что врачи его не понимают. Не видит смысла в пребывании в психиатрическом стационаре. Заявил врачу, что «неизвестно, что будет завтра». Утром медсестра обнаружила на шее больного царапины и синеватую бороздку, охватывающую шею вокруг.
41. Больной 26 лет, страдает психическим заболеванием с 17-летнего возраста. Нигде не работает, требует от матери деньги, тратит их на покупку религиозной литературы и на занятия в «группах самосовершенствования». Не пускает мать к себе в комнату, не позволяет трогать лежащие в беспорядке вещи. Поступил в больницу после того, как ударил мать, которая потребовала, чтобы он убрался в своей комнате. В отделении спокоен, ни с кем не общается, постоянно читает библию, повторяет молитвы про себя. Заявляет, что мать является его единственным настоящим другом.
42. Больной 23 лет поступил для лечения алкоголизма. Дома несносен, постоянно устраивает скандалы. Несколько раз после ссор с родителями ножом наносил себе порезы на предплечье. В отделении постоянно общается со сверстниками, просит разрешить им всем вместе пить чай после отбоя. За это обещал помыть пол в отделении. Предлагает персоналу сыграть с ним в карты. Жалуется, что родители не приносят ему вкусных продуктов и сигарет, однако в тумбочке у больного обнаружено несколько пачек сигарет.
43. Больная 31 года жалуется на приступы дурноты и потери сознания. Не замужем, живет с матерью, работает медсестрой. Приступы возникают преимущественно на работе, особенно они участились после того, как новая старшая сестра поликлиники, стала упрекать ее в лени. Иногда такие же приступы возникают после ссор с матерью. В отделении дважды теряла сознание после конфликтов с другими больными. Наблюдалось расслабление всех мышц, медленно сползала на пол.
44. Больной 32 лет, жалуется на мучительные мысли о том, что его руки загрязнены. Боится «подхватить заразу», понимает, что его боязнь необоснованна. Моет руки до 50 раз в день, перепроверяет посуду, которую ему подают к обеду. На руках заметны множественные мацерации.
45. Больная 56 лет, поступила в клинику с жалобами на ухудшение памяти в последние 2 года, при поступлении правильно называет клинику, текущий год и месяц, не может вспомнить текущую дату. Через 3 дня обратилась к сестре с жалобой, что кто-то из больных украл ее носовой платок. Говорит запинаясь, повторяя последние слога в словах. Халат застегнут неправильно.
46. Больной 42 лет. Поступил с жалобами на плохой сон: рано просыпается и не может заснуть, похудел за последние 2 месяца на 6 кг, считает, что ухудшилась память, «ни на чем не могу сосредоточиться». В отделении весь день ходит взад – вперед, плечи и голова опущены, глаза устремлены в пол. Медсестре говорит, что лекарства не смогут ему помочь, «мне поможет только веревка».
47. Больной 32 лет, находящийся в клинике по поводу депрессии, не встал к завтраку, продолжал спать. При попытке разбудить его – невнятно отвечал на вопросы. Дыхание поверхностное, зрачки сужены, пульс 100 ударов в минуту. На тумбочке обнаружена пустая упаковка из-под феназепама.
48. Больной 25 лет, после приема лекарств, резко покраснел, особенно лицо и верхняя половина тела, начал кашлять, пожаловался на потерю голоса, затрудненное дыхание. Обращает на себя внимание – быстрое нарастание отека.
49. Больной 42 лет, отказывается от приема пищи. Говорит, что он не достоин такого хорошего питания, так как совершил за свою жизнь много непоправимых ошибок. За последнюю неделю похудел на 4 кг.
50. Больная 36 лет, переведена в психиатрическое отделение из соматического стационара. Объективные показатели (анализы, АД, ЭКГ) в пределах нормы. Сообщает, что врачи терапевты ничего у нее не нашли, а она чувствует себя все хуже и хуже. Не верит, что ей могут помочь.
51. Больной 45 лет, жалуется на повышенную потливость рук, частое изменение пульса, колебания АД от 120/70 до 125/60, старается обратить внимание мед. Персонала на дрожание рук, хотя объективно это не заметно. После беседы со студентами выглядел подавленным, сидел в одиночестве. В последующем выяснилось, что студенты, обсуждая его состояние между собой, говорили, что его симптомы не надо лечить.
52. Женщина 32 лет, поступила в отделение с жалобами на чувство тоски. Целыми днями лежала в постели, на вопросы отвечала односложно. На фон терапии состояние изменилось. Много говорила с другими больными, строили планы на будущее. Стала много двигаться, старалась всем помочь, обращалась к медперсоналу с большим количеством вопросов. Продолжала жаловаться на плохой сон, отсутствие чувства радости.