Смекни!
smekni.com

Семиотика и лингвистика (стр. 4 из 8)

Другая группа вопросов – вопрос об этапах формирования метаязыка и роли метаязыка в функционировании и развитии языка. В этнических языках метаязыковые средства, в особенности нетерминологические, складываются естественным, стихийным образом, однако вместе с тем метаязык есть результат рефлексии и контроля языкового сознания над своей работой.

Таким образом, в развитии метаязыка можно выделить ряд этапов – от появления в речи метаязыковых структур (в том числе слов типа «говорю», «называю», «кричу» и др., представляющих собой саморефлексию говорящего по поводу своей речи) до возникновения развитого метаописания.

Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – в том числе на уроках и лекциях по языку и языкознанию, в грамматиках, словарях, учебной и научной литературе о языке. В сущности, возникновение языкознания как профессионального занятия части говорящих можно рассматривать как результат возрастания социальной значимости метаязыковой функции языка.

Важным является также усвоение функций метаязыка в культуре , а также зависимости уровня сложности культуры от уровня сложности метаязыка, видение связи наличия развитого метаязыка в культуре и возникновения поэзии, литературы, науки, и, напротив, замедления развития культур при отсутствии развитых форм метаязыка (напр., письменности, систематизированной грамматики).

10. Состав лингвистических метаязыков. Понятие тезауруса. Письменность как элемент структуры метаязыка. История развития письма и его функции.

Логика языковых знаковых систем. Язык и внесистемная реальность: логика соответствий. Логика внутрисистемных трансформаций в языке. Логика приложений.

При рассмотрении состава метаязыка следует обратить внимание, прежде всего на элементы этого состава, уделив особое внимание письменности как элементу метаязыка и истории ее развития. Необходимо не только усвоение этапов развития письменности (предметное, рисуночное, словесное, словесно-слоговое, звукобуквенное письмо), но и видение того, каким образом эволюция письменности отражает развитие метаязыковой рефлексии – от рефлексии по поводу понятий и их словесного выражения до рефлексии по поводу звуков языка.

Важным также является соотношение языка и внесистемной реальности, в связи с чем важное значение имеет понимание типов логики взаимодействия языка и внесистемной реальности и отражения последней в языке.

В языковых знаковых системах различается три направления их действия и соответственно – три типа логики:

1) логика соответствий;

2) логика внутрисистемных трансформаций (логика системы);

3) логика приложений.

Логика соответствий применяется при сопоставлении реальности мира и реальности языка. Человек либо вносит изменения в языковую реальность, либо в свои представления о мире, таким образом, добиваясь максимального совпадения двух источников информации. Логика соответствий по-разному проявляется в разных языковых единицах. Так, в морфемах логики соответствия нет, так как они не имеют соответствия вне системы, в реальном мире, и имеют значение только в рамках системы, то есть языка. В слове логика соответствий очень развита, поскольку слово всегда сопоставляется с внесистемной реальностью.

Вторым типом логики знаковых систем, в том числе языковых, является логика внутрисистемных трансформаций: логика применения заложенных в языке правил действий. Отельные высказывания и целые тексты должны быть составлены в соответствии с правилами языка. Реализация этой логики – контроль говорящего над своей речью, исправление ошибок в соответствии с правилами языка.

Третий тип логики языковых знаковых систем – логика приложений. Логика приложений изменяет систему в соответствие с тем, для чего система предназначена в приложении. Простейший пример такой логики – подготовка учебников и учебных пособий для обучения языку, когда языковая система изменяется в соответствии с континентом обучаемых (возраст, образование, знание других языков и др.), уровнем знаний, местом обучения. В каждом случае вырабатываются свои критерии соответствия системы ее целям и задачам.

11. Семиотическая и лингвистическая теория текста.

Понятие текста с точки зрения лингвистики и семиотики. Теория текста как научная дисциплина. Понимание текста Ю. М. Лотманом. Текст как базовая единица в системе культуры. Дискретный и недискретный текст.

Функции текста с точки зрения лингвистики и семиотики. Лингвистический и семиотический подходы к функциям текста. Понятие дискурса в лингвистике и других науках. Понимание функций текста Ю. М. Лотманом. Коммуникативная функция текста. Творческая функция текста. Функция текста как памяти культуры.

Лингвистическая и семиотическая типология текстов. Типология дискурса в лингвистике: устный и письменный дискурс. Понятие мысленного дискурса. Понятие жанра в лингвистике. Семиотическая типология текстов. Типология создающего и типология воспринимающего.

Структура текста. Внутренняя структура текста и ее уровни: денотативный, логический, аксиологический, символический. Внешняя структура текста: приемы и способы выражения внутренней структуры текста. Риторика текста и ее основные приемы. Фигуры выделения и диалогизма. Риторический прием «текст в тексте» и его роль в литературе и искусстве.

Метатекстовые структуры в тексте. Контекст в тексте. Символ в словесном тексте. Символизирующее и десимволизирующее чтение текстов. Тропы в тексте. Интертекстуальность и ее роль в культуре. Типы интертекстуальных отношений. Гипертекстуальность.

Текст в процессе генезиса. Этапы создания текста. Текст в процессе движения автор – аудитория – замысел – текст. Этапы восприятия текста читателем.

Основные подходы к анализу текста. Дискурсивный анализ как научная дисциплина. История дискурсивного анализа. Основные научные проблемы дискурсивного анализа: типология и структура дискурса, роль дискурсивных факторов в языковой структуре. Основные направления и подходы в дискурсивном анализе: анализ бытового диалога (Д. Сакс, Г. Джефферсон), исследование информационного потока (У. Чейф, Р. Томлин). Методы и приемы дискурсивного анализа. Место дискурсивного анализа в лингвистике.

Текстологический анализ. Текстология как научная дисциплина. История развития текстологии в России и за рубежом. «Критика текста» и ее основные принципы. Современные подходы к текстологии. Текстология как основа истории литературы. Текстология как историко-филологическая дисциплина. Приемы и методы текстологического анализа. Лингвотекстологический анализ.

Семиотический анализ текста. Основные подходы семиотики к анализу текста. Комплексность и междисциплинарный подход как основы семиотического анализа текста. Принципы структурно-семиотического подхода, разработанного тартусско-московской семиотической школой. Основные этапы семиотического анализа текста. Основные дискуссионные проблемы семиотического анализа текста.

При изучении раздела первостепенное значение имеет понятие текста с точки зрения лингвистики и семиотики. Необходимо обратить внимание на различие лингвистического и семиотического подходов к тексту. Лингвистика обычно определяет текст как языковое произведение неограниченной длины, или связную последовательность языковых знаков.

Для семиотики основное значение имеет восприятие данной последовательности языковых знаков как значимой носителем данной культуры или отдельным человеком как индивидуумом. Поэтому с точки зрения семиотики текст может быть определен как связная последовательность языковых знаков, значимая в рамках данной культуры. Следует обратить внимание на более широкое, нежели в лингвистике, понимание текста в семиотике, когда под текстом могут пониматься не только тексты на естественном языке, и на последствия такого подхода для изучения текста.

Именно из различия понимания текстов вытекают и различные подходы лингвистики и семиотики к пониманию функций текста (лингвистика выделяет коммуникативную функцию, семиотика – коммуникативную, творческую, функцию сохранения культурной памяти), а также к типологизации текстов с точки зрения лингвистики и семиотики.

Для лингвистов самое главное разграничение в области типологии – противопоставление устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал – акустический, при письменном – визуальный.

С точки зрения семиотики, одна и та же последовательность предложений может ощущаться как отчлененная от предыдущего и последующего в лингвистическом (например, синтаксическом) отношении и составлять текст для лингвиста и, излагая определенные юридические нормы, не обладать подобной отграниченностью. Для юриста она будет частью текста, если входит в более обширное единство, или не-текстом, если в него не входит. Из этого вытекает, что типология текстов определяется их функционированием. В связи с этим говорят о соотнесении текста не с какой-либо одной, а с двумя типологиями – создающего (передающего) и воспринимающего. Следует уделить особое внимание рассмотрению этого вопроса Ю. М. Лотманом.

Еще одна группа вопросов – понятие о структуре текста с точки зрения лингвистики и семиотики, что также определяется пониманием самого текста и различием этого понимания в семиотике и лингвистике. Объектом исследования лингвистов являются принципы построения текстов. Поэтому центральный круг вопросов, исследуемых лингвистами в дискурсивном анализе, – вопросы структуры и правил построения дискурса. Следует различать разные уровни структуры – макроструктуру, или глобальную структуру, и микроструктуру, или локальную структуру.