ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА
Томск – 2009
УДК 003
ББК 71 я73
С 30
Учебно-методическое пособие «Семиотика и лингвистика» по дисциплине ОПД Ф.07 Семиотика и лингвистика предназначено для студентов специальности 020600(031401.65) (Культурология). Пособие содержит программу дисциплины с методическими рекомендациями по изучению дисциплины, примерный перечень контрольных и экзаменационных вопросов, словари терминов и персоналий и список рекомендуемой литературы.
Оглавление
I. Программа дисциплины «Семиотика и лингвистика» и методические рекомендации для студентов................................................................................................... 4
II. Вопросы для самоконтроля..................................................................... 20
III. Примерная тематика рефератов............................................................. 22
IV. Перечень примерных вопросов к экзамену........................................... 23
V. Терминологический словарь................................................................... 24
VI. Словарь персоналий............................................................................... 27
VII. Список рекомендуемой литературы..................................................... 29
I. Программа дисциплины «Семиотика и лингвистика» и методические рекомендации для студентов
В последние десятилетия в науке растет интерес к знаковым системам и их объяснению, расшифровке, в связи с чем наблюдается достаточно активное развитие семиотики, проникновение ее методов в другие науки – историю, культурологию, естественные и точные науки. Изучение семиотики имеет важное значение и для подготовки специалиста-культуролога. Особое место в ряду знаковых систем занимает язык, универсальное средство передачи информации о той или иной культуре. Умение воспринимать и анализировать эту информацию – одна из важных задач культуролога.
Цель преподавания дисциплины – формирование системы знаний о знаковых системах и принципах их анализа, закладывающих методологический фундамент для работы будущего культуролога.
Задачи преподавания дисциплины:
· ознакомить студентов с основными понятиями семиотики как науки о знаках и знаковых системах;
· дать представление о различных видах знаков, о взаимосвязи семиотики и лингвистики;
· ознакомить студентов с методами и приемами анализа языковых текстов.
В результате изучения курса «Семиотика и лингвистика» студенты должны:
· понимать язык как один из видов знаковых систем, связь семиотики и лингвистики;
· усвоить основной понятийный аппарат дисциплины: понятия «семиотика», «знак», «знаковые системы», «классификация знаков», «функции языка», «синтактика», «семантика», «прагматика» «текст» и др.;
· знать различные виды знаков, уметь определять характеристики знаков;
· уметь анализировать различные виды текстов с точки зрения культурно-семиотического подхода
Занятия по дисциплине проходят в форме лекционных, семинарских и практических занятий.
Лекции – 36 ак. часов. Семинарские и практические занятия – 18 ак. часов.
1. Введение. Понятие семиотики. Философские основы семиотики. Онтологическая и семиотическая реальность. Предмет и задачи семиотики. Роль и место семиотики в системе научного знания. Семиотика и лингвистика. Лингвоцентризм семиотики.
При изучении данной темы следует обратить особое внимание на роль знаков в культуре человека и соотношение онтологической и семиотической реальности.
Под онтологической реальностью, обычно понимается реальность, данная в ощущениях и первоначально созданная без участия человека. В ходе познания онтологии человек создает новый тип реальности – реальность семиотическую: результаты познания действительности отражаются в знаках. Главным различием обоих видов реальности является их разное происхождение. Онтологическая реальность дана изначально, как нечто, что создано не людьми. Семиотическая реальность – плод коллективного творчества людей. Семиотическая реальность очень быстро становится автономной и приобретает черты самостоятельного механизма. Семиотические системы составляют основу культуры.
Еще одна проблема – проблема возникновения семиотики как науки. Одной из ведущих причин возникновения семиотики является проблема коммуникации разных семиотических систем. Непонимание представителями разных систем друг друга приводит культурным конфликтам (пример: конфликт христианской и мусульманской культур, российской и западной цивилизации, в частном плане: непонимание искусства (напр., иконопись и в целом средневековая живопись), литературного произведения, культурные конфликты колонизаторов в местного населения, уничтожение цивилизаций, напр., Африки, Сев. Америки). В связи с этим встает вопрос изучения семиотических систем, механизмов их функционирования и контактов. Именно эту задачу и выполняет семиотика.
Предмет ее составляют знаковые аспекты всех видов коммуникации. Однако в предмет семиотики входит отнюдь не содержание процессов коммуникации, но только их знаковое воплощение, т. е. закономерности семиозиса (означивания, знакового представления информации и использования знаков) во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место информационные процессы.
В систему гуманитарного знания семиотика входит в качестве крупного блока в составе теоретико-методологического основания конкретных гуманитарных наук.
2. История развития семиотики. Развитие семиотических идей в древнегреческой философии: диалог Платона «Кратил», труды Аристотеля. Развитие семиотических идей в европейской науке до конца XIX в.
Возникновение семиотики как науки. Появление термина «семиотика». Ч. С. Пирс и его вклад в развитие семиотики. Работы Ф. де Соссюра и его концепция языка. Ч. Моррис и его вклад в развитие семиотики. Семиотика в западно-европейском структурализме конца XX в. «Структурная антропология» К. Леви-Стросса. Вклад в развитие семиотических идей Р. Барта. «Археология знания» М. Фуко. Семиотические идеи Ж. Деррида. Семиотика У. Эко.
Развитие семиотики в России. Герменевтическая семиотика Г. Г. Шпета. Семиотические идеи Р. О. Якобсона. Тартусско-московская семиотическая школа и ее основные идеи: концепция вторичных моделирующих систем, концепция искусства как одной из моделирующих систем, семиотическая типология культур. Работы и основные идеи Ю. М. Лотмана: концепция семиосферы, информационно-семиотическая концепция динамики культуры, семиотическая концепция поведения. Основные идеи Б. А. Успенского, В. В. Иванова, В. Н. Топорова. Современное состояние развития семиотической науки.
При изучении проблемы истории семиотики необходимо, прежде всего, выделить хронологические периоды формирования и развития семиотики и основные этапы развития семиотических идей. Следует различать семиотические идеи, существовавшие начиная с древнегреческой философии, и возникновение семиотики как самостоятельной науки.
Необходимо также определить время выделения семиотики как науки, особо обратив внимание на роль в этом процессе таких ученых как Д. Локк, Ч. С. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. У. Моррис и др., а также основные направления ее развития в XX-XXI вв. Другой важной группой проблем являются проблемы развития семиотики в России. Особое внимание при рассмотрении этих проблем следует уделить работам Г. Г. Шпета и Р. О. Якобсона, а при рассмотрении современных особенностей развития семиотики в России – научным идеям и концепциям, сформулированным учеными тартусско-московской семиотической школы.
3. Основные понятия семиотики: знак и знаковая система. Понятие знака. Отношение обозначения. Строение знака. Означающее и означаемое. Понятие денотата. Понятие десигната. «Семиотический треугольник». Типологии знаков. Принципы типологизации знаков. Типология знаков Ч. С. Пирса. Знаки-индексы, знаки-иконы, знаки-символы и их основные черты.
Понятие знаковой системы. Функции знаковой системы. Типология знаковых систем. Основания типологизации знаковых систем: физическая природа плана выражения знаков (оптические, слуховые, звуковые и др. знаковые системы), генезис знаковых систем (биологические и небиологические знаковые системы), строение и структура знаковых систем (одноуровневые и многоуровневые семиотические системы), отношения означаемого и означающего в знаках (знаковые системы, основанные на знаках-индексах; образные знаковые системы; символические знаковые системы). Роль знаковых систем в культуре.
Фундаментальным для понимания данной темы является понятие знака. В связи с этим понятием находится понимание отношения обозначения и механизма его функционирования. Следует также обратить внимание на наличие в знаке материальной (чувственно воспринимаемой) и идеальной сторон – соответственно, означающего и означаемого. Необходимо также уяснить сложность структуры означаемого и различие между денотатом и десигнатом, как его составляющими. В связи с этим находится понятие «семиотического треугольника», при помощи которого определяются отношения означающего и означаемого.
Другой важной группой проблем является типология знаков. Особое внимание следует уделить принципам возможной типологизации знаков (по происхождению, материи знаков, отношениям означающего и означаемого и др.). Следует уяснить не только сами принципы типологизации знаков, но и практическое приложение каждой из типологий для конкретной области знания.