Таким образом, успех прочитанной лекции, ее высокое качество в решающей степени зависят от всесторонней и умелой подготовки. Подготовка лекции–творческий и самостоятельный труд преподавателя, поэтому лекция вполне закономерно отражает и индивидуальные черты преподавателя, его опыт, навыки.
Лектор фактически выступает в трех лицах: как автор или сочинитель предстоящей лекции, как ее постановщик и как исполнитель. Быть одинаково успевающим в таких ролях не так просто. Но очевидно, что именно третья фаза труда лектора – исполнение–наиболее ответственная и трудная. До того, пока вы обдумывали, а затем предварительно творили (конспектировали) свое предстоящее выступление, вы были свободны в своих поступках и не так ограничены во времени. Распоряжались им, как хотели и умели, могли не только обдумывать лекцию в целом и ее отдельные части и форму, но и передумывать, по-разному формулировать какие-то ее положения, могли варьировать конспектирование своих мыслей.
Этих возможностей лектор лишается, как только появляется на кафедре. Всякая уже начатая лекция в данной аудитории «одновариантна»: не только лекцию в целом, но и отдельные ее части нельзя менять на ходу, не рискуя испортить дело. Кроме того, лекция строго ограничена во времени и, главное, творится «на людях», при их участии. Вот почему чтение лекции не только довольно сложная, но и самая волнующая часть ораторского труда. Ведь именно в ней в концентрированном виде сказываются плоды той предварительной работы, которая велась наедине. Именно в ходе лекции проявляется лекторское мастерство.
Остановимся еще на двух моментах непосредственно предлекционного времени, редко измеряемого более чем полутора–двумя часами.
Это те минуты, когда лектор «входит в роль», начинает жить (должен жить) атмосферой предстоящего выступления. Ничто постороннее, не имеющее прямого отношения к ответственному моменту, не должно отвлекать его и тем более не должно его взволновать. Единственное, что может на 15–20 минут отвлечь преподавателя от будущей лекции, это беглый просмотр периодических изданий или слушание радиопередачи, чтобы знать последние новости.
Лекция начинается с появления преподавателя в аудитории. Студенты по внешнему виду пытаются оценить лектора, составить о нем представление, если он ранее не занимался с ними, а если занимался, то определить его настроение.
Студенты в процессе общения, прежде всего, сосредоточивают внимание на лице лектора, главным образом, на глазах и на его руках. Мимика–важное средство эмоционального воздействия на аудиторию.
Опыт показывает, что лектор должен стремиться сохранять строгое, но доброжелательное выражение лица. Очень большое значение, имеют осанка, походка: они не должны являть смущение, нерешительность или самое неприятное–безразличие. Очень важно быть аккуратно одетыми и причесанным. От этого складывается первое впечатление о собранности лектора и его уважении к студентам. Это не только помогает студентам составить о преподавателе правильное представление, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Зайдя в аудиторию, не рекомендуется на ходу, расстегивать, снимать предметы одежды, готовить какие-либо материалы, начинать второпях речь. Лучше необходимо занять место за кафедрой, выдержать небольшую паузу, которая необходима для сосредоточения, чтобы привлечь внимание студентов. В этот момент лектор устанавливает со студентами зрительный, а затем и эмоциональный контакт. Эмоциональный контакт приводит к одному из проявлений у студентов субъективного отношения как к лектору, так и к читаемому материалу. Обычно в благоприятной обстановке общего внимания и тишины речь нужно начинать спокойно, сравнительно не громко и в несколько замедленном темпе. Такое начало действует на аудиторию успокаивающе.
И еще об одном аспекте, серьезно влияющем на общее внимание студентов и их отношение к лектору, это правильность выбора позы как в процессе изложения материала, так и начале лекции.
Отдельные преподаватели, не придают внимания положению своего тела во время чтения лекции. А недостаточно опытные принимают иногда такую позу, в которую они никогда бы не встали в обычных условиях.
Одни переступают с ноги на ногу, раскачиваясь из стороны в сторону, другие ходят около трибуны, опустив голову, третьи не знают, куда им деть руки, четвертые просто ложатся то животом, то грудью на трибуну и т.п. Нередко неловкая поза лектора может даже рассмешить аудиторию.
Естественно, что во время изложения материала лектор не должен все время сохранять неподвижность, так как это утомляет аудиторию, внимание студентов ослабевает и рассеивается. Однако, непрерывно расхаживающий лектор также не способствует сосредоточению внимания аудитории на важных вопросах. Создается впечатление, что он нервничает, что может повлиять на эффективность лекции.
Педагог должен приложить максимум усилий, чтобы найти способы продуктивного воздействия на аудиторию. Нередко многие из студентов не владеют элементарными навыками учебной деятельности на лекции. Поэтому преподавателю необходимо устранять такие проблемы в деятельности и жизненном опыте аудитории.
Формирование культуры ведения лекционных записей–важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Материал, который необходимо записать, должен быть достаточно продуман преподавателем и по возможности представлен наглядными пособиями (графики, схемы, диаграммы, таблицы и т. д.) Каждый студент должен иметь тетрадь для записи лекций, ручку, а в некоторых случаях и набор фломастеров, с помощью которых он фиксирует основные положения лекции и делает рисунки и схемы.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения–не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятия ее содержания.
Нужно остерегаться крикливости и нашептывания, ложного пафоса и бесконечных «мне кажется» или «мне думается»–оговорки и сомнения не украшают лектора. Не нужно кокетничать «моими скромными стремлениями» и назойливо повторять: «давайте вместе подумаем»–все должно быть в меру. Лекция должна отличаться ясностью мысли и изложения, необходимо избегать менторства и назидательности. Слова нужно выговаривать ясно, не заглушая окончания фраз. Бережное отношение к слову–главному орудию красноречия–первостепенное условие успеха любого публичного выступления.
Вряд ли нужно стремиться в одной лекции рассказать обо всех деталях ее темы, пытаясь исчерпать всё. Во-первых, это невозможно, так как любая тема всегда шире, чем временные возможности лекции. Во-вторых, опытный лектор так распределяет свой материал и так излагает содержание очередного выступления, чтобы не задерживаться на второстепенных вопросах и иллюстрациях. Он должен дать возможность студентам самим (по ходу лекции или после нее) додумать, расширить рамки лекции. Очень важно лектору держать себя в заранее точно намеченных пределах, чтобы студенты почувствовали (если ясно не поняли): у говорящего есть еще что сказать по данной теме, что он мог бы о ней читать не одну и не две еще лекции. Такое впечатление от исполненной лекции, а значит от эрудиции оратора, усиливает интерес к личности преподавателя, повышает уважение к нему.
Преподаватель должен ориентироваться на студентов, прогнозировать ход их мысли, подобрать такой вариант изложения, который бы соответствовал особенностям восприятия студентами учебной информации. Материал надо преподнести студентам так, чтобы они «заразились» излагаемой проблемой.
Немаловажное значение имеет артистизм лектора, его умение организовать в ходе лекции психологическую разрядку. Это может быть краткий рассказ из собственной научной деятельности или сообщение о неординарном событии из мира науки или культуры, связанном с излагаемым материалом.
Лектору приходится отвечать на вопросы. Поэтому нужно оставить время для ответов, рассматривая их как немаловажную часть лекции. Бывают записки и устные вопросы, в том числе очень трудные по существу, порой совсем неожиданные и к предмету лекции не относящиеся; случаются также вопросы грубоватые или бестактные по характеру. Но и на них отвечать нужно спокойно, корректно, доказательно, с искренним желанием помочь задавшему вопрос (и, очевидно, не только ему) разобраться в фактах, явлениях или теоретических проблемах. Нет ничего зазорного и в том, что лектор скажет: -«Ответить на этот вопрос сегодня не могу, отвечу перед началом следующей лекции». Иногда, отвечая на сложный вопрос, преподаватель предлагает интересующимся собраться во внеучебное время и поговорить дополнительно. В вузовской практике немало случаев, когда такие дополнительные встречи помогают преподавателю учесть в лекциях какие-то новые моменты психологического и логического порядка, чтобы лучше читать свой курс.
При подготовке лекций по всему курсу лектор должен составить обобщающие занятия, в которых в сжатой форме будут изложены стержневые идеи, структурирован изложенный учебный материал, выделены и систематизированы важнейшие сущностные связи и отношения зависимости между задействованными объектами, и явлениями и описывающими их элементами научного знания.