Смекни!
smekni.com

Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое (стр. 13 из 23)

Метод разучивания по частям

- разделите движение на простые части и разучите каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части

- проучите движение целиком в замедленном темпе.

Временное упрощение этот метод применяется для разучивания особенно сложных движений

- упростите форму сложного движения, а затем движение постепенно усложняйте, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком.

8. Работа над позами и положениями как в сольном, парном танце, так и массовом танце.

- разучите их сначала в положении стоя на месте, затем закрепите на простом танцевальном шаге, и лишь затем, можно закрепить их на не сложных движениях.

- объясните и покажите каждую позу и положения рук отдельно.

- разучите и отработайте соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации

- соберите комбинации в этюд или определённый танец.

- повторите комбинацию, этюд или танец многократно в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

- обратите внимание при повторении и закреплении и на характер и манеру исполнения той или другой национальности.

Требования к выполнению работы:

Практические задания выполняются студентами всей группы одновременно и проходят в виде показательного урока по народному танцу в хореографическом зале в специальной балетной тренировочной форме. Обязательным условием является присутствие концертмейстера.

Критерии оценки работы

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если при проведении урока прослеживаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, используются оптимальные методы и формы в изучении конкретной темы урока, соблюдается логика подачи материала, прослеживается умение организовать работу всех студентов, присутствие чёткой дикции, элегантного внешнего вида, в конце урока обозначенные цели достигнуты;

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если при проведении урока присутствует достижение целей и задач урока, специфическая грамотность, урок проведён в форме педагогического сотрудничества, но, отсутствует один или два структурных элемента урока, наличие оговорок с последующими исправлениями.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если урок проведён, но, отсутствует конкретная цель урока или ориентация на достижение её, не прослеживается чёткая структура урока, неумение передать наиболее существенные признаки изучаемых объектов, несоответствие выбранных методов теме, типу и виду урока, работа только с отдельными студентами, работа только по конспекту.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если урок не подготовлен.

Вопросы для самоконтроля (самоподготовки):

1. Как Вы доведёте до студентов цели и задачи урока? (объяснением, подробным инструктажем, карточкой – заданием и т.д.)

2. Какие методы используются при разучивании нового материала на уроке народного танца? Приведите примеры в соответствии с выбранной темой урока.

3. Распределите методы разучивания нового материала для определённого вида комбинаций?

4. Как Вы проведёте рефлексию занятия?

Задание на дом:

Сделать самоанализ урока народного танца.

После изучения темы студенты должны знать:

1. особенности построения урока народного танца

После изучения темы студенты должны уметь:

1. проводить урок народного танца

Тема «Методика проведения занятий по современному танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Особенности построения урока современного танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

1. Проводить урок современного танца.

Практические занятия:

Проведение урока современного танца

Самостоятельная работа:

Составление плана урока современного танца

Подбор музыкального материала к уроку

Обзор учебно-методической литературы по современному танцу

Подготовка к проведению урока современного танца (сочинение комбинаций)

Литература:

1. Александрова Н.А., Танец модерн [Текст]: Пособие для начинающих. / Н.А. Александрова, В.А. Голубева. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. – 128с.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.

3. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца Текст]: / В.Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. – 253 с.

План:

1. История развития современного танца.

2. Особенности построения урока современного танца.

3. Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

4. Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Информационный блок

1. История развития современного танца.

Современный танец – это многожанровый и эстетически разноплановый феномен. К современному танцу в настоящее время относятся все направления хореографии, которые были рождены в XX веке. В настоящее время существуют пять основных систем танца со своей эстетикой, школой и техникой исполнения: классический, народный, модерн-джаз, модерн и постмодерниский танцы (термин, предложенный И.Райнер для обозначения американского направления), или contemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца). Это те системы, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою методику подготовки исполнителей, свой язык движений. Одновременно существуют и развиваются стили танца, к ним можно отнести: бальный, степ, фламенко, бытовой танцы. Эти направления имеют свою лексику, свою историю. Но не имеют эстетической парадигмы или школы воспитания исполнителей [51].

Своё развитие, как самостоятельное направление современный танец (модерн и джаз модерн танец) стал получать только в XX веке. Из истории развития джаз модерн танца было выявлено два направления: свободный танец Айседоры Дункан и афроамериканский джазовый танец. Джаз это воплощение эмоций, ощущений. Результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племён. На далёкой периферии западной цивилизации и скрытой от городского мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства. Подобного, которому нет ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в Северном Новом Свете и породила неведомые ранее виды, получившие обобщённое название «афро-американская музыка». Только в 70-е годах прошлого века негритянские спиричуэлы, пробудили сознание того, что в чёрной среде США развивается своеобразное искусство. Этот пласт современной культуры, проложил новые пути, выражающие некоторые важные духовные устремления нашей эпохи. Мелодика, ритм, полиметрия объясняют свежесть, новизну, богатство джаз модерн танца. Джаз танец совпадает с тенденцией психологии XXI века – к радикальному обновлению выразительных средств по сравнению с эпохой романтизма и классицизма. В последние годы наблюдается всё больше смешенных танцевальных техник. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своём творчестве технику модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемая хинди-джаз, объединила технику изоляции «чёрного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун» - первой школы танца модерн. В 60 – е годы XX столетия происходит взрыв интереса к модерн джаз танцу и в Западной Европе. Здесь же проходят первые семинары американских педагогов. В настоящее время, помимо модерн – джаз танца как базовой техники, можно выделить следующие направления: мюзикл-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, блюз-джаз (лирический джаз), фанк. Джазовый танец используется в шоу, ревю, в мюзиклах и кинематографии, варьете и драматических спектаклях. Джазовый танец стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и главное, школой [51].

Танец модерн возник в начале XX века как техника, противопоставляемая классическому балету, и в первую очередь как авторский танец. «Пионеры» танца модерн – Айседора Дункан, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Тед Шоун, Элен Тамарис. В дальнейшем каждый из этих хореографов и исполнителей создал собственную школу и технику. В танце модерн существенным является попытка выстроить связь между формой танца и внутренним состоянием исполнителя. В конце XIX, начале XX века создавались теории танца и движения. Эти теории основывались на колоссальной волне «свободы тела», появившейся с конца XX века и продолжавшейся вплоть до 20-х годов в Америке, Германии и позже во Франции. Теоретик «телесного выражения» Франсуа Дельсарт, определил равенство трёх языков:

«чувственный» его органом является голос,

«эллиптический», который передаётся через жесты,

«философский», который выражается членораздельнымисловами. Таким образом, Дельсарт установил точную шкалу функционирования каждой части тела в её связи с эмоциями. Эмиль Жак Далькроз разработал теорию связи движения и ритма. Влияние Далькроза во многом сказалось на творчестве Дункан, Сен-Дениз и других основателей танца модерн. Среди учеников Далькроза были те, кто впоследствии стали яркими представителями «немецкой школы» современного танца – Мэри Вигман, Грэт Палукка, Мари Рамбер. Поиски Дельсарта продолжил Штайнер, создатель эвритмии («зримой речи», «видимого пения»). Основа музыкальной эвритмии – образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма в Германии, а затем и в Европе, был Рудольф фон Лабан. Лабан освободил движения от формальных ограничений – стилистической принадлежности, музыки, сценического пространства. Он предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, время, сила (энергия) – три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения. По теории Лабана все движения можно разделить на пять основных групп: передвижение, состояние покоя, жестикуляция, элевация, вращения. В 1921 году Лабан становится директором Национального балета Германии и собственной школы, которая открыла новую эпоху в немецком танце модерн. Наиболее известными учениками были танцовщики и хореографы Мэри Вигман и Курт Йосс. Мэри Вигман создавала хореографические произведения, в которых использовались основные постулаты системы Лабана. Форма хореографии у Вигман тесно связана с понятием пространства. Вигман полагала, что танец может выражать не только эмоции, но и полную внутреннюю жизнь человечества. Ещё один ученик Лабана Курт Йосс пытался в своём творчестве использовать достижения классического балета и соединить его технику с основами системы Лабана. «Пионерами» в области сценического американского танца модерн стали яркие и талантливые исполнители: Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Тед Шоун, Айседора Дункан [51].