5. Назовите виды практической деятельности обучающихся в детской школе искусств.
Ситуационные задачи:
1. На основе методических рекомендаций к уровню подготовки выпускника детской школы искусств определите уровни освоения образовательных программ в образовательной области «Хореографическое искусство».
2. Определите ЗУН выпускника образовательной области «Хореографическое искусство» повышенного уровня освоения образовательной программы по учебно-исполнительской деятельности.
3. Определите ЗУН выпускника образовательной области «Хореографическое искусство» уровня общего художественно-эстетического образования освоения образовательной программы по учебно-теоретической деятельности.
4. На основе учебных планов образовательных программ хореографического искусства определите:
- предметы, по которым будут заниматься дети 1 – 2 классов;
- в каком классе начнётся изучение народно – сценического танца;
- по каким предметам проводится итоговая аттестация, и в каких классах.
Задание на дом:
Составить рабочую программу по хореографической дисциплине.
После изучения темы студенты должны знать:
1. требования к планированию учебно-образовательного процесса
После изучения темы студенты должны уметь:
1. разрабатывать поурочные планы
2. составлять рабочие программы
Цель:
Образовательная – разработать рабочую программу по хореографической дисциплине для учреждений дополнительного образования;
Развивающая – создать условия для развития интеллектуальных, информационных умений;
Воспитательная – создать условия для воспитания трудолюбия, ответственности, усидчивости;
После изучения темы студенты должны знать:
1. требования к планированию учебно-образовательного процесса
После изучения темы студенты должны уметь:
1. разрабатывать поурочные планы
2. составлять рабочие программы
I. Формулировка задания для самостоятельной работы:
Задание – разработать рабочую программу по хореографической дисциплине для учреждения дополнительного образования
Алгоритм выполнения задания:
1. Анализ методических рекомендаций к уровню подготовки выпускника детской школы искусств:
- Требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств;
- Требования к содержанию образования;
- Сроки реализации образовательных программ детской школой искусств;
2. Анализ примерной учебной программы, разработанной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и научно-методическим центром по художественному образованию:
- Пояснительная записка (цели, задачи, объём, принципы реализации программы);
- Тематический план (последовательность изучения тем, количество часов, выделенных на изучение каждой темы);
- Содержание учебной дисциплины (теоретические и практические занятия);
- Программные требования (требования к ЗУН для каждого класса обучения);
3. Разработка рабочей программы по хореографической дисциплине:
- Оформление титульного листа (название и уровень подчинения образовательного учреждения, кем и когда утверждена программа, полное название программы, возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О. должность автора, название города, населённого пункта, год разработки программы);
- Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель и задачи, возраст детей, продолжительность образовательного процесса, его этапы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов);
- Учебно-тематический план дисциплины (перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме);
- Содержание дополнительной образовательной программы (формулировка разделов и тем, дидактические единицы, перечень теоретических и практических работ);
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий);
- Список литературы.
4. Результатом работы является разработанная рабочая программа хореографической дисциплины.
II. Требования к оформлению работы:
1. Программа набирается на компьютере и оформляется на отдельных листах.
2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;
3. Межстрочный интервал полуторный;
4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;
5. Отступ в абзацах 1-2 см.;
6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;
7. Нумерация страницы сверху посередине или справа; нумерация страниц начинается со стр. 3.
8. Каждый последующий раздел начинается на новой странице.
9. Работа должна быть выполнена аккуратно.
10. Структура программы включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
учебно-тематический план;
методическое обеспечение;
список литературы.
III. Требования к оценке работы
За разработанную программу ставится оценка:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если задание выполнено без ошибок, структура программы выдержана в соответствии с требованиями; во введении правильно определены цели и задачи дисциплины; тематический план выстроен последовательно и логично; формы и методы обучения соответствуют каждому виду занятия; достаточно полно использована литература по дисциплине; работа выполнена и оформлена аккуратно;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущена одна ошибка (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета). Встречаются неточности в последовательности и изложении материала, знания по вопросу осознанные; работа выполнена и оформлена аккуратно;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущено две ошибки (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета). А также, если теоретический уровень работы низкий, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные.
Оценка «неудовлетворительно» - программа не подготовлена.
После изучения темы студенты должны знать:
1. Особенности построения урока классического танца.
После изучения темы студенты должны уметь:
1. Проводить урок классического танца.
Практические занятия:
Проведение урока классического танца
Самостоятельная работа:
Составление плана урока классического танца.
Подбор музыкального материала к уроку.
Обзор учебно-методической литературы по классическому танцу.
Подготовка к проведению урока классического танца (сочинение комбинаций).
Литература:
1. Берёзова Г., Классический танец для детских хореографических коллективов: [Текст] / Г.Берёзова. – Киев: 1979
2. Базарова Н., Классический танец: [Текст] / Н.Базарова. - М.: Искусство, 1975.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца: [Текст] / А.Я. Ваганова. - Л.: 1963
4. Головина С.Н. Уроки классического танца в старших классах: [Текст] / С.Н. Головина. - М.: Искусство, 1989.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца: [Текст] / В. Костровицкая. - Л.: Искусство , 1978.
6. Костровицкая В., Школа классического танца: [Текст] / В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Искусство, 1976.
7. Сидорова С.И. Классический танец Ч. 1-2,: [Текст] / С.И. Сидорова. - Пермь,2002.
8. Тарасов Н. Классический танец: [Текст] / Н. Тарасов. - М.: Искусство, 1981.
9. Ярмолович Л. Классический танец: [Текст] / Л. Ярмолович. - Л., Музыка, 1986.
План:
1. Классический танец как предмет обучения.
2. Особенности построения урока классического танца.
3. Музыкальное сопровождение урока классического танца.
Информационный блок
1. Классический танец как предмет обучения. Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной эволюции и совершенствования нашла своё наиболее полное эстетическое воплощение в России. В этом танце техника не самоцель, а только средство выражения. Современную школу классического танца отличает, и это главное, строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворённость. Формируясь, классический танец насыщался мотивами национального фольклора. Классический танец и в балетных школах, и в учебных заведениях является основой, первым этапом в обучении танцу. Достижения русской школы классического танца и методики преподавания его основных элементов отобраны, обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, в частности профессором А.Я.Вагановой в её известном труде «Основы классического танца», впервые изданном в 1934 году. Уже тогда стало очевидным, что значение этого труда выходит далеко за рамки учебника. Изложенная в нём методика преподавания классического танца стала выдающимся вкладом в теорию и практику хореографической педагогики. Методика заключает в себе знание движений в его подготовительной и законченной форме, а также приёмы и методы, которыми разучивается то или иное движение.
«Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармонической пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время в стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы – это и есть отличительные черты «школы Вагановой». [28] Ныне обучение в хореографических училищах, школах балета, профессиональных учебных заведениях, хореографических студиях основывается на системе А.Я.Вагановой.