Четвертое. СМИ. Собственные средства массовой информации – это даже не инструмент, а набор инструментов; это направление информационной работы, которое может быть реализовано в разной степени: создали газету профсоюзной организации – получили один инструмент, сделали еще журнал – два инструмента, организовали еще работу студенческого радио – три инструмента и т.д.
А вот работу с вузовскими и внешними СМИ, в отличие от собственных, где каждое СМИ – это непростые организационно-финансовые и кадровые решения, я бы просто охарактеризовал как два отдельных инструмента информационной работы.
Пятое. Фирменный стиль. Фирстиль организации, как правило, разрабатывается единожды. Правда, иногда его элементы могут художественно обыгрываться, могут разрабатываться фирстили проектов и мероприятий, иногда может проводиться редизайн организации. Но такие события случаются редко, назвать их активным инструментом, пожалуй, не назовешь.
Шестое. Рассылки. Метод информационной работы, имеющий три варианта реализации. В первую очередь, они отличаются каналами передачи сообщений: e‑mail, icq и sms. Реализовав каждый вариант, вы получите три независимых самостоятельных инструмента информационной работы (а не реализуете, ничего не получите).
Седьмое. Группа в соцсети. Как отмечалось в соответствующей главе, профсоюзная организация может создать свою группу не только в «В контакте», но и в других социальных сетях, например, вполне целесообразно сделать это в Facebook.com. Тогда каждая группа – отдельные, хоть и очень схожие инструменты.
Вот и всё, это все замечания.
Резюмируя, перечислим возможные инструменты информационной работы:
Методы и формы информационной работы | Практические инструменты | Возможное количество инструментов |
Публичные выступления | Проведение публичных выступлений | 1 |
Распространение по профструктуре | Распространение информации по профсоюзной структуре | 1 |
Контактная информация | 0 | |
Объявления | Создание и размещение информационных объявлений | 1 |
Информационные стенды | ||
Печатные материалы | Изготовление и распространение печатных материалов | 1 |
Сайт профсоюзной организации | Работа сайта профсоюзной организации и вспомогательных площадок | 1 |
Группа в социальных сетях | Работа группы в социальной сети и вспомогательных площадок | N |
Интернет-пространство | Работа других самостоятельных информационных площадок | N |
Собственные СМИ | Работа собственных СМИ | N |
Вузовские СМИ | Привлечение вузовских СМИ | 1 |
Внешние СМИ | Привлечение внешних СМИ | 1 |
Рассылки | e-mail-рассылки icq-рассылки sms-рассылки | 3 |
Мультимедиа-материалы | Разработка и распространение мультимедийных материалов | 1 |
Фирменный стиль | 0 | |
Имиджевая (сувенирная) продукция | Изготовление и распространение имиджевой (сувенирной) продукции | 1 |
Мероприятия и акции | Проведение мероприятий и акций | 1 |
Общий обзор призван дать общее представление о предмете, равномерно описать его составляющие, особо не вдаваясь в конкретные моменты. Но методы и формы информационной работы не такие равнозначные: про некоторые больше, чем написано в общем обзоре, и не скажешь, а про некоторые, например, про технологию взаимодействия с внешними СМИ, написаны отдельные мастер-классы.
В этом разделе освещаются методы и формы информационной работы, содержание которых не раскрыто полностью в общем обзоре или отдельных учебных материалах.
Для профсоюзной организации разработка фирменного стиля – сильное направление информационной работы по позиционированию профсоюзной организации и отдельных проектов, мотивации профсоюзного членства и созданию положительного имиджа организации.
Разработка фирменного стиля часто ограничивается логотипом – это не правильно. Фирменный стиль должен представлять сбалансированный набор элементов. Кроме того, чтобы эти элементы были частью одного целого, они должны быть построены на общей базе. Поэтому разработку фирменного стиля необходимо начинать с формирования зрительного образа или набора образов, смысловых фигур, моральных ценностей, эмоциональных оценок, стилеобразующей идеи, т.е., некой базы, которая определяла бы именно вашу организацию (в литературе по маркетингу это называется описание бренда). А уже на этой базе разрабатываются отдельные элементы фирменного стиля.
Все разнообразие фирменного стиля складывается из, так называемого, ядра фирменного стиля – набора основных элементов, к которым относятся:
· логотип,
· цветовая гамма,
· шрифты,
· название и набор слоганов,
· способы компоновки основных элементов и правила системы верстки.
Рассмотрим подробней каждый элемент.
Логотип – основной графический элемент фирменного стиля. Он несет зрительные образы, некую смысловую и эмоциональную нагрузку. Это самый содержательный элемент фирменного стиля, поэтому, к сожалению, разработка многих «фирменных стилей» ограничивается только им.
Разработка логотипа имеет некоторые технологические особенности. В частности, рекомендуется исполнить несколько вариантов логотипа для разных ситуаций.
Основной логотип используется в подавляющем количестве случаев. Упрощенный логотип (низкодетализированный) – максимально облегченный, но сохранивший узнаваемый образ, вариант логотипа, который используется при нанесении логотипа маленького размера, например, на ручки, маленькие наклейки, значки и т.д. Художественный логотип (высокодетализированный) – художественно обработанный вариант логотипа, например, с созданием эффекта объемности, с заменой однородных цветов на градиенты или текстуру, с добавлением теней, мелких смысловых деталей и т.д.; он используется при печати логотипа большого размера, например, на баннерах или больших плакатах. Монохромный логотип – вариант логотипа, исполненный всего в двух цветах: черном и белом. Такой вариант используется в случаях, когда цветовая составляющая или бесполезна, или просто не нужна. Например, такой логотип рекомендуется использовать в бланках документов. Во-первых, подавляющее количество принтеров черно-белые, поэтому цветные логотипы при печати могут сильно исказиться (при переводе в черно-белый режим многие цвета получаются одинаковыми или очень похожими, например, синий и красный). Во-вторых, при отправке документов факсом, любой логотип переходит в монохромный режим – факсы не умеют печатать оттенки, они печатают только черный цвет. Поэтому, из красивого цветного логотипа получится черная клякса. Монохромный логотип используется в макете печати, при нанесении логотипа на некоторые сложные виды поверхности, например, на дерево. Другой пример использования монохромного логотипа можно привести из интернета. Когда запрашивается документ или страничка, которой сейчас по каким-то причинам не существует, происходит ошибка №404. Странички ошибок чаще всего оформляются в упрощенном черно‑белом стиле, в том числе, вместо цветного логотипа используется его монохромный вариант.
Высокодетализированный логотип | низкодетализированный логотип | Монохромный логотип |
Набор фирменных цветов – это не только набор из 2-3 цветов, используемых в элементах фирменного стиля (за исключением радуги, сложно себе представить запоминающийся набор больше чем из 3 цветов), но и правило их совместного использования. Каждый цвет должен иметь идентификатор в цветовых системах (RGB, CMYK и т.д.), чтобы не допускать искажение при каждой новой разработке макетов разными дизайнерами. Фирменный стиль может предполагать в определенных случаях замену однотонного цвета градиентом его оттенков. Какие-то цвета могут комбинироваться или, наоборот, может не допускаться их смешивание. Цвета могут делиться по активности: какие-то определяются основными, какие-то – вспомогательными, какой-то – фоновым. Могут выделяться «управляющие цвета» и правила их использования. Это разные цвета каких-то элементов, которые несут некий дополнительный смысл, например, красный, синий и желтый цвета ремешка бейджа могут определять группы участников мероприятия, организаторов и аккредитованной прессы.