Мозговой штурм (атака).
Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» были предложены американским ученым А.Ф.Осборном. Суть этого метода – использование свободных ассоциаций с одновременным созданием раскованного психологического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих задач, поскольку генерировать идеи эффективнее коллективно, чем индивидуально. Диалог в условиях «мозговой атаки» позволяет высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.
Другими словами «мозговой штурм» - это техника дискуссии, когда все участники группы спонтанно предлагают решения по проблеме или ответы на вопросы, а затем совместно обсуждают результаты и рекомендации, прозвучавшие во время процесса выработки идей.
Разогревающие игры.
Подготовка к «мозговому штурму (как и к любому другому шагу при использовании активных методов обучения) – «разогрев» - может сопровождаться заданиями, нацеленными на мобилизацию творческого потенциала слушателей. Небольшие по временным затратам, они могут дать толчок к активизации мышления, рождению нестандартных идей при выполнении основного задания. Использование этой методики возможно одновременно со всей аудиторией слушателей, но эффективность выше при работе с малыми группами (см. Приложение № 3).
Как только группа достигнет необходимого уровня творческого настроя, преподаватель может приступить к более серьезным вопросам – собственно «мозговому штурму». В его арсенале разнообразные модификации этого метода, но принципиально можно условно выделить три основных этапа: генерирования идей, анализа идей и дискуссия.
Этап генерирования идей.
· идей должно быть как можно больше;
· критика в любом виде запрещена;
· обосновывать идею не нужно;
· развитие идей партнеров всячески приветствуется;
· каждая идея фиксируется (плакат, стенограмма, диктофон, карточка).
Задача - найти рациональное зерно в каждой (даже кажущейся совершенно невероятной) идее. Проводится селекция идей, их комбинирование по различным критериям:
· приоритетам,
· степени готовности к реализации,
· оригинальности,
· рациональности и т.п.
Группе можно предложить из всех выдвинутых идей выбрать одну наиболее оптимальную и интересную. В этом случае на последующем этапе работы обсуждение пойдет именно по этим идеям от каждой группы.
Возможен вариант анализа в виде систематизации и классификации идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи. Согласно этим признакам идеи классифицируются в группы и по ним определяются подходы к решению творческой задачи.
Этап дискуссии.
Это этап коллективного обсуждения проблемы, поиск путей решения их. Дискуссия подчеркивает единение группы. Она может быть подготовленная, планируемая дискуссия или же спонтанно возникшая дискуссия.
В ходе дискуссии преподавателю важно проследить:
· точна ли была цель;
· понятны ли были вопросы;
· вытекал ли один этап из другого;
· удалось ли вовлечь большинство слушателей в обсуждение;
· удалось ли сохранить нейтральную позицию.
Возможные трудности: по-настоящему участвуют лишь несколько человек. Если тема неясна, дискуссия оканчивается разочарованием или потерей интереса.
В любом случае преподавателю необходимо определиться:
· Какую роль он выбирает для себя.
· Хочет ли он крепко держать в руках бразды правления?
· Или же он хочет отпустить поводья?
· Хочет ли он сам принимать решения?
· Или же предоставить это группе? (например, вопрос об окончании дискуссии?)
Правила и варианты ведения дискуссии.
· Точно определить тему в начале дискуссии: "О чем мы дискутируем?" Можно сделать небольшое вступление. Полезно также написать тему дискуссии на доске, чтобы она была всем видна;
· Сформулировать вопросы, помогающие понять, какие факты известны участникам по данной теме (видел, слышал, читал)? ( 3-4 вопроса);
· Структурировать дискуссию и установить совместно с группой очередность обсуждения вопросов. Следить за тем, чтобы эта очередность соблюдалась;
· Следить, чтобы участники отвечали на один и тот же вопрос;
· Не пытаться комментировать каждое высказывание;
· Следить за тем, чтобы участники дискуссии слушали выступления;
· Вовлекать всех членов группы, дать высказаться каждому;
· В ходе дискуссии поддерживать высказывание собственных мнений (позиций) участников;
· Оставаться нейтральным по отношению к высказываниям участников, только уточнять или перефразировать сказанное;
· Проводить четкую разделительную линию между своим личным мнением и ролью ведущего дискуссии;
· Время от времени подводить промежуточный итог дискуссии;
· Зафиксировать выводы, но не оценивать их;
· Не стремиться придти к общим выводам или единому мнению;
· Следить за временем.
Варианты ведения дискуссии.
Аквариум - групповая дискуссия, в которой участвуют несколько человек, а остальная часть группы сидит вокруг и только наблюдает за ходом обсуждения, не участвуя в нем. У наблюдателей при этом должно быть свое задание (отметить этапы дискуссии, записать основные мысли, высказанные участниками и др.).
Дебаты – дискуссия, где двое выступающих при помощи ведущего представляют противоположные точки зрения. Преимущества в том, что при такой виде дискуссии демонстрируется вся острота вопроса для группы. Но, в то же время есть риск, что эмоции начнут преобладать.
Подводя итоги главы «Мозговой штурм» приведем
Правила применения метода коллективного поиска
оригинальных идей («мозговой атаки»).
Для ведущего | Для слушателей |
1. Слушатели работают большой группой или делятся на малые, по 5-7 человек, группы. Все слушатели последовательно выполняют функции решения творческой задачи: а) генерирования идей; б) критического анализа предложенных идей; в) защиты критикуемых идей; г) окончательной оценки предложенных идей. | 1. Обсуждение проблемы начинайте с дальних подходов, желательно неоднократно ее формируя. |
2. Ведущий должен стремиться к доброжелательному, демократическому стилю общения, а для этого предоставлять всем присутствующим равные права высказывать любые идеи, рассуждать вслух, бросить подходящую реплику, шутку. | 2. Выдвигаемые идеи целесообразно фиксировать, например, записывать в тетради, на доске или при помощи магнитофона. |
3. Ведущий должен постоянно поощрять и направлять ход дискуссии, приобщая к решению творческой задачи всех участников дискуссии. | 3. На этапе генерирования идей любая критика запрещена. Законом здесь является положение Норберта Винера: «Достаточно ли безумна эта идея, чтобы быть истиной?» |
4. На первых этапах (на этапе генерирования идеи) никто из слушателей не имеет права критиковать предложения, выдвинутые идеи, высказывать иронические замечания, т. е. законом является абсолютный запрет критики. | 4. Будьте доброжелательны друг к другу: не забывайте, что чувство юмора и положительные эмоции хорошо стимулируют фантазию и воображение. |
5. В процессе генерирования идеи ведущий постоянно поощряет и направляет ход дискуссии, побуждает учащихся к поиску аналогий, объединению или, наоборот, разъединению элементов, интенсификации или, наоборот, замедлению процесса, поиску все новых функций объекта и т. д. | 5. В процессе генерирования идей используйте аналогии, попытайтесь объединить или, наоборот, разъединить элементы, интенсифицировать или замедлить анализируемый процесс и т. д. |
6. На этапе критики идей любая форма их защиты запрещена. Автор высказанной идеи должен и сам высказать свое мнение о ее недостатках. | |
7. На заключительных этапах дискуссии критика вновь запрещена, высказываются лишь предложения в пользу конкретизации, развития наиболее оригинальной идеи, предложения по ее практической осуществимости. | |
8. Общий итог выдвинутых идей, обобщающих критических замечаний подводит ведущий, а также эксперты из числа слушателей и приглашенных. |
Игровые формы обучения.
Учебная игра — это специально организованный метод проведения занятия, игровая ситуация, имитирующая профессиональную деятельность профсоюзного лидера, направленную на формирование его профессиональных умений и навыков.
Среди игровых форм обучения ведущее место занимают ролевая и деловая игра, позволяющие:
· моделировать деятельность слушателей по решению проблем;