· сочетать элементы индивидуальной и групповой работы;
· воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия коллективных решений в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
· активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности;
· в широких пределах варьировать проблемность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
· моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;
· углублять процесс творческого самоопределения, самосовершенствования, самоуправления.
Ведущему необходимо создать условия для того, чтобы участники по-настоящему оказались вовлечены в игру. Последнее особенно важно, если в игре участвуют слушатели с значительным стажем работы и солидным возрастом, соответственно, с определенными установками мышления. В силу этого работники и специалисты, впервые сталкивающиеся с подобной, новой для них формой обучения, достаточно долго втягиваются в игру. Это период втягивания может занимать до 20% ценного игрового времени (мы не говорим о технически и методически неотработанных деловых играх, в которых участники могут вообще не «заиграть»).
Кроме того, все категории обучаемых проявляют более высокую активность при первом участии в деловой игре. При участии в последующих активность слушателей снижается, если только специальными средствами и приемами не будет обеспечено возникновение и поддержание эмоционального напряжения в ситуации принятия решений.
При обучении, прежде всего, следует использовать эмоции, обеспечивающие потребность познания, вызывать у человека положительные эмоции, которые возникают при достижении цели или при продвижении к ней, а также во время успешного взаимодействия с другими членами группы.
Возникновение эмоционального напряжения должно специально обеспечиваться за счет технических и методических средств и приемов, увеличивающих КПД игры.
К таким условиям относятся:
· создание достаточно острого конфликта за счет несовпадения функциональных и игровых целей участников, исполняющих разные роли;
· обеспечение личной заинтересованности участников в определенном исходе игры;
· распределение ролей с учетом личностных особенностей участников;
· наличие в структуре деловой игры определенным образом организованных этапов обсуждения решений;
· подготовка преподавателя, его методическое мастерство, артистизм, коммуникабельность и другие качества, необходимые для руководства игрой.
Создание такого эмоционального настроя начинается групповой интеллектуальной разминкой, обеспечивающей настрой на игру.
Ролевая игра.
Метод обучения, при котором участникам предлагается исполнить какую-либо роль в предложенной ситуации. Как один из вариантов - метод «драматической постановки» - проигрование реальной ситуации, представленной одним из участников с последующим обсуждением.
Метод ролевой игры применяется, в основном, в учебных презентациях и для выработки переговорных навыков. Ролевые игры могут быть использованы в различных контекстах: учебное собеседование, учебные переговоры, учебные презентации, изучение конкретных примеров. Разыгрываются различные ситуации – по запланированному сценарию или импровизация группы.
При подготовке и проведении ролевой игры тренеру необходимо:
· определить тему игры, чтобы роли и виды работы по ролевой игре соответствовали задачам семинара;
· уточнить временные рамки игры: подготовка к роли занимает 20-30 минут, время «игры» составляет 15-20 минут;
· определить роли, которые группа распределяет самостоятельно или это делает преподаватель;
· сценическая площадка оформляется самими участниками ролевой игры;
· ясно объясните, что участники должны получить в результате;
· участникам должно быть выделено время на «выход из игры»;
· при желании можно дать задание для наблюдателей (не участвующих в ролевой игре).
«Основополагающие правила» ролевой игры для участников:
· придерживаются информации, полученной при инструктаже;
· не разрешается вводить в игру новые элементы или новую информацию;
· с любым вопросам следует обращаться к преподавателю;
· участники «игры» должны представить ситуацию так, как она получила бы, по их мнению, развитие в действительной жизни.
· исполнители ролей обосновывают свои точки зрения объективными данными, доказательствами, опровергают необоснованные или недостаточно обоснованные контраргументы противника.
Обсуждение ролевой игры, процесс обратной связи.
· попросите исполнителей ролей (уже в обычном качестве) прокомментировать игру в первую очередь;
· попросите прокомментировать игру посторонних наблюдателей;
· обращайте больше внимания на замечания по поводу эффективности
· стратегий, а не в отношении персонажей или исполнения роли;
Преподавателям следует всегда внимательно относиться к реакции участников на игру. Этот вид работы должен способствовать повышению уверенности в себе, а не запугивать отдельных слушателей. Преподавателям следует помнить о педагогической ценности ролевой игры для слушателей. Поэтому предложенные для игры ситуации должны соответствовать потребностям последних.
Преимущества и ограничения ролевых игр.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- приобретенный опыт сохраняется надолго; - возникновение понимания того, как ведут себя другие люди; - эффективный способ изменения установок и взглядов; - удовольствие от игры; - умение контролировать чувства и эмоции | - искусственность; - элемент риска из-за слабой «включенности» группы; - возможность легкомысленного отношения со стороны участников; - упрощение ситуации может вводить в заблуждение; - на игру уходит много времени; - преподаватель может потерять контроль над содержанием и процессом обучения. |
Деловая игра.
Метод обучения, при котором слушателям предлагается ситуация, характерная для конкретного вида профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет, исходя из моделируемой ситуации, разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия слушателей, в условиях интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертногооценивания.
Во время занятия (деловой игры) слушатели пребывают в двух сферах – условной и действительной. Условность происходящего помогает снять жесткие стереотипы действий, а вместе с ними и сопротивление, которое возникает при попытках эти стереотипы пересмотреть.
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей содержание игры. При принятии решений в деловых играх могут быть заложены четыре подхода:
1. варианты явно не заданы – их надо найти и произвести выбор между ними;
2. варианты даны, надо произвести выбор между ними;
3. вариантов нет – их надо придумать;
4. варианты даны, необходима всесторонняя проработка каждого и создание из такой «мозаики» общего полотна.
Продолжительность деловой игры достаточно велика – 4-6 часов, поэтому преподавателю следует обращать внимание на микроклимат в группе, при необходимости предлагать психологическую и физическую разгрузку. Также следует предусмотреть достаточно времени для подробного анализа как процедуры самой игры, так и полученных результатов.
Порядок проведения деловой игры.
1. Введение в игру. Участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом. Слушатели получают «игровое задание», знакомятся с правилами игры.
2. Разделение слушателей на группы, при необходимости – определяется игровые роли.
3. Изучение и анализ ситуации или проблемы. Участники анализируют предлагаемую ситуацию, формулируют проблемы.
4. Игровой процесс. На этом этапе в соответствии с принятой в группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование потенциальных проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. В ходе дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем вырабатывается и обосновывается проект, который оформляется на плакатах, в докладе и пр.
5. Презентация и обсуждение наработок группы.
6. Подведение итогов игры. Важный этап работы, так как здесь оцениваются проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность.
Преимущества и ограничения деловых игр.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- наглядность средств и результатов обучения; - понимание и автоматическое усвоение материала любой степени сложности; - развитие продуктивного мышления, социальных способностей; - обучение действием; - изменение установок; - демонстрация взаимосвязей между различными функциями и процессами в организации. | - требует интенсивных усилий по подготовке и проведению игры; - достаточный риск отвлечения от целей обучения и сосредоточения на желании выиграть любой ценой; - требует мастерства от преподавателя и полного владения темой игры; - достаточное количество времени, особенно при разборе результатов; - игра ради игры теряет смысл и приводит к дискредитации метода. |
Решение реальных (или ситуационных) задач.
В процессе обучения можно использовать потенциал участников для решения конкретного случая, реальной задачи, стоящей перед одним из участников, или заранее составленной преподавателем. Предложенная вариант моделирует ситуацию, которая может быть в практике профсоюзной работы.