Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для преподавателей (стр. 2 из 13)

3. Предложите студентам подготовить небольшие по объему рефераты по вопросам лекции. Предварительно обеспечьте студентов информацией о необходимой литературе.

Примечание. Аналогичный раздел по формам отчетности может быть использован в течение всего лекционного курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. Справочное пособие. М.: МГУ, 1979.

2. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.П. Щипанов и др. Учебник. М.: Мысль, 1990.

3. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М.: Наука, 1986.

4. Современная западная социология. Словарь. М.: Наука, 1990.

5. Основы социологии. Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Знание, 1993.

6. Смолзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

7. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник. М.: Наука, 1994.

8. Терпер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

9. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1899.

10. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

9


Лекция 2. Из истории развития социологической мысли в религиозных и философских произведениях древности и средневековъя

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Социальная мысль в учениях брахманизма, чарваки, конфуцианства.

2. От социальной мысли к социологическим теориям. Социологические идеи Платона, Аристотеля и других ученых,

3. Роль научных открытий в естествознании в познании социального мира.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Социологическая мысль, религиозное и мирское мировоззрения, социальная философия и социальная теория, брахманизм, конфуцианство, социальный тип личности, этика и мораль, общество и государство, общественные отношения, социальная структура, идеальное и материальное, социальное познание, опыт, эксперимент, метод и методология, анализ, классификация наук, естественные и гуманитарные науки и знания, материализм и идеализм, диалектика, детерминизм, эмпиризм, индукция и дедукция.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Соединить воедино звенья цепи исторического развития социальной мысли, повлиявшей на развитие социальной теории, a затем и науки — социологии.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Определить понятие социальной мысли, выявить ее специфику наряду с религиозным и философским осмыслением жизни общества на основе работ мыслителей древности и средневековья. При изложении материала лекции необхо

10


димо учитывать, что научно-систематизированное социологическое мышление студентов формируется на основе представлений о развитии научного познания как исторической цепи развития знаний людей о социальном мире, социальных отношениях. Если историческая нить развития научной теории и науки прерывается, студенты теряют не только представление о непрерывности развития социальной жизни общества, но и способность к целостности мышления. С другой стороны, достижения современной научной мысли опираются на научный опыт предшественников, поэтому необходимо сохранять память о них. П. Сорокин отмечает, что социология уходит своими корнями в глубь веков. Несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и в других общественных науках. С уверенностью можно говорить о социологическом аспекте в трудах ученых Древней Греции, Древнего Рима и средневековья. Мыслители еще досократовского периода в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит и Протагор, предложили ряд социологических обобщений. Особенно велик вклад выдающихся римских юристов в структурную социологию, а также, говоря современным языком, в институциональную и формальную социологию.

Такой аспект проблемы, как социальная мысль в религиозных учениях брахманизма, чарваки и особенно конфуцианства, может анализироваться с точки зрения стремления ученых "разделить" собственно религиозные и нравственно-социальные проблемы человека и общества, соотнести те и другие с понятиями реального и должного в общественных отношениях.

Наиболее наглядным примером может быть учение брахманизма с его опорой на этические, духовные принципы регулирования нравственных взаимоотношений в обществе или учение Конфуция о "благородном муже"— социальном типе личности. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на формирование национального характера и духовную жизнь Китая. Этими теоретическими положениями социологии личности Конфуций достиг реальной цели — нашел "ключ" к созданию гармонического китайского общества.

Второй вопрос. Рассматривая, каким образом социальная мысль преобразуется в социальные теории, необходимо в первую очередь объяснить студентам, как зарождается социальная мысль и в какой форме она выражается. Подчеркните, что разные народы в разные периоды по-разному выражали свои социальные ощущения, поэтому народный эпос, сказания, былины, поэзию, художественные и научные произведения можно рассматривать как

11


источники социальной информации, а следовательно, социальной мысли. Даже наскальные рисунки могут выступать как социальная информация, если по ним судить о жизни первобытных людей. Наибольшую сложность представляет проблема выделения собственно социальной мысли из религиозных учений, которые российские обществоведы привыкли считать метафизическими абстракциями. Научные исследования выдающегося индийского ученого С. Радхакришнана показали, что в рамках воззрений своего времени "брахман упанишад... являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности" [б, т. 1, с. 142]. Значит, мы должны отойти от марксистской догмы как призмы, через которую мы оценивали все работы и научные концепции своих предшественников. Задача социологии религии как раз и заключается в том, чтобы определить роль религиозных учений в регулировании социальных отношений. Поэтому, изучая социальную жизнь общества, нельзя не учитывать роли одного из сильнейших социальных институтов — института религии. С глубокими социологическими идеями и обобщениями мы сталкиваемся в философских трактатах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и других мыслителей древности.

Третий вопрос. Показать, какую роль сыграли научные открытия в областях естествознания и техники в расширении возможностей познания учеными социального мира и его проблем. Обратить внимание на то, что социальные знания о человеческих отношениях становятся все более востребованными и постепенно перерастают в социологические теории— систематизированные, целостные представления об обществе как особом виде социальной реальности, показать, как усложнялись методы познания мира человеческих отношений. Подчеркнуть, что институционализация наук позволила не только более четко выделить предметные области познания, но одновременно использовать данные разных наук для познания общества, в котором живет человек, например показать роль математических знаний при анализе социальных явлений и процессов.

Выводы. Кратко обобщите информацию, акцентируя внимание учащихся на соответствие этапов развития социальной мысли и этапов социально-исторического развития общества.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Основная форма отчетности—семинарское занятие. Желательно рекомендовать учащимся ознакомиться хотя бы с одной

12


из работ мыслителей древности, что несомненно повысит их социально-философскую культуру, так как именно этот материал более всего способствует развитию логического и исторического сознания — непременной предпосылки формирования социологического мышления, умению обобщать и анализировать информацию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ

1. Как взаимодействуют в общественной жизнедеятельности религиозные и нравственные нормы поведения?

2. Как понимают студенты зарождение и развитие социологической мысли в работах древних мыслителей и ученых средневековья?

3. Какие учения древних и средневековых мыслителей позволяют нам говорить о том, что они представляют собой теорию, а не просто изложение отдельных взглядов на социальный мир?

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1972.

2. Аристотель. Политика. М.: Наука, 1988.

3. История философии, В 4 т. Т. 1. М.: Академия наук СССР, 1957.

4. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1993.

5. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Изд-во иностр. лит. Т. 1.

6. Закон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Собр. соч. М.: Политическая литература, 1938.

7. Гоббс Г. Избранные сочинения. М.: Академия наук СССР, 1988.

8. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1 и П. М.: Высшая школа, 1994.

9. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М,: Наука, 1994.


Лекция 3. Социологическая мысль в России XVII—XVIII веков

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Социально-экономическая обусловленность развития общественных отношений в России XVII—XVIII веков.

2. Выдающийся ученый-социолог Юрий Крижанич и его социологическая концепция развития России.

3. Социологические идеи в работах российских ученых А. Радищева и В. Татищева. Их взгляды на проблемы человека и общественное развитие.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Век Просвещения, этика, теология, народная и элитарная культура, традиции и обычаи, формы государственного управления, анархия, просвещенный абсолютизм, социальные реформы, сословия, дуализм взглядов, социолингвистика, социальная структура общества, социальный тип личности.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Выделить раздел о развитии социологической мысли в России, тем самым восстановив историческую справедливость.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Приступая к изложению материала, следует указать, что существует мнение, отмеченное знаменитой византинисткой М.В. Безобразовой, согласно которому в России до конца XVIII в. не было собственных социально-философских работ.