Смекни!
smekni.com

Проблемы словесного портрета в современной лингвистике (стр. 5 из 9)

П. Стаббз в монографии о М. Спарк пытается размежевать сатиру и мораль, оставляя за сатирой развлекательные функции, а за религией — назидательные, морализаторские. И. Мэлин же пытается соединить сатиру и религию, вводя для обозначения стихии комического в книгах М. Спарк определение «религиозный юмор». По его мнению, чем эксцентричнее и необычнее события, тем убедительнее они демонстрируют «прекрасную сложность» божественного мироздания и пр.

К. Малкофф справедливо считает, что М. Спарк нельзя причислять к католическим романистам, поскольку она не ратует за доктрины католицизма, не навязывает в своих романах католическое восприятие мира. Исследователь отмечает, что объектом ее острого ума, ее беспощадной насмешки часто становятся именно католики.

Американский исследователь Ф.Р. Карл особенно сердито нападает на романы М. Спарк, не желая видеть в них ничего, кроме пустой развлекательности. Романы М. Спарк – забава, доходящая до пустой болтовни. Она может писать об убийстве, предательстве, обмане, измене как о норме сумасшедшего общества. Иногда она напоминает Айви Комптон-Бернетт и Ивлина Во, хотя ей недостает проницательности первой и чувства пародии второго».

В монографии английского исследователя П. Кемпа, написанной с привлечением большого фактического материала, творчество М. Спарк рассматривается в русле реалистической традиции, отмечается сатирическое дарование писательницы, ее безусловное стилистическое мастерство. Основную ценность исследователь, в отличие от многих других, видит именно в комизме и сатирической направленности ее творчества, признавая без оговорок ценность ее иронического мироощущения, остроумие. П. Кемп решительно предостерегает, что « нельзя ставить знак равенства между комическим и мелким, банальным, как нельзя видеть ценное только в серьезном. Вошло в привычку хвалить определенные работы за глубину и серьезность: книги М. Спарк глубоки и смешны». В монографии уделяется внимание анализу приемов и средств сатирической типизации: иронии, пародии и др. П. Кемпу принадлежит, в частности, высказывание об источнике комизма у писательницы, который рождается из несоответствия скандального объекта изображения и ясного, сдержанного стиля.

Исследуя общество, романистка основной упор делает на изучении его сущности, ее острый глаз видит то, что скрыто под покровом традиционной английской благопристойности. Вот почему « в творчестве М. Спарк общество, изображаемое точно и с юмором, становится также убедительным символом каких-то фундаментальных принципов». [ Киенко 1987:21]

В 1979 г. Появилась монография соотечественника М. Спарк – шотландского писателя и критика Мэсси. Это наиболее полное исследование творчества писательницы, охватывающее период 1957-1976 годы. Мэсси указывает на оригинальность художественного почерка М. Спарк, которая заключается в том, что, опираясь на факты самой жизни, романистка избирает свой особый, парадоксальный угол зрения на окружающий ее мир. Вслед за Филдингом, который в свое время разграничил остроумие и юмор, шотландский критик делит произведения Спарк на юмористические и остроумные. Остроумие М. Спарк он определяет словом «метафизическое», позаимствовав термин у Сэмюэля Джонсона. Исследуя творчество поэтов-метафизиков, С. Джонсон разделил остроумие на 2 типа: остроумие, которое функционирует в стабильном обществе и ставит целью убеждать и определять, и остроумие, рождаемое оппозицией существующему порядку вещей. Его цель- разоблачение. Это и есть «метафизический» тип остроумия. Мэсси считает, что М. Спарк присуще скорее остроумие, нежели чувство юмора. Он пишет: « У нее отточенное остроумие, ее чувство юмора… незначительно; ее произведениям не достает тепла. Они обращены скорее к разуму и воображению, чем к сердцу». [ Киенко 1987:22]

Несмотря на значительное количество литературы, посвященной творчеству М. Спарк, до сих пор нет научного исследования, которое носило бы обобщающий характер, акцентировало внимание на главном в творчестве писательницы. Такое положение вещей имеет свои причины. М. Спарк пришла в литературу уже сложившимся и зрелым автором со своим кругом тем и идей. Но это постоянное идейно-тематическое единство( благодаря очень своеобразной художественной манере романистки, включающей фарс, гротеск, сатирико-иронические приемы) подается ею в различных ракурсах и приобретает неожиданно новое и актуальное звучание. Мировоззрение Спарк также не однозначно. В таком сложном и противоречивом художественном мире, каким является творчество Спарк, не всегда удается найти главные, определяющие моменты. Поэтому в данном исследовании предметом рассмотрения будет проблематика и поэтика сатирической направленности произведения – повести “The Public Image”, которая занимает заметное место в творчестве Спарк как в идейно-тематическом, так и в художественно-изобразительном плане.

2.1.2 Мировоззренческие принципы поэтики М.Спарк.

В современной литературе Великобритании трудно найти более оригинальное и парадоксальное дарование, чем у Мюриэл Спарк. Страстная поклонница поэзии, считавшая прозу второстепенным жанром, она добилась признания именно как прозаик; ей, принявшей в 50-е годы католичество, наиболее удается сатирическое изображение, осмеяние английских католиков; рационалист по натуре, М. Спарк предпочитает такие приемы художественной выразительности, которые оставляют читателю простор для фантазии, высокая интеллектуальность ее прозы сочетается с озорной и заземленной стихией фарса. Такая парадоксальность творческого мышления писательницы имеет глубокое внутреннее обоснование[ Киенко 1987:24].

Мюриэл Сара Спарк родилась в 1918 г. в семье инженера в Эдинбурге. Там же окончила среднюю школу. Несколько лет она прожила в Африке, в бывших английских колониях. По возвращении в Англию в 1944 г. работала в министерстве иностранных дел Великобритании, после войны — редактором литературно-критических журналов. В это время она пишет критико-биографические очерки о писателях XIX в., издает книгу стихов. В 1951 г. М. Спарк получила первую премию на конкурсе рассказа, организованном английской газетой «Observer». Её первый роман «Утешители» (1957) показал, что М. Спарк — писатель со своими идеями, темами, с неповторимым художественным почерком. В этом нет ничего удивительного, так как она пришла в литературу довольно поздно, позади остались период ученичества в поэзии и опыт критико-литературной работы. Писательница опубликовала более пятна­дцати романов и повестей, сборники рассказов и пьесы.

В ранние годы творчества (50—60-е годы) основное внимание Спарк сосредоточено на исследовании психологии и морали среднего класса Великобритании, разоблачении английского мещанства. В это время была написана повесть «Робинзон» (1958).

В дальнейшей творческой деятельности (70-е годы) намечается процесс политизации сатиры М. Спарк, множатся объекты сатирического осмеяния, расширяются географические рамки повествования.

М. Спарк занимает ведущее место среди писателей-католиков Великобритании. Можно назвать ее книги «католическими» в строгом смысле этого слова, так как для положительного ответа есть все основания: принятие католичества, активное сотрудничество в религиозных журналах, переезд на постоянное место жительства в Италию, где, как известно, официальная религия — католицизм, в большинстве ее романов действуют персонажи-католики.

Несмотря на многомерность католической литературы, неоднородность склонностей и пристрастий ее представителей, существует одно звено, которое соединяет католических писателей в некоторое подобие целого. Это — иерархия нравственных ценностей. В религиозном учении их интересуют в первую очередь не католические догмы. Они воспринимают христианство как итог самосознания общества, как бесценный источник нравственного опыта, универсальный свод человеческого бытия.

Для М. Спарк католическая нравственная норма — точка опоры в мире, где не только потеряны все критерии обычной человеческой порядочности, но где бесправность возведена в ранг государственной политики. П. Стаббз пишет, что в религии М. Спарк нашла всеобъемлющую систему нравственных ценностей, своеобразную точку отсчета.

Тема искусства и его соотношения с религией — одна из основных в творчестве М. Спарк. Почти в каждом романе или повести ее есть герой, тем или иным образом связанный с творческим трудом

Для М. Спарк искусство и религия сходны в своих функциях, для нее несомненным является главенствующая роль искусства. Критики не раз отмечали, что в произведениях М. Спарк за планом мелких происшествий и незначительной суеты угадывается иной мир — духовный и вечный. Как это ни парадоксально для верующей писательницы, мир религии оказывается миром пошлых и довольных мещан, а мир нетленных ценностей представлен величественным, грустно-прекрасным миром искусства. Идеализация искусства, противопоставление его серой обыденности — явление не такое уже и редкое. Для М. Спарк идеалом видится само искусство и литература в отрыве от их творцов. По М. Спарк, создание произведений искусства художником предполагает приобретение им жизненного опыта, который представляется писательнице отрицательным. Искусство, в понимании романистки, неразрывно связано с идеей порядка и гармонии. Оно способно противостоять беспорядочности .и абсурду современного существования. Оно в состоянии вычленить из хаоса реальной жизни упорядоченный и разумный образ действительности.