Смекни!
smekni.com

Проблемы словесного портрета в современной лингвистике (стр. 1 из 9)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с. 2

Глава 1: Проблемы словесного портрета в современной лингвистике.

1.1.1 Функционально – коммуникативный подход к изучению словесно художественного портрета………………………………..………………...с. 5

1.1.2 Виды словесно художественных портретов………..……………......с. 7

1.1.3 Функции словесно художественного портрета…..………………….с. 8

1.1.4 Виды словесно художественных портретов………..……………......с. 11

1.1.5Лингвостилистический аспект словесно художественного портрета. с. 13

1.1.6 Словесный художественный портрет как элемент композиции произведения………………………………………………………….……..с. 15

1.1.7. Проблема «точки зрения» и оценки в теории словесного портрета. с. 17

1.2 Портрет как средство создания образа в художественной литературе. с. 19

Глава 2 Анализ роли словесного художественного портрета героини в повести М. Спарк «The Public Image»

2.1.1 Творчество Мюриэл Спарк в оценке литературоведов и критиков. с. 23

2.1.2 Мировоззренческие принципы поэтики М.Спарк...................................................с. 31

2.1.3. Краткое изложение повести М Спарк «The Public Image»……...….с.38

2.2.1 Субъективно – оценочный характер словесно художественных портретов в повести М. Спарк «The Public Image»……………………….с. 40

2.2.2 Роль Стилистических средств выразительности в создании словесного художественного портрета………………………………………………….с. 48

2.2.3 Роль словесного художественного портрета в раскрытии основной идеи повести «The Public Image»……………………………………….…..с. 51

Заключение…………………………………………………………….…….с. 56

Библиографический список…………………………………………….…..с. 58

Введение.

Настоящая дипломная работа посвящена исследованию лингвостилистических особенностей словесного портрета персонажа в повести Мюриэл Спарк «The Public Image».

Актуальность темы обусловлена несколькими причинами:

- Проблема создания образа персонажа была и остаётся центральной в литературном творчестве. Портрет персонажа является одним из основных средств создания образа и может рассматриваться как частная проблема, исследование которой может в немалой степени способствовать изучению общения.

- Выбор словесно-художественного портрета в качестве специального объекта исследования вызван также недостаточной разработанностью портретной теории, а именно, вопросов лингвостилистической природы и функционирования словесного портрета как элемента композиции литературного произведения.

В формировании индивидуального почерка писателя немалую роль играет выбор им отдельных стилистических приёмов, которые он часто применяет. Шлифуя свой творческий стиль, автор добивается особого мастерства в употреблении типичных для него выразительных средств литературного языка. Потому что в формировании индивидуального почерка писателя немаловажную роль играет выбор им отдельных стилистических приёмов, которые он часто использует для описания персонажей и их характеров.

Целью исследования является определение роли словесно художественного портрета в раскрытии основной идеи повести «The Public Image».

Поставленная цель делает необходимым решение конкретных задач, как то:

- Знакомство и изучение современной теории словесного художественного портрета;

- Знакомство с творчеством М. Спарк и особенностями её эстетики;

- Изучение критической литературы по произведениям М. Спакр;

- Выявление авторского отношения к создаваемым им персонажем, через анализ характеристик;

- Выделение стилистических средств выразительности, создающих художественный портрет;

- Определение роли словесно художественного портрета в раскрытии основной идеи повести «The Public Image».

В ходе исследования нами использовались следующие методы:

- Метод контекстологического анализа;

- Метод анализа словарных дефиниций;

- Метод сравнительно – сопоставительного анализа

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 22 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели, задачи, методы исследования.

В первой главе рассматриваются основы современной теории словесного художественного портрета, изложенные в работах Гаврилюк А.М., Кожина А.Н., Куликовой И.С., Кухаренко В.А., Мальцевой О.А., Мороховского А.Н., Поспелова Г.Н. и других.

Вторая глава включает в себя четыре раздела. В первом рассматриваются эстетические взгляды писателя и даётся краткое содержание повести.

Во втором разделе анализируется субъективно – оценочный характер словесного портрета главной героини повести Аннабел Кристофер, также анализируются примеры словесного художественного портрета главной героини повести М. Спарк “The Public Image” – всего проанализировано 16 примеров составляющих портрет главной героини.

В третьей части раздела приводятся примеры использования ярких стилистических средств выразительности для создания словесного художественного портрета.

В четвёртом разделе осуществляется попытка определения роли словесно художественного портрета в раскрытии основной идеи романа «The Public Image», которая включает в себя 22 примера словесного художественного портрета. В заключении делаются выводы, которые содержат ответы на вопросы, составляющие цель и задачи исследования.

Глава 1: Проблема словесного портрета в современной лингвистике.

1.1.1 Функционально – коммуникативный подход к изучению словесного художественного портрета.

Одной из центральных проблем лингвистической стилистики является изучение стилистических приёмов и выразительных средств, которые используются для более точного выражения содержания художественных произведений.

Проблема создания художественного образа может быть названа основой в литературном творчестве. Словесный портрет персонажа играет немаловажную роль при создании образа персонажа, а потому может рассматриваться особо.

Здесь необходимо отметить, что вопрос функционирования портрета и его природы разработан недостаточно полно.

Так, в работах лингвистов А.С. Вольф, Е.А. Гончарова, Г.В. Старкова, Н.Д. Беляева, затрагиваются различные аспекты языка и стиля словесного портрета, связанные в основном с лексикой портретного описания. Проблема структурно – композиционной классификации словесно – художественного портрета, форм функционирования в макротексте.

Таким образом, словесный портрет – сложное и малоизученное явление, не имеющее однозначной трактовки.

На наш взгляд наиболее полное представление о природе, видах и формах словесно художественного портрета дано в работах О.А. Мальцевой «Лингвистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе», «Семантико – стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте», «Оценочная функция словесного портрета в художественном произведении», и других.

Автор осуществляет функционально – коммуникативный подход к изучению словесно художественного портрета. Функциональный аспект данного подхода, по её мнению, подразумевает: во-первых, рассмотрение портрета, как явление, выполняющего роль одновременного целый ряд функций и, во-вторых, изучение портрета как элемента композиции, складывающегося и функционирующего при взаимодействии с другими композиционными элементами литературного произведения.

Коммуникативно – практический аспект подхода заключается в признании того, что основным фактором формирования лингвистического построения портрета является прагматика говорящего (автора, повествователя, персонажа), понимаемая как установка на использование тех или иных языковых средств, обусловленная «точкой зрения» повествования. Кроме того, О.А. Мальцева анализирует отражение в языке словесного художественного портрета влияние живописи и кинематографа.

1.1.2 Виды словесных художественных портретов.

О.А. Мальцева определяет словесный художественный портрет как одно из средств создания образа персонажа, заключающегося в описании его внешности и включающее психологическую характеристику отдельных частей внешности – черт лица, мимики, фигуры, поз, жестов, движений, одежды [9, с5]

Этот фактор вводит термин – «дескриптивная цепочка», под которой понимается непрерывная описательная цепочка, объёмом в одно предложение и более. Непрерывность – основное структурное свойство дескриптивной цепочки. Содержательная сторона, семантический стержень дескриптивной цепочки – антропоцентричность. Однако одного этого признака недостаточно, иначе границы понятий «дескриптивная цепочка» и «словесный портрет» будут различны.

Цепочка слов становится дескриптивной, согласно О.А. Мальцевой, в том случае, когда в ней есть одна или более характерных подробностей внешности образа персонажа [9, с 6]

С введением понятия «дескриптивная цепочка» словесный портрет можно трактовать в узком и широком смысле.

Словесный портрет в узком смысле – это дескриптивная цепочка. Словесный портрет в широком смысле – это вся совокупность дескриптивных цепочек, относящихся к описанию какого-либо персонажа.

О.А. Мальцева выделяет компактный и рассредоточенный словесный портрет.

Компактный словесный портрет – единичное портретное описание: один раз описав внешность своего персонажа, писатель может не обращаться к ней на протяжении некоторого времени. Объём компактного портретного описания чаще всего достаточно развёрнутое и подробное описание.

Рассредоточенное портретное описание представляет собой неоднократное периодическое обращение к внешности персонажа в ходе повествования.

1.1.3 Функции словесного художественного портрета.

О.А. Мальцева отмечает, что слово как лингвистическая единица обладает эстетическими возможностями. Функционируя в художественном тексте, слово реализует совокупность своих предметно - логических и эмоционально – экспрессивных значений [12, с3]