Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 101 из 119)

санскрита - священного и литературного языка индуистов.

пракрити. "Первичная материя; природа". В системе 25 таттв санкхьи, -

которая рассматривает только осязаемый спектр мироздания - пракрити, или

прадхана, - это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми

являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы.

Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного

- пуруши, чистого сознания. В шактизме пракрити, активный принцип,

персонифицируется как Дэви, Богиня, и является синонимом майи. Пракрити

поэтому часто изображается в Пуранах как Божественная Мать, любящая и нежно

заботящаяся обо всех существах. В шиваитской космологии пракрити является

24-й из 36-й таттв, потенциальностью физического космоса, грубой энергией,

из которой формируются все низшие таттвы. Ее три качества называются

саттва, раджас и тамас. См.: пуруша, таттва.

пралайя. "Растворение, поглощение; уничтожение; смерть". Синоним самхары,

одной из пяти функций Шивы, а также название частичного уничтожения

(растворения) космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида

периодов растворения: 1) лайя - в конце махаюги, когда уничтожается

физический мир, 2) пралайя - в конце кальпы, когда уничтожаются физический

и тонкий миры, и 3) махапралайя - в конце махакальпы, когда все три мира

(физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой. См.: космический цикл,

махапралайя.

прамукха. "Положение лицом вперед; голова; передний". Лидер, вожак, в

частности глава семьи - кутумба-прамукха. См.: объединенная семья.

прана. "Жизненный воздух", от пран, "дышать". Жизненная энергия или принцип

жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайя-коше как пять

первичных жизненных токов, известных как вайю, "жизненные воздухи или

ветры". Это прана (выходящее дыхание), апана (входящее дыхание), вьяна

(удерживаемое дыхание), удана (восходящее дыхание) и самана (уравнивающее

дыхание). Каждое из них управляет критическими функциями тела, и все

телесные энергии являются их модификациями. Обычно слово прана относится к

жизненному принципу, но иногда обозначает энергию или силу, одушевляющую

космос. См.: коша, таттва.

пранава. "Жужжание". Мантра Аум, Бог как Первичный Звук. Его можно услышать

как звук вашей собственной нервной системы, подобный звуку электрического

трансформатора или жужжанию пчел. Медитатора учат внутренне

трансформировать этот звук во внутренний свет, который освещает мысли, и

греться под этими лучами блаженного сознания. Пранава также известна как

звук наданади-шакти. См.: Аум, Сознание Шивы.

Пранагнихотра-упанишад. Малая Упанишада, в которой объясняется, как

трансформировать внешний ритуал огненного жертвоприношения в пранагнихотру,

"жертвоприношение огню праны" вашего собственного существа.

прана-линга. "Живой знак". Бог, переживаемый как личность, в Шивалинге.

Термин, особенно важный в вира-шиваизме. См.: Шивалинга, вира-шиваизм.

пранама. "Поклон". Почтительное приветствие, при котором голова или тело

наклоняется. Аштанга-пранама: "восьмичленный поклон". Форма поклона

("простирания ниц") для мужчин, в которой кисти рук, грудь, лоб, колени и

ступни касаются земли. (То же, что Саштанга-пранама.) Паньчанга-пранама:

"пятичленный поклон". Простирание ниц для женщин, при котором земли

касаются руки, голова и ноги (лодыжки перекрещиваются, правая сверху

левой). Более точным термином для простирания является панипата, "падение

для поклонения". См.: бхакти, намаскара, прапатти.

пранамайя-коша. "Оболочка жизненной энергии". См.: коша, прана.

пранатьяга. "Отказ от жизненной силы". Термин, обозначающий самоубийство, но

без значения насилия, присутствующего в более употребительных словах

свадехагхата, "убийство своего тела", и атмагхата, "самоубийство". См.:

смерть, самоубийство.

пранаяма. "Управление дыханием". См.: раджа-йога.

праническое тело. Тонкая оболочка, наделяющая жизнью, пранамайя-коша. См.:

коша.

прапатти. "Отбрасывание себя". Бхакти - тотальное, безусловное подчинение

Богу, часто в сочетании с позицией личной беспомощности, стушевания и

смирения. Термин, особенно широко используемый в вишнуизме для обозначения

одной из центральных концепций всех индуистских школ. В шайва-сиддханте

бхакти имеет крайне важное значение для развития и духовного созревания

души. Это понятие, пожалуй, лучше всего выражено в учениях четырех

святых-самаячарьев, обладавших глубокой и мистической любовью к Шиве,

отмеченной: 1) крайней покорностью и смирением, признанием греховности и

слабости; 2) тотальным обращением к Богу как к единственному истинному

прибежищу; 3) отношениями любящего и любимого, известными как свадебный

мистицизм и в которых преданный является невестой, а Шива - женихом.

Практика йоги в шайва-сиддханте также является проявлением любви к Богу, и

успех достигается только по Его милости. См.: бхакти.

прарабдха-карма. "Действие, которое было начато". См.: карма.

прасада. "Ясность, яркость; милость". 1) Добродетель безмятежности и

снисходительности. 2) Пища, предложенная божеству или гуру, а также

благословленные остатки этой пищи. 3) Любое примирительное, благосклонное

предложение.

пратьябхиджня. "Узнавание или вспоминание". От "знание" (джняна), которое

"поворачивается лицом" (абхи) к знающему и к которому он тоже в конце

концов "поворачивается" (прати). Понятие кашмирского шиваизма, которое

указывает на признание преданным (по милости гуру) Истины, которая была

всегда, - что Шива действительно повсюду, а душа уже едина с Ним.

пратьябхиджня-даршана. См.: кашмирский шиваизм.

Пратьябхиджня-сутры. Основополагающее кашмирское шиваитское писание из 190

сутр.

пратьяхара. "Отведение". 1) Притягивание сил. 2) В (йоге - отключение

сознания от внешнего мира. 3) Синоним пралайи. См.: раджа-йога,

махапралайя, медитация.

Прашна-упанишад. Относится к Атхарваведе. Шесть разделов посвящены шести

вопросам, заданным мудрецу Пиппаладе его учениками и касающимся смысла

жизни, Реализации и мантры Аум.

прашноттарам. "Вопрос-ответ (прашна-уттарам)". Термин, которым в Танце с

Шивой обозначается литературная форма катехизиса, обобщения религиозного

вероучения в виде ответов на вопросы.

праяшчитта. "Доминирующая мысль или цель". Покаяние. Акты искупления. См.:

покаяние, папа, пунья.

преданность. Хотя в русском языке слово "преданность" предполагает

обязательное наличие дополнения (преданность кому или чему?), в

русскоязычной литературе по индуизму этот термин принято употреблять для

перевода английского devotion и, что то же самое, санскритского бхакти и

без дополнения. В контексте индуистской (и вообще индийской) религиозности

"преданность" означает зачастую не просто характер отношения человека

("преданного") к Богу или своему гуру, но тип ментальности, образ жизни,

религиозную практику. В текстах часто обсуждению подлежат именно формы и

аспекты самой преданности как таковой, вне зависимости от ее объекта. См.:

бхакти, бхакти-йога, прапатти, преданный.

преданный. Как перевод санскритского термина бхакта (англ, devotee), это

слово является именем существительным и, соответственно, если имеет

дополнение, то в родительном, а не дательном, падеже. 1) Почитатель

какого-либо бога или святого человека (например, "преданный Шивы"). 2)

Приверженец какой-либо школы или секты индуизма. В этом значении слово

"преданный" употребляется без дополнения. То же, что "верующий". См.:

преданность.

Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах. В переводе с санскрита: "Бог Шива -

это имманентная любовь и трансцендентная Реальность". Шиваитское

исповедание веры. См.: исповедание веры.

препятствие. См.: упасарга.

преталока. "Мир усопших". Область душ, привязанных к земле. Этот низший

регион бхуварлоки является астральным двойником физического мира. См.:

лока.

причина (санскр. карана). То, что производит результат или следствие.

Действенная причина (нимитта-карана): то, что непосредственно производит

следствие; то, что замысливает, создает, придает форму и т. д., - например,

гончар, который изготавливает глиняный сосуд, или Бог, который создает мир.

Материальная причина (упадана-карана): материал, из которого формируется

следствие, например, глина, из которой делается горшок, или Бог как

первосубстанция, становящаяся миром. Инструментальная причина

(сахакари-карана): то, что служит средством, механизмом или инструментом

для производства следствия, например гончарный круг, необходимый для

изготовления горшка, или созидательная Шакти (энергия) Бога. См.: майя,

таттва.

просветление. Для шайвов-монистов просветление - это Самореализация, самадхи

без семени (нирвикальпа-самадхи); предельное достижение, иногда называемое

Параматма-даршяна или атма-даршана, <видение "Я"> (термин из Йога-сутр

Патанджали). Просветление - это переживание-без-переживания, приводящее к

реализации трансцендентного "Я"-Парашивы, существующего за пределами

времени, формы и пространства. У каждой традиции свое понимание

просветления и часто свои термины для его обозначения. См.: Богореализация,

Самореализация, Кундалини, нирвикальпа-самадхи.

проявленный. Воспринимаемый или познаваемый, а стало быть, имеющий форму.

Противоположность непроявленного или трансцендентного. См.: формы не

имеющий, таттва.

психик. От греч. psyche, "душа". Человек, чувствительный к духовным