процессам и энергиям; внутренне или интуитивно осознающий нефизические
реалии; способный использовать такие силы, как ясновидение, яснослышание и
предвидение.
психический. От греч. psyche, "душа". Нефизический, относящийся к душе,
тонким планам, глубинным аспектам человека. См.: мистицизм, одический.
пуджа. "Поклонение, почитание". Агамический ритуал поклонения, выполняемый в
доме, храме или святилище, перед мурти или другим священным объектом или
перед живой личностью, например садгуру. Его внутреннее назначение -
очищение атмосферы вокруг почитаемого объекта, установление связи с
внутренними мирами и вызывание присутствия Бога, богов или гуру. Во время
пуджи богослужитель (пуджари) исполняет различные песнопения, славящие
Божественное и призывающие божественные благословения, и одновременно
совершает так называемые предложения (мини-жертвоприношения) в соответствии
с установленными традициями. Пуджа, поклонение мурти с водой, огнями и
цветами в храмах и святилищах, является агамическим дополнением ведической
яджни, в которой предложения (жертвоприношения) передаются через сакральный
огонь хомы. Это два потока почитания и единения, сосуществующие в индуизме.
К основным элементам шиваитской пуджи относятся: 1) ачамана, выпивание
небольшого количества воды для очищения; 2) Ганапати-прартхана, молитвы к
Ганеше; 3) санкальпа, объявление намерения; 4) гханта, звон колокольчика,
приглашающий дэвов и отгоняющий асуров; 5) авахана, приглашение божества;
6) мантры и дхьяна, медитация на божестве; 7) свагата, приветствие; 8)
намаскара, выражение почтения; 9) аргхья, предложение воды; 10) прадакшина,
обход; 11) абхишека, омовение мурти; 12) дхупа, предложение благовоний; 13)
дипа, предложение светильника с огнем; 14) найведья, предложение пищи; 15)
арчана, воспевание святых имен; 16) арати, финальное предложение огней; 17)
прартхана, личные просьбы; 18) висарджана, прощание. Также важнейшая роль
отводится пранаяме (управлению дыханием), гуру-вандане (почитанию
наставника), ньясе (передаче силы касанием) и мудрам (мистическим жестам).
В предложения пуджи также входят пушпа (цветы), аргхья(вода), тамбула (лист
бетеля) и чандана (сандаловая паста). Различают домашнюю пуджу для себя и
своей семьи (атмартха-пуджу) и публичную пуджу, выполняемую уполномоченным
на то священником в храме (парартха-пуджу). См.: яджня, мурти.
пуджари (хинди). "Поклоняющийся". Индуистский храмовый жрец, а также любой,
кто выполняет пуджу. На санскрите это слово звучит пуджака, на тамильском -
пусари. Еще один термин, обозначающий жреца, в южной традиции - арчака.
Пурохита - это жрец смартистской брахманской традиции, специализирующийся
на домашних ритуалах. См.: пуджа.
пумсавана. "Мужской ритуал; призывание ребенка мужского пола". Традиционный
обряд, выполняемый на ранних стадиях беременности, - моление о сыне. См.:
самскары рождения.
пунарджанма. "Реинкарнация". От санскр. пунах, "снова и снова", и джанма,
"рождение". См.: реинкарнация.
пунья. "Святой; добродетельный; благоприятный". 1) Хороший или праведный. 2)
Действие, заслуживающее почета. 3) Почет, достигаемый посредством
правильных мыслей, слов и действий. Пунья включает все виды благих деяний,
от простейшей помощи ближнему до целой жизни сострадательного творения
блага. Каждый акт пуньи влечет за собой кармические последствия
(кармапхала), или "плод деяния", - награду за действия, слова и мысли,
которые придерживаются дхармы. Пробужденные психики, развившие в себе
ясновидение, легко видят пунью, накапливающуюся во внутренней
подсознательной ауре, как разноцветную, свободно текущую, легкую
астральную, или праническую, субстанцию. Пунья видна как светлые,
пастельные цвета, в то время как ее противоположность, папа, - как более
темные цвета, обычно статичные и неподвижные. Цветовая гамма оттенков папы
и пуньи во многом напоминает современную экспрессионистскую живопись. Цвета
пуньи порождают удовлетворение, глубокую радость, чувство безопасности и
бесстрашия. Папа может растворяться, а пунья создаваться благодаря покаянию
(праяшчитта), аскетизму (тапас) и благим деяниям (сукритья). Пунья
приобретается добродетельной жизнью, следующей многогранным законам дхармы.
Пунья зависит от чистоты действий с учетом многих факторов, в том числе 1)
кармы и эволюции индивидуума, 2) степени жертвенности и неэгоистической
мотивации и 3) времени и места. Например, добродетельные поступки, садхана,
тапас и покаяние более похвальны, когда выполняются в святых местах и в
благоприятное время. В Тирумантирам (105) говорится, что <помощь, оказанная
другому, измеряется не затратами помогающего, а достоинством того, кому
помогают>. Другими словами, небольшая помощь великой и достойной душе
приносит больше пуньи, чем большая помощь, оказанная менее достойной
личности. См.: аура, карма, папа, покаяние.
Пурана. "Древнее". Индуистские народные сказания, содержащие этические и
космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг
пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и
история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как
шиваитские, вишнуитские или шактистские. К главным Пуранам относятся: 1)
Брахма-пурана, 2) Падма-пурана, 3) Вишну-пурана, 4) Шива-пурана, 5)
Бхагавата-пурана, 6) Нарада-пурана, 7) Маркандея-пурана, 8) Агни-пурана, 9)
Бхавишья-пурана, 10) Брахма-вайварта-пурана, 11) Вараха-пурана, 12)
Линга-пурана, 13) Сканда-пурана, 14) Вамана-пурана, 15) Матсья-пурана, 16)
Гаруда-пурана, 17) Брахманда-пурана, 18) Курма-пурана. См.: смрити,
Бхагавата-пурана.
пурнима. "Полный". Полнолуние. См.: Гуру Пурнима.
пурохита. "Передний; лидер; семейный священник". У смартов - брахман-жрец,
специализирующийся на домашних церемониях. См.: смарта.
пуруша. "Дух, пребывающий в теле или во вселенной". Личность; дух; человек.
В метафизическом смысле - душа, не имеющая пола. В йоге и санкхье -
трансцендентное "Я". Синоним атмана. Пуруша также может обозначать Высшее
Существо или Душу, как иногда в Упанишадах. В гимне Ригведы "Пуруша-сукта"
пуруша - это космический человек, у которого тысяча голов, тысяча глаз,
тысяча рук и ног, охватывающий всю землю, распространяющийся во всех
направлениях в одушевленные и неодушевленные вещи. В системе санкхья пуруша
- это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются
материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пуруша есть
покоящийся, непроявленный аспект реальности, в отличие от пракрити,
проявляющегося, - первичной природы, из которой развертывается космос. В
шиваитской космологии пуруша является 25-й из 36-ти таттв, на один уровень
тоньше, чем пракрити. За их пределами лежат тонкие сферы шуддха-майи.
Парашива трансцендирует все таттвы. См.: атман, джива, пракрити, душа,
таттва.
пурушартха. "Человеческое богатство или назначение". Четыре цели, к которым
люди могут на законных основаниях стремиться. Также называются чатурварга,
"четверичное добро", и являются основой индуистской этики. 1) Дхарма:
"праведная жизнь". Осуществление добродетели, добросовестный труд,
выполнение обязанностей и долга, соблюдение ограничений и предписаний - т.
е. служение обществу. Это включает в себя и поиск истины под руководством
гуру из какойлибо парампары и сампрадайи. Дхарма имеет четыре основные
формы. Она является руководителем артхи и камы. См.: дхарма. 2) Артха:
"богатство". Материальное благополучие, деньги, имущество. Артха - это
стремление к богатству при главенстве дхармы. Включает в себя
удовлетворение основных потребностей - в пище, одежде и жилище - и
распространяется на содержание уютного дома, семьи, осуществление успешной
карьеры и выполнение религиозных обязанностей. В самом широком понимании
богатство означает финансовую независимость, отсутствие долгов, наличие
достойных детей, хороших друзей, свободного времени, верных слуг, надежных
служащих, а также радости даяния, включая церковную десятину (дашамамшу),
кормление бедных, поддержку студентов, защиту всех существ, содержание
семьи и гостеприимство. Артха определяет не столько богатство, сколько
качество жизни и обеспечивает личную и социальную безопасность, необходимую
для камы, дхармы и мокши. Она позволяет домохозяину выполнять пять
ежедневных жертвоприношений (паньча-махаяджня): Богу, предкам, дэвам, всем
существам и людям. См.: яджня. 3) Кама: "удовольствие, наслаждение;
любовь". Земная любовь, эстетическое, культурное и интеллектуальное
удовлетворение, мирские удовольствия (включая сексуальное), радости семьи.
См.: Кама-сутра. 4) Мокша: "освобождение". Свобода от перерождений,
достигнутая посредством высшего достижения, реализации Личного Бога,
Парашивы. Духовные достижения и сверхсознательные радости, отречение и
йога, ведущие к Самореализации. Мокша приходит при осуществлении дхармы,
артхи и камы (на тамильском языке называемые арам, поруль и инбам и
объясняемые Тируваллуваром в Тирукурале) в текущей или прошлых жизнях,
благодаря чему личность больше не привязана к мирским радостям и печалям.
Это высшая цель жизни, или парамартха.См.: освобождение, мокша.
пуруша-дхарма. "Мужской кодекс поведения". См.: дхарма.
пустота. Пустое пространство. В индуистской философии - отсутствие времени,
формы и пространства. Бог Шива в Своем совершенстве Парашивы является
священной пустотой, но не "такой, как пустота внутри пустой коробки...
[Это] полнота всего". См.: Парашива.
путь (санскр. марга или пантха). В индуизме путь является очень важным