понятием. Путь просветления(спасения, мокши): ведет к конечным целям
Самореализации и освобождения. Универсальный путь: духовный путь, которым
следует все сущее, двигаясь к состоянию Божественности. Путь дхармы:
соблюдение принципов добродетельного поведения. Два пути: пути монаха и
домохозяина, один из которых должен выбрать каждый молодой человек-индуист.
Несравненный (высший) путь: духовный путь (путь отречения) как
благороднейшее из человеческих предприятий. Прямой путь: путь, ведущий
прямо к цели, без кармических окольных блужданий. На пути находится тот,
кто серьезно учится и выполняет садхану, чтобы усовершенствовать внутреннюю
и внешнюю природу. Наш праведный путь в жизни: личная дхарма, свадхарма,
лучший путь, которым можем следовать лично мы. "Истина одна, путей много":
индуистский девиз веротерпимости. Индуисты согласны с тем, что существуют
различные пути, по которым можно идти к конечной цели. См.: дхарма, пада.
Р
Равана. Злодей из эпоса Рамаяна. Легендарный царь Шри-Ланки, противник Рамы,
побежденный Рамой и его армиями.
раджа-йога. "Царь всех йог" или "царская йога". Также известна как
аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная
на восьми последовательных стадиях пути к Просветлению и описанная в
различных Упанишадах, Тирумантирам и особенно - в Йога-сутрах Патанджали.
Восемь членов этой йоги следующие. 1) Яма: "ограничения". Правила
добродетели и морали, обеспечивающие чистоту ума, свободу от гнева,
ревности и подсознательных заблуждений, которые могут подавлять процесс
медитации. 2) Нияма: "предписания". Религиозные практики, которые
культивируют в человеке высшие качества, такие, как преданность, смирение и
сдержанность, обеспечивая утончение природы и контроль над умом,
необходимые для сосредоточения и финального погружения в самадхи. 3) Асана:
"сидение или поза". Здоровое тело необходимо для успеха в медитации. Для
этого существует хатха-йога, позы которой приводят к балансу энергии ума и
тела, укрепляют здоровье и дают безмятежность сознания. 4) Пранаяма:
"овладение жизненной силой". Контролирование дыхания, которое успокаивает
читту и уравновешивает иду и пингалу. Пранаяма - это наука управления
праной посредством дыхательных техник, в которых варьируется длина вдоха,
задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации. 5)
Пратьяхара: "отведение". Практика отведения сознания сначала от физических
объектов (например, надо не слышать шума во время медитации), затем
постепенного сведения на нет эмоций, интеллекта и, наконец, самого
индивидуального сознания, с целью слияния с Абсолютом. 6) Дхарана:
"сосредоточение, концентрация". Фокусирование ума на единственном объекте
или мысли. Уму нельзя позволять блуждать. Когда концентрация поддерживается
достаточно долго и глубоко, медитация приходит естественным образом. 7)
Дхьяна: "медитация". Спокойное, бодрое, мощно сосредоточенное состояние, в
котором в поле сознания вливается новое знание и спонтанное видение. Это
состояние становится возможным после того, как ум очищен или успокоен. 8)
Самадхи: "пребывание в своей самости, созерцание". Состояние истинной йоги,
в котором медитатор и объект медитации суть одно. См.: асана, самадхи,
йога.
раджанья. "Правящий". Синоним слова кшатрия.См.: варна-дхарма.
раджас. "Страсть; активность". См.: гуна.
Радхакришнан,Сарвепалли (1888-1975). Президент Индии с 1962 по 1967 гг.,
ученый, философ, писатель, блестящий оратор, бывший подлинным рупором
индуизма. Наряду с Вивеканандой, Тагором, Ауробиндо и др., способствовал
наступлению нынешнего возрождения индуизма. Благодаря ему индуизм лучше
узнали и оценили как в Индии, так и за границей, особенно в
интеллектуальном мире. Выдающийся проповедник панентеизма. См.: веданта.
Рама. Почитаемый герой эпоса Рамаяна и одна из двух популярнейших инкарнаций
Вишну, наряду с Кришной. Поклонение ему почти универсально среди вишнуитов
и широко распространено среди смартов и других либеральных индуистов. Рама
был великим почитателем Шивы, и в его честь на южной оконечности Индийского
полуострова был построен храм Шивы, называющийся Рамешварам.
Рамакантха I (ок. 950 г.). Великий представитель шайва-сиддханты в линии
Агхорашивы.
Рамакантха II (ок. 1150 г.). Великий представитель шайва-сиддханты, учитель
Агхорашивы.
Рамакришна (1836-1886). Один из великих святых и мистиков современного
индуизма и представитель монистического теизма - пылкий преданный Матери
Кали и непреклонный монист, учивший единству и поискам нирвикальпа-самадхи,
реализации Абсолюта. Он был гуру великого Свами Вивекананды (1863-1902),
сделавшего индуистское мышление и философию интернациональными.
Рамана Махарши, Шри (1879-1950). Южноиндийский святой-отшельник,
возрождавший адвайту. См.: веданта.
Рамануджа (1017-1137). Святой, великий бхакта, основатель одной из пяти
основных вишнуитских школ, считающийся величайшим критиком адвайты. В своей
знаменитой Шри-бхашье (комментарии) к Брахма-сутрам сопоставил по пунктам
абсолютный монизм Шанкары и свой ограниченный монизм,
вишиштадвайта-веданту. См.: шад-даршана, веданта.
Рамараджа (1478-1565). Последний царь южноиндийской империи Виджаянагара.
Рамаяна. "Жизнь Рамы". Один из двух великих эпосов Индии (Итихас), наряду с
Махабхаратой. Рассказанная Вальмики трагическая история любви Рамы и Ситы,
жизнь которых является высоким образцом благородства и достоинства для
придерживающихся индуистской дхармы. Астрономические данные, приведенные в
эпосе, позволяют датировать правление Рамы примерно 2015 г. до н. э. См.:
Рама.
Рампрасад (1718-1775). Великий бенгальский святой, поэт-бхакта, писавший
гимны Шакти.
раса. С научной точки зрения, каждая из пяти рас человечества (кавказоидная,
монголоидная, конгоидная, австралоидная и капоидная) является подвидом вида
Homo sapiens. Подвид - это ветвь данного биологического вида, имеющая
небольшие, но важные отличия от других ветвей, обитающих в других районах.
У любой расы не так много уникальных черт. Расовое своеобразие складывается
из сочетания нескольких черт. Точное определение расы можно произвести
посредством анализа крови или расчета определенных пропорций тела.
Девяносто восемь процентов всех индуистов принадлежат к кавказоидной расе.
Среди индуистов есть много монголоидов в Непале и Ассаме, а также
австралоиды (например, племена гондов и бхилов в Индии). Северные и южные
индийцы входят в число 2,5 млн. кавказоидов Земли, характерными чертами
которых являются прямые или волнистые волосы, тонкие губы, маленькие или
средние зубы, глаза цветов от голубого до карего и высокое содержание генов
крови Gm и А2Rh. Часто понятие расы ошибочно связывают с цветом кожи, но
сейчас уже установлено, что цвет кожи является просто адаптацией к климату:
в течение многих поколений у людей в северных зонах проявляется более
светлый оттенок кожи, чем у их южных соплеменников.
расатала. "Подземная область". Пятая чакра ниже муладхары с центром в
лодыжках. Соответствует пятому астральному нижнему миру, называемому
риджиша ("изгнанный") или расатала. Область эгоизма, самовлюбленности и
собственничества. Раса означает "земля, почва; влажность". См.: лока,
нарака, чакра.
расширенная семья. См.: брихат-кутумба.
Раурава-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Передана Господом Шивой
мудрецу Руру (отсюда и название). Ее обширный раздел по крия-паде подробно
описывает структуру храма Шивы и его пристроек.
Раху. "Захватчик". В индуистской астрологии Раху является одной из девяти
важных планет (граха), но планетой невидимой или "астральной", как и ее
противовес, Кету. С астрономической точки зрения, это одна из двух точек
небесной сферы, в которых Луна пересекает эклиптику, или путь, Солнца.
Точка, в которой луна пересекает эклиптику, двигаясь с юга на север, - это
Раху, так называемый "северный узел" орбиты. "Южный узел" - это Кету. Раху
и Кету изображаются в виде змееобразного демона или дракона, охватывающего
Землю кольцом. Кету - это хвост дракона, а Раху - голова. Считается, что
оба они могут наводить ужас на людей. См.: джйотиша.
реинкарнация (воплощение, перерождение, метемпсихоз, трансмиграция, санскр.
пунарджанма). Принятие душой нового физического тела в процессе зачатия и
рождения. Реинкарнация - один из фундаментальных принципов индуистского
духовного знания, разделяемый мистическими школами почти всех религий, в
том числе джайнизма, сикхизма, буддизма (и даже христианства до Никейского
Собора в 787 г.). Без принятия того, что душа переживает много жизней,
нельзя понять другие аспекты индуизма. Цикл реинкарнации начинается на
тонком плане (в антарлоке), где души пребывают до рождения и куда
возвращаются после смерти. Там им помогают подготовиться к новому рождению.
Количество и природа рождений зависят от прошлых деяний (карм) и от того,
что нужно для уникального пути развития и опыта (т. е. дхармы] каждой души.
Мать, отец и сама душа вместе создают новое тело для души. В момент зачатия
душа соединяется и безвозвратно связывается с эмбрионом. Как только
яйцеклетка оплодотворяется, начинается новая человеческая жизнь. Примерно в
середине срока беременности достигается полное очеловечивание плода и душа
полностью вселяется в новое тело. Признаком этого является начало шевеления
ребенка в материнской утробе. Наконец, при рождении душа входит в земное
сознание. От нее заслоняется память о прошлых жизнях и внутренних мирах.