Цикл реинкарнации заканчивается, когда вся карма растворена и достигнута
реализация Бога-Самости (Парашивы). Это освобождение от перерождений
называется мокша. Далее душа продолжает развиваться и созревать, но без
необходимости возвращения к физическому существованию. Сколько земных
рождений требуется для достижения недостижимого? Многие тысячи, но их число
можно уменьшить посредством тапаса, аскетизма на всех уровнях и совершения
добрых деяний. См.: эволюция души, карма, сансара, душа.
религия. От латинского religare, "восстанавливать связь". Любая система,
основанная на вере и поклонении Верховному Существу или Силе. Религия - это
структура, созданная для развития и прогресса души. Обычно включает в себя
теологию, писания, духовные практики и моральные законы, институт жречества
или духовенства и богослужение. См.: индуизм.
Ренукачарья. вира-шиваитский философ и святой.
рецитация (лат.). "Чтение вслух, рассказывание". Чтение вслух, или
декламация, священных писаний или мантр.
Ригведа. "Веда стихов (санскр. рик)". Первая и древнейшая из четырех Вед -
собраний откровенных писаний (шрути), включающих в себя собрания гимнов
(Самхиты), пояснительные руководства для священников (Брахманы), лесные
трактаты (Араньяки) о деталях ведических ритуалов и философские диалоги
(Упанишады). Как и другие Веды, Ригведа была введена в земное сознание не
сразу, но постепенно, на протяжении периода предположительно нескольких
тысячелетий. Древнейшей ее частью и ядром является Самхита, которой, как
считается, в устной форме 8 тысяч лет, а в записанной на архаичном
санскрите - около 3 тысяч лет. Она состоит из более чем 10 тысяч стихов
(риков), обычно из трех или четырех строк, которые образуют 1028 гимнов
(сукт), организованных в десять книг, именуемых мандалами. Они содержат
молитвенные гимны, восхваляющие и призывающие божеств природы и Единое
Божество, духовные размышления, полные глубокого благоговения перед силами
природы, каждая из которых почиталась как священная и живая. Риши, которые
развертывали эти излияния обожания, воспринимали хорошо упорядоченный
космос, в котором дхарма является способом согласования с небесными мирами,
из которых нисходит вся праведность и процветание. Главным для них являлись
взаимоотношения человека с Богом и миром и призывание тонких миров в
мирское существование. Молитвы просят Бога о счастливой семейной жизни,
богатстве, удовольствии, изобилии скота, защите от врагов, силе в бою,
счастливом браке, потомстве, долголетии, мудрости, реализации и
окончательном освобождении от перерождений. Ригведа-самхита, которая по
объему равняется гомеровским Илиаде и Одиссее вместе взятым, - важнейшее
собрание гимнов, так как у нее заимствуют множество гимнов другие три
Веда-самхиты (Сама, Яджур и Атхарва). Хронологически после Самхит идут
Брахманы, за ними Араньяки и, наконец, Упанишады, также известные под
совокупным названием веданта, что значит "конец Вед". См.: шрути, Веды.
рита. "Священный порядок, космический закон; истина".См.: дхарма.
ритукала, "Должное время". Время наступления менструаций у девушек.
Традиционная церемония, которой отмечается это важное событие в жизни
девушки, означающее вхождение в мир взрослых. Слово риту также означает
"время плодородия". См.: самскары взрослой жизни.
риши, "Видящий". Просветленное существо, наделенное сверхчувственным
восприятием, видением и мудростью. В ведические времена риши жили в лесных
или горных скитах, в одиночестве или с учениками. Эти риши были теми
великими душами, которые вдохновенно передали нам Веды. Говорят, что семь
риши (сапта-риши), упомянутых в Ригведе, до сих пор руководят человечеством
из внутренних миров. См.: шрути.
Рудра. "Управляющий ужасными силами" или "красный, сияющий". Имя Шивы как
Бога растворения; вселенская сила поглощения, замыкающего цикл
существования. Рудру почитают как "ужасающего" и как "владыку слез", ибо Он
владеет и управляет ужасными силами, которые могут вызывать плач людей.
См.: Натараджа.
рудракша. "Глаз Рудры" или "красный глаз". 1) "Третий глаз", или
аджня-чакра. 2) Красно-коричневые, со сложным рельефом, размером с крупную
виноградину, семена Eleocarpus ganitrus, или голубого мраморного дерева.
Посвящены Шиве и символизируют Его сострадание к человечеству. Ожерелья из
больших семян, рудракша-малы, монахи носят на шее. Немонахи часто носят
одну бусину рудракши на шнурке у горла. Из меньших по размеру семян делают
четки для джапы (повторения мантр), обычно из 108 бусин. См.: джапа,
мантра.
Рудрашамбху (ок. 775 г.). Основной гуру шиваитского монашеского ордена
Амардака в Удджайне, одном из самых святых для шиваизма городов. Эта секта
поставляла царю советников вплоть до мусульманского завоевания около 1300
г.
Рудраямала-тантра. Одна из наиболее почитаемых в тантрической традиции
Шакта-агам, посвященная, в основном, вопросам культа. Признается как
авторитетное писание также некоторыми шиваитскими школами (например,
кашмирскими шиваитами). См.: Агама, Тантра, шактизм.
С
савикальпа-самадхи. "Энстазия с формой и семенем". См.: раджа-йога, самадхи,
энстазия.
СагунаБрахман. "Бог с качествами". Личностный Господь. См.: Брахман,
Парамешвара.
садачара. "Добродетель; морализм; праведный образ жизни". 1) Один из
важнейших принципов дхармы. 2) В вира-шиваизме - один из пяти этических
принципов веры. См.: дхарма, яма-нияма, вира-шиваизм, пада.
Садашива. "Вечно благой". Имя Первичной Души, Шивы, синоним Парамешвары,
проявляющегося в физическом бытии садгуру. Имя Садашива, в частности
указывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы,
после которой появляются остальные четыре божественые энергии Шивы. Эта
пятеричная манифестация, или проявление деятельности Бога в космосе
отражена в иконографической форме пятиликого Садашивамурти. Лицо, глядящее
вверх, - это Ишана (энергия откровения). На восток смотрит Татпуруша,
"высшая душа" (энергия сокрытия). На запад смотрит Садйоджата,
"быстророждающий" (энергия сотворения). Северный лик - Вамадэва, "красивый,
милый" (энергия сохранения). Южный - Агхора, "не страшный" (энергия
поглощения). Первые четыре лика открыли Веды. Пятый лик, Ишана, - Агамы.
Эти пять ликов также называются Садашива, открывающий; Махешвара,
сокрывающий; Брахма, творец; Вишну, хранитель; и Рудра, разрушитель. См.:
Парамешвара, татва.
садгуру (также сатгуру). "Истинно весомый". Духовный наставник, обучающий
высочайшему достижению. Тот, кто осознал предельную Истину, Парашиву, в
нирвикальпа-самадхи. Дживанмукта, способный безопасно вести других по
духовному пути. Это всегда санньясин, неженатый и отрекшийся от мира. Все
школы индуизма учат, что милость и руководство живого садгуру необходимы
для Самореализации. Его признают и почитают как воплощение Бога, Садашивы,
источник милости и освобождения. См.: гуру.
садгурунатха. "Господь и истиный гуру". Слово, позволяющее очень уважительно
и почтительно упоминать своего духовного наставника. См.: садгуру.
садхака. "Получивший образование; преданный, который выполняет садхану".
Человек, серьезно стремящийся к самореализации и постигающий духовные
дисциплины; обычно соблюдает целибат и находится под руководством гуру.
Носит белую одежду и может принимать различные обеты, но не является
санньясином. См.: садхана.
садхана. "Эффективное средство достижения". Религиозные или духовные
дисциплины, такие, как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В
результате садханы укрепляется сила воли, вера в Бога, уверенность в себе,
доверие к богам и гуру. Садхана обуздывает и преображает
инстинктивно-интеллектуальную природу, делая возможным постепенное духовное
раскрытие, реализацию сверхсознательного и врожденных способностей души.
См.: раджа-йога, пада.
садхана-марга. "Путь садханы". Термин, использовавшийся Мудрецом Йогасвами
для обозначения его предписания для всех искателей Истины. Путь интенсивных
усилий, духовной дисциплины и постоянной внутренней трансформации, а не
теоретической и интеллектуальной учебы. См.: мистицизм, пада, садхана.
садхви. См.: садху.
садху. "Добродетельный; прямой; непогрешимый". Святая личность, посвятившая
себя поиску Бога. Садху не обязательно должен быть йогом или санньясином,
он также может не быть связан с каким-либо гуру или линией духовной
традиции. У садху обычно нет постоянного жилища, они странствуют, живя
подаянием. Бесчисленных садху можно найти на дорогах и обочинах, в горах,
на берегах рек, в ашрамах и пещерах по всей Индии. Самим своим
существованием они оказывают глубокое стабилизирующее воздействие на
сознание Индии и мира. Женский эквивалент термина садху - садхви.
сакха-марга. "Путь друга". См.: достижение, пада.
сакши. "Свидетель". Осознавание, внутреннее сознание - свидетель души. См.:
осознавание, сознание, чит, душа.
самавартана. "Возвращение домой". Церемония, которой отмечается завершение
изучения Вед молодым человеком. См.: самскары.
Самаведа. "Веда песнопений". Третья из четырех Вед. Девяносто процентов ее
1875ти станц происходят из Ригведы. Это особым образом подобранные гимны,
нотированные для пения на различные мелодии священниками-удгатарами во
время яджни, огненной церемонии, вместе со станцами из Яджурведы. Самаведа
представляет собой древнейшую из известных форм индийской музыки. См.:
шрути, Веды.