самадхи. "Пребывание внутри своего <Я>, созерцание, союз, целостность,
завершение". Самадхи - это состояние истинной йоги, в котором медитирующий
и объект медитации суть одно. Есть два уровня самадхи. Первый -
савикальпа-самадхи (самадхи с формой или семенем), отождествление или
единство с сущностью объекта. Его высшая форма - реализация первоосновы
чистого сознания, Сатчидананды. Второй уровень называется
нирвикальпа-самадхи (самадхи без формы или семени), отождествление с "Я", в
котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная
Реальность вне времени, Парашива. Последствием этого является полная
трансформация сознания. В классической йоге нирвикальпа-самадхи известно
как асампраджнята-самадхи - самадхи без мышления и познания (праджни).
Савикальпа-самадхи, соответственно, называется сампраджнята-самадхи, или
самадхи с сознанием.
самараса. "Равномерная сущность" или "тот же самый вкус". В сиддха-сиддханте
- термин, обозначающий состояние, достигаемое йогом, когда он сознательно
переживает мир и повседневную жизнь, никогда не забывая при этом, что Бог,
душа и мир - едины. См.: джняна, кайвалья, самадхи, сиддха-сиддханта,
Шива-саюджья.
Самбандар. Ребенок-святой периода возрождения тамильского шиваизма в VII
веке. Составил много гимнов в честь Шивы, переобратил тамильского царя,
принявшего джайнизм, противодействовал вторжению буддизма и возвращал
тамилов к шиваизму. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.
Самореализация. Прямое познание Бога, <Я>, Парашивы. Самореализация
называется на санскрите нирвикальпа-самадхи, "энстазия без формы или
семени", или асампраджнята-самадхи, "высшее духовное достижение". В
эзотерическом смысле это состояние достигается, когда мистическая сила
Кундалини пронизывает сахасрара-чакру в макушке головы. Это
трансцендирование всех уровней человеческого сознания приносит реализацию
"непереживания" Того, что существует за пределами ума, времени, формы и
пространства. Но даже дать имя Парашиве или Его реализации означает дать
имя тому, что невозможно назвать по имени. Фактически, это "переживается"
только опосредованно, как изменение точки зрения, постоянная трансформация
и интуитивное знакомство с Истиной, превосходящей всякое понимание. См.:
Богореализация, Кундалини, Парашива, раджа-йога, самадхи, энстазия.
Самость, также "Я". Одно из совершенств Бога Шивы - Абсолютная Реальность,
Парашива. То, что пребывает в сердцевине каждой души. См.: Параматман,
Парашива.
самоубийство (санскр. пранатьяга, "отказ от жизненной силы"). Намеренное
прекращение своей жизни посредством отравления, утопления, самосжигания и
т. п. Самоубийство в индуистских писаниях всегда осуждалось, поскольку,
являясь бегством от жизни, оно порождает неподобающую карму, с которой
придется встретиться в будущем. Тем не менее в случаях неизлечимой болезни
или тяжелой инвалидности разрешается религиозная добровольная смерть от
голода - прайопавеша. Человек, принимающий такое решение, объявляет о нем
публично, что позволяет общине предпринять должные шаги и отличает этот акт
от самоубийства, выполняемого частным образом, в шоковых эмоциональных
состояниях гнева и отчаяния. Древние законодатели называют следующие
уважительные причины для прайопавеши: 1) неспособность нормально выполнять
телесное очищение; 2) смерть от болезни является неизбежной или состояние
больного такое тяжелое, что жизнь причиняет одни страдания. Прайопавеша
обязательно должна производиться с одобрения общины. Постепенный характер
прайопавеши выгодно отличает ее от внезапного самоубийства, свадехагхаты,
("убийства своего тела"), так как первая позволяет человеку уладить все
конфликты с другими, поразмышлять о своей жизни и приблизиться к Богу, а
тем, кто его любит, - присматривать за его постепенным уходом из
физического мира. В идеальном, очень ритуализированном варианте этой
практики человек начинает с того, что получает ото всех и дает всем
прощение. Затем он дает своему гуру формальный "великий обет смерти"
(махаврата-марана), после чего следует подробное обсуждение всех карм его
жизни и полное и открытое исповедание всех его прегрешений. Затем следует
сосредоточить внимание на писаниях и благородных поучениях гуру. Медитация
на внутреннем бессмертном "Я" становится всепоглощающей по мере того, как
человек постепенно отказывается от пищи. В самом конце, когда душа
освобождается от тела, повторяется священная мантра, предписанная духовным
наставником. См.: смерть, покаяние, реинкарнация, душа, прайопавеша.
сампрадайя. "Традиционное учение". Живой поток религиозно-философской
традиции в индуизме, поддерживаемый устным обучением и инициацией.
Сампрадайя - понятие более широкое, чем парампара (линейная
последовательность гуру, олицетворяющих и несущих в себе сампрадайю).
Каждая сампрадайя часто представлена многими парампарами.
самскара. "Впечатление, активатор; освящение, подготовка". 1) Отпечатки,
оставленные в подсознательном уме опытом этой или предыдущих жизней,
окрашивающие всю жизнь человека, его склонности, реакции, состояния ума и
т. д. 2) Таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в
другую. Эти таинства оставляют глубокие и позитивные впечатления в уме
человека и обеспечивают благословение из внутреннего мира. Многочисленные
самскары подробно расписаны в Грихья-шастрах. Большинство этих ритуалов
сопровождается специальными мантрами из Вед. См.: ум (пять состояний).
самскары рождения (от зачатия до благословения новорожденного ребенка).
Гарбхадхана: "помещение в утробу". Ритуал зачатия, когда осуществляется
физический союз с целью привести к физическому рождению продвинутую душу.
Пумсавана: "мужской ритуал; призывание мужского пола". Ритуал, выполняемый
на третьем месяце беременности и состоящий из молитв о сыне и о
благополучии матери и ребенка. Обычай просить Бога или богов о рождении
сына встречается во всех обществах и связан с тем, что мужчины особенно
нужны для защиты страны, ведения семейного бизнеса и поддержки родителей в
старости, а также с тем, что женщины обычно переживают мужчин и покидают
родную семью, чтобы войти в семью мужа. Симантоннаяна: "разделение волос".
Церемония, которая проводится между четвертым и седьмым месяцами
беременности. Муж расчесывает волосы жены и выражает ей свою любовь и
поддержку. Джатакарма: "ритуал рождения". Отец приветствует и благословляет
новорожденное дитя и дает ему узнать вкус гхи и меда. См.: самскара.
самскары детства (от наречения имени до окончания религиозного обучения).
Намакарана; "имянаречение" и формальное вступление в ту или иную секту
индуизма, происходящее через 11-41 день после рождения. Имя выбирается в
соответствии с рекомендациями астролога, обычно это одно из имен Бога или
Богини. В это время назначаются дэвы-хранители, чтобы присматривать за
ребенком в его жизни. Тот, кто обращается в индуизм в зрелом возрасте,
также проходит через это таинство. Аннапрашана: "кормление". Церемония,
отмечающая первый прием твердой пищи и проводящаяся примерно в
шестимесячном возрасте. (После этого кормление грудью обычно продолжается.)
Карнаведха: "прокалывание ушей". И у мальчиков, и у девочек прокалываются
оба уха и вставляются серьги. Это происходит на первом, третьем или пятом
году жизни. См.: серьги. Чудакарана: "обритие головы". И у мальчиков, и у
девочек обривают голову между 31-м днем и четырьмя годами. Видьярамбха:
формальное начало образования. Ребенок в торжественной обстановке пишет
свою первую букву алфавита на подносе с сырым рисом. Упанаяна: проводится
над мальчиками примерно 12-ти лет и отмечает начало периода брахмачарьи и
изучения писаний и священного закона, обычно под руководством ачарьи или
гуру. Самавартана: формальное окончание религиозного ученичества. См.:
самскара.
самскары взрослой жизни (от вступления во взрослую жизнь до свадьбы).
Ритукала: "должное время". С появлением первых менструаций девушек
благословляют в домашней обстановке. Кешанта: отмечает первое бритье бороды
у юношей, примерно в 16 лет. Эти две церемонии - домашние; молодым людям
напоминают об их брахмачарье, дают новые одежды и ювелирные украшения и
радостно принимают их в сообщество взрослых. Нишчитартха: "установление
цели". Иначе называется вагдана, "обещание". Формальная церемония помолвки,
во время которой молодая пара обещает себя друг другу, обмениваясь кольцами
и другими подарками. Виваха: "свадьба". Торжественная и тщательно
разработанная церемония, выполняемая в присутствии Бога и богов, у огня
хомы. В завершение этой церемонии молодые делают семь шагов на
северо-восток, при этом жених произносит: <Один шаг для силы, два шага -
для жизнестойкости, три шага - для процветания, четыре шага - для счастья,
пять шагов - для скота, шесть шагов - для времен года, семь шагов - для
дружбы. Будь мне преданной!> (Хираньякеши-грихья-сутры, 1.6.21.2). См.:
самскара.
самскары зрелого возраста. Ванапрастха-ашрама-врата: переход за 48-летний
рубеж знаменует вступление в возраст старейшины-наставника и отмечается в
некоторых общинах особой церемонией. Санньяса-ашрама-врата: иногда
ритуально отмечается и переход за 72-летний рубеж и вступление в возраст
отхода от социальных обязанностей; последний ритуал - это не то же самое,
что посвящение в санньясу (санньяса-дикша), а просто возрастная самскара.