Последней из самскар является антьешти (различные погребальные ритуалы,
цель которых - помочь душе перейти к внутренним мирам: приготовление тела,
кремация, собирание костей, разбрасывание пепла, очищение дома). См.:
самскара, смерть.
самхара. "Растворение; уничтожение". См.: махапралайя, Натараджа.
Самхита. "Собрание". 1) Любое методически организованное собрание текстов
или стихов. 2) Собрание гимнов, имеющееся в каждой из четырех Вед. 3) Общее
альтернативное название вишнуитских Агам. См.: Веды.
Санатана Дхарма. "Вечная религия" или "непрекращающийся путь". Традиционное
название индуистской религии.
Санаткумара. "Вечно молодой; вечный юноша-девственник". См.: Карттикейя.
сангама (тамил.). "Объединение, братство". 1) Группа, объединенная общими
целями, особенно религиозными. 2) Город в Карнатаке (южная Индия) у слияния
рек Кришна и Малапрабха; древний центр каламукха-шиваизма. Здесь в
молодости жил и учился родоначальник вира-шиваизма Басаванна.
сандаловое дерево (санскр. чандана). Азиатское вечнозеленое дерево Santalum
album. Его ароматная сердцевина растирается в тонкую коричневатую пасту,
которую раздают в качестве прасада в шиваитских храмах и используют для
нанесения священных знаков на лбу (тилака). Сандаловое дерево также
используется для изготовления благовоний и резных изделий.
сандхья-упасана (сандхйопасана). "Поклонение на стыках времени". Приближение
к Богу в переломные моменты времени - поклонение и садхана, выполняемые в
доме на заре, в полдень и в сумерках. См.: садхана.
санкальпа. "Воля; намерение; решимость". Торжественный обет или объявление о
намерении выполнить какое-либо ритуальное послушание. В более широком
смысле - мысленная и словесная подготовка храмового жреца к началу
богослужения. Во время санкальпы он сообщает всем трем мирам о том, что он
будет делать. Он называет имя божества, место и текущее время (в точном
астрологическом обозначении) и вид ритуала, который он будет проводить.
Когда санкальпа совершена, жрец уже не может не провести церемонию до
конца. См.: пуджа.
санкхья. "Перечисление". Одна из шести даршан. См.: пракрити, пуруша,
шад-даршана, таттва.
Санмарга, Святилище (англ. San Marga Sanctuary). Медитационная тиртха у
подножия погасшего вулкана, Горы Ваиалеале, что на гавайском острове Кауаи.
Здесь паломники подходят по дороге длиной в полмили, называемой Санмарга, к
природному Шивалингаму, проходят по тропе тамильских наянаров среди
живописных лотосовых озер и прудов и посещают шесть святилищ
Кайласа-парампары на берегу озера Шараванабхава и долине Риши. Тропа ведет
посетителей к священной реке Ваилуа, затем по каменным ступенькам они
поднимаются к белогранитному, построенному в стиле чола, храму Ирайван,
резьба по камню для которого выполнена вручную в Бангалоре (Индия). В
святом святых в свое время был помещен Верховный Бог Шива
(Парамешвара-Парашакти-Парашива) в форме массивного 700-фунтового
природного кристалла кварца. Святилище Санмарга, основанное в 1970 г.,
является одним из общедоступных учреждений Церкви шайва-сиддханты и одним
из главных индуистских религиозных учреждений Америки. См.:
Субрамуниясвами, тиртха.
саннидхана. "Близость; ответственность". Титул глав монастырей: Гуру
Махасаннидхана. См.: саннидхья.
саннидхья. "(Божественное) присутствие; близость". Излучение и
благословенное присутствие Шакти в храме и вокруг него, а также в святой
личности.
санньяса. "Отречение". Отказ от дхармы домохозяина со всеми ее обязанностями
и принятие еще более ответственной дхармы монаха (санньяса-дхармы). По
традиции этот период жизни может начинаться после 25 лет, если претендент
очень стремится к этому и удовлетворяет очень строгим требованиям. Обычный
же домохозяин может принять санньясу после 72 лет, пройдя должную инициацию
от другого санньясина и затем выполняя свою духовную практику в состоянии
подлинного отречения (не в кругу семьи). Не следует смешивать эти два вида
санньясы с простым возрастным вступлением в санньяса-ашраму (последнюю
стадию жизни). См.: дхарма, санньясин.
санньяса-ашрама. "Стадия отречения". Период жизни после 72 лет. См.: ашрама.
санньяса-дикша. "Посвящение отреченного". Эта дикша является формальным
ритуалом или, реже, неформальным благословением, вводящим преданного в
отреченное монашество, обязывающим его до конца жизни соблюдать
определенные обеты, в том числе обеты целомудрия, бедности и послушания, и
ставящим его на путь Самореализации. Строгая традиция требует, чтобы
пожизненные монахи были холостыми мужчинами и начинали обучение в своем
ордене до достижения 25-летнего возраста. Есть, однако, ордена, которые
принимают в санньясу мужчин после 25 лет, при условии, что те по достижении
этого возраста находились в учебном заведении (колледже), а не в миру.
Некоторые ордена принимают вдовцов, а есть и несколько таких, в которых
посвящение дается женщинам. Впрочем, строгие критерии отбора применяются в
основном к тем монахам, которым предстоит жить и служить вместе в ашраме
или монастыре. Критерии, применяемые к бездомным отшельникам, по очевидным
причинам, не столь строги. См.: санньяса-дхарма, видеха-мукти.
санньяса-дхарма. "Отреченная жизнь". Образ жизни, пути и традиции тех, кто
навсегда отказывается от всех обязанностей и атрибутов пути домохозяина, в
том числе от обладания личным имуществом, от богатства, от честолюбивых
устремлений, общественного положения и семейных связей, ради постоянного
монашеского поиска божественного пробуждения, Самореализации и духовного
подъема человечества. По традиции эта дхарма доступна людям, еще не
достигшим 25-летнего возраста и удовлетворяющим строгим требованиям.
Санньяса-дхарму может принять и домохозяин по достижении 72-летнего
возраста - посредством традиционных посвятительных ритуалов, которые
проводятся санньясином. Затем бывший домохозяин должен усердно практиковать
свою духовную садхану в состоянии настоящего отречения, а не в кругу своей
семьи. Эти две формы санньясы следует отличать от простого достижения
возраста санньяса-ашрамы, последней стадии жизни. См.: санньяса,
санньяса-дикша, санньясин, видеха-мукти.
Санньяса-упанишад(а). Относится к Атхарваведе. Обсуждает переход к
ванапрастха- и санньяса-ашрамам.
санньясин. "Отреченный". Тот, кто прошел инициацию и стал индуистским
монахом, свами, членом всемирного братства или святого ордена санньясинов.
Некоторые из них странствуют, другие живут в монастырях. Санньясин -
защитник своей религии, погруженный в нее постоянно, свободный от всего
мирского, способный работать и служить Богу сосредоточенно и эффективно. Он
придерживается определенных дисциплин, в том числе очищения тела, ума и
эмоций. Он сдерживает и контролирует ум посредством садханы, тапаса и
режима медитации. Его практика упасаны, поклонения, - в основном
внутренняя, он ищет Шиву внутри.
сансара (в русской передаче иногда также самсара). "Поток". Феноменальный
мир. Трансмиграторное существование, отмеченное непостоянством. Цикл
рождения, смерти и перерождения; общий шаблон последовательных земных
жизней, переживаемых душой. Термин сансара, таким образом, шире, чем
пунарджанма (реинкарнация или перерождение). См.: эволюция души, карма,
реинкарнация.
сансари(н). "Относящийся к сансаре; блуждающий". Душа, находящаяся в сфере
трансмиграции, погруженная или привязанная к мирскому существованию и
поэтому не стремящаяся к освобождению (мокше). Сансари - это тот, кто не
находится "на пути". См.: материализм, сансара.
санскрит. "Хорошо сделанный; совершенный". Классический, сакральный язык
древней Индии, считающийся чистым средством общения с небесными мирами. Это
первичный язык индуистских писаний, в том числе Вед и Агам. Сегодня
употребляется в качестве богослужебного, литературного и научного, но не
разговорного языка.
сант (хинди). То же, что санскритское сат, т. е. "истина; реальность".
сантоша. "Удовлетворенность". Умение находить в жизни радость и
безмятежность. См.: яма-нияма.
саньчита-карма. "Накопленное действие". Накапливающиеся последствия деяний
индивидуума в этой и прошлых жизнях. См.: карма.
СарадаДэви,Шри (1853-1920). Супруга Шри Рамакришны. См.: Рамакришна.
Сарасвати. "Текучая". Шакти, Вселенская Мать; богиня искусств и наук,
мифологическая спутница бога Брахмы. Сарасвати, речная богиня, обычно
изображается в белом сари и с виной (струнным инструментом), сидящей на
лебеде или цветке лотоса. Ей возносят молитвы о совершенствовании в науках,
искусствах и ремеслах. Сарасвати - это также название одной из семи
священных рек (сапта-синдху), упомянутых в Ригведе; сейчас эта река течет
под землей. Кроме того, Сарасвати - название одного из десяти орденов
дашанами свами. См.: Богиня, Шакти.
сарвабхадра (сарватобхадра). "Все благоприятно; все хорошо". Слово бхадра
обозначает "благословенный, благоприятный, дорогой, превосходный". Сарва
("все") бхадра, таким образом, является признанием того, что все во
вселенной является проявлением Божественного, того, что свято, благо и
имеет смысл. См.: милость, Шивамайя, мир.
Сарваджняноттара-агама. Этот текст не находится в традиционном списке Агам и
вторичных писаний. Он считается версией Каладжням, вспомогательного текста
Ватула-агамы. Дошедшие до нас фрагменты посвящены правильному знанию.
сари (хинди). Традиционная верхняя одежда индуистской женщины, состоящая из
длинного несшитого куска ткани, обычно цветной хлопчатобумажной или