символ веры (англ, creed, санскр. шраддхадхарана). Авторитетная сжатая
формулировка верований данной религии. Исторически символы веры появлялись,
когда надо было сохранить доктринальную чистоту при внедрении религий в
иностранные культуры. Так, христианский символ веры был составлен и
утвержден в четвертом веке, когда христианство распространилось по всей
Римской империи и появилось много ересей, т. е. учений, отрицающих или
искажающих те или иные принципиальные догматы веры. Мусульманские богословы
с восьмого века создали целый ряд кратких изложений исламской догматики
(акид).
синкретизм. Сочетание различных верований и практик, часто в какой-то
степени противоположных, образующее единую систему мировоззрения, обычно
страдающую непоследовательностью.
Сканда. "Ртуть; прыгающий; нападающий". Одно из древнейших имен Господа
Карттикейи как прекрасного воина. См.: Карттикейя.
Сканда-шаштхи. Шестидневный праздник в октябре-ноябре в честь победы Сканды
(Карттикейи) над силами тьмы.
слой (оболочка) (санскр. коша). Так называются телесные покровы души (тела)
разной степени плотности. См.: душа, коша, тонкое тело.
смарта. "Имеющий отношение к смрити". Последователь смартизма. См.: смрити,
смартизм.
смарта-сампрадайя. См.: смартизм.
смартизм. "Школа, основанная на вторичных писаниях, смрити". Наиболее
либеральная из четырех основных деноминаций индуизма. Древняя ведическая,
брахманическая традиция, которая, начиная с 9-го века, подвергается мощному
влиянию адвайта-ведантистского учения религиозного реформиста Ади Шанкары
(Шанкарачарьи). Смарты полагаются в основном на литературу смрити, особенно
Итихасы (Рамаяну и Махабхарату с Бхагавад-гитой), Пураны и Дхарма-шастры.
Эти книги считаются дополняющими и помогающими лучше понять Веды. Смарты,
вслед за Шанкарой, считают, что все боги - всего лишь различные изображения
Сагуна-Брахмана. Поэтому они открыто эклектичны, почитают всех богов и не
одобряют сектантства. Смартистская система богослужения, называемая
паньчаятана-пуджа, направлена на поклонение главным божествам каждой из
основных индуистских сект древности: Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Шакти.
Чтобы охватить и шестую важную линию, Шанкара рекомендовал добавить к ним
еще одно божество, Кумару. Отсюда титул Шанкарачарьи Шанмата-стхапаначарья,
"основатель шестеричной системы". Верующий обычно выбирает одно божество из
шести как личное, предпочитаемое Божество (ишта-дэвату). Духовным
авторитетом для смартов обладают региональные монастыри, основанные
Шанкарой по всей Индии, и их первосвященники. Эти монастыри являются
резиденциями десяти орденов монахов-аскетов, которые распространяют учение
адвайта-веданты. В смартизме различаются три религиозных подхода:
ритуалистический, бхактический и философский. См.: дашанами,
шанкарачарья-питх, Шанкара.
смерть. Смерть - сложное понятие, для которого в санскрите есть много слов,
как-то: махапрастхана ("великий уход"), самадхимарана (сознательное
умирание в состоянии медитации), махасамадхи ("великое слияние или
поглощение"); все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты
знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает
существовать в тонком теле (сукшма-шарире) с теми же желаниями,
устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в
физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире,
антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и ее посещают земные
знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку они знают, что
это - одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным
духовным потенциалом. К другим терминам, обозначающим смерть, относятся:
паньчатвам (смерть как растворение пяти элементов), мритью (естественная
смерть), прайопавеша (добровольная смерть в результате голодания), марана
(неестественная смерть, например убийств о).
смрити. "Запомненное; традиция". Небогооткровенные, вторичные, но глубоко
почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта человека.
Смрити занимается чисто светскими проблемами - наукой, законами, историей,
хозяйством и т. д. - и духовными материями, от каждодневных правил и
запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться: 1)
к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть
или более Веданг, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также
основополагающие сутры шести древних философий, называемых шад-даршана
(санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта); 2) в широком смысле -
к любому тексту, не являющемуся шрути (откровенным писанием), который
почитается в конкретной секте. Из огромного корпуса священной литературы,
шастр, каждая секта или школа отдает предпочтение особым текстам как
вторичному писанию, например вишнуизм и смартизм - Рамаяне, а
шайва-сиддханта - книге Тирумурай. Таким образом, выбор смрити широко
варьирует у разных сект и линий передачи традиции. См.: Махабхарата,
Рамаяна, Тирумурай.
сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2)
Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует
множество различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной
материи, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих
существ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения,
ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание,
Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и
универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения,
например вьяшти-чайтанья ("индивидуальное сознание"), буддхи-читта
("интеллектуальное сознание"), Шивачайтанья ("Божественное Сознание" или
"Сознание Шивы"). В писаниях обсуждаются пять классических "состояний"
сознания: 1) бодрствование (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное
сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4)
запредельное сверхсознательное состояние (турия, "четвертое") и 5)
предельно трансцендентное состояние, называемое туриятита ("за четвертым").
См.: ум (все статьи).
сознание Шивы (санскр. Шивачайтанья). Широкий термин для обозначения
осознавания Шивы самыми различными способами, например пятью способами
следующей медитации. Жизненное дыхание: прана. Переживайте вдох и выдох как
волю Шивы в вашем теле. Настройтесь на всегда присутствующий пульс
вселенной, помня, что ничто не движется без Его воли. Всепроникающая
энергия: Шакти. Станьте свидетелем потока жизни в вашем теле. Осознайте,
что это - одна и та же универсальная энергия в каждом живом существе.
Попробуйте видеть энергию жизни в глазах другого. Проявленная священная
форма: даршана. Удерживайте в уме священную форму, такую, как Натараджа,
Шивалинга или ваш садгуру - который есть Садашива, - и не думайте ни о чем
другом. Увидьте все формы как формы нашего Бога Шивы. Внутренний свет:
джйоти. Наблюдайте свет, который просветляет ваши мысли. Сосредоточьтесь
только на этом свете - так, как вы могли бы сосредоточиться на свечении
экрана телевизора, а не на его сменяющихся картинках. Священный звук: нада.
Слушайте постоянное высокое "иии" звучащее в вашей голове. Этот звук
напоминает шум электрического трансформатора, далекий рокот сотен барабанов
или жужжание пчел. Все это - Шивачайтанья-паньчатантра, пять простых
переживаний, которые вводят Божественное в пределы досягаемости каждого
индивидуума. Шивачайтанья, конечно, означает и более глубокие состояния
медитации и созерцания. См.: джняна, ум (пять состояний), Шивасаюджья.
Сомананда (ок. 850-900). Ученик Васугупты и автор Шивадришти - очень
авторитетного объяснения и апологии кашмирской шиваитской философии. См.:
кашмирский шиваизм.
Соманатха, храм. Древний центр пашупата-шиваизма, расположенный на
территории современного штата Гуджарат и упоминаемый в Махабхарате. Первый
известный нам по хроникам храм был построен там еще до 100 г. н. э. В 1026
г. тогдашний сказочно богатый храм был разграблен мусульманскими
завоевателями, Шивалингам разбит, а 50000 брахманов убиты. Храм
перестраивался несколько раз и наконец был разрушен могольским императором
Аурангзебом (ок. 1700 г.). В 1947 г. Сардар Патель, тогдашний
премьер-министр Индии, начал работы по его реконструкции.
Спанда-карика. Комментарий из 52 стихов Васугупты к Шива-сутрам. Также
называется Спанда-сутры.
спхатика Шивалинга. "Кристалл-знак Бога". Шивалинга в форме кристалла
кварца. См.: Санмарга Святилище, Шивалинга, сваямбху-линга.
сришти. "Сотворение". См.: Натараджа.
стри-дхарма. "Поведение женщины". См.: дхарма.
стхапати. От стха, "строение или место", и пати, "господин или отец".
Мастер-архитектор, специалист по агамическим храмам. Стхапати должен хорошо
знать Шильпа-шастры, иметь опыт во всех аспектах сооружения храмов, быть
благочестивым, иметь мистический опыт, быть хорошим администратором,
поскольку под его руководством работает коллектив строителей-шильпи -
резчиков по камню, скульпторов, плотников и т. п. См.: Шильпа-шастры,
Стхапатьяведа.
Стхапатьяведа. "Наука архитектуры". Класс текстов по архитектуре, который
иногда относят к Упаведам. Важнейшие работы - Манасара, Васту-шастры и
архитектурная Шильпа-шастра. См.: Упаведа.
стхити. "Сохранение". См.: Натараджа.
стхула-шарира. "Грубое или физическое тело". См.: коша, тонкое тело.