течение предписанного числа лет. Писания обычно предостерегают от крайнего
аскетизма, который может причинить вред телу. 2) На более глубоком уровне
тапас - это интенсивное внутреннее состояние "огня" Кундалини, который
стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества.
Когда это случается, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру,
Садашивой, вводит преданного в тапас и выводит из него. Огонь тапаса
сжигает шлаки саньчита-карм. Он поддерживает жар, тревогу, подавленность и
страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение,
прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы,
предписанной гуру. Огонь самотрансформации может стимулироваться практикой
тапаса или приходить незваным. Можно "делать" тапас, но истинный тапас -
это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен,
трансформации и очищения своей природы. См.: Кундалини, садхана.
тапасвин. Тот, кто практикует тапас или находится в состоянии тапаса. См.:
тапас.
таполока. "План аскетизма". Второй сверху из семи высших миров, сфера
аджня-чакры. См.: лока.
Тат. "То; неописуемый Абсолют".
Татпарья-дипика. Комментарий Шрикумары (ок. 1100 г.) к Таттвапракаше Шри
БходжадэвыПарамары(1018-1060), царя-философа, изложившего учение
шайва-сиддханты. Шрикумара придерживался монистической основы труда
Бходжадэвы, в то время как более поздний комментатор Агхорашива
переистолковал его в дуалистическом смысле. См.: Агхорашива,
шайва-сиддханта.
Тат сат. "Это - Истина". Фраза, указывающая на невыразимую истину, о которой
больше ничего нельзя сказать. Часто ставится в конце индуистских текстов.
таттва. "Истина; действительность, реальность; принцип, сущность". Таттвы -
это первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, кирпичи,
из которых строится вселенная. Господь Шива постоянно создает, поддерживает
форму и снова поглощает в Себя Свои создания. Риши описывают этот
эманационный процесс как развертывание таттв, стадий или продуктов
проявления, нисходящих от тонкого к грубому. При махапралайе, космическом
растворении таттвы последовательно свертываются каждая в свой источник (т.
е. в более тонкую таттву). После великого растворения остаются только две
таттвы. Первая и самая тонкая форма - чистое сознание и источник всех
других продуктов проявления - называется Шива-таттва или Парашакти-нада. Но
вне Шива-таттвы лежит Парашива - совершенно трансцендентная, Абсолютная
Реальность, называемая ататтва. Это первое совершенство Шивы. В системе
санкхья обсуждаются 25 таттв. Шиваизм признает эти 25 и, кроме того, еще 11
таттв - всего 36 таттв. Они делятся на три группы. 1) Пять шуддха
(чистых)-таттв. Они составляют сферу шуддха-майи. 2) Семь шуддхашуддха
(чистых-нечистых)-таттв. Они составляют сферу шуддхашуддха-майи. 3) 24
ашуддха (нечистых)-таттв, сфера ашуддха-майи.
ШУДДХА-ТАТТВЫ: Актиническая, или духовная, энергия. Это сверхсознательная
сфера, также известная как шуддха- (чистая) майя или махамайя. Бинду,
трансцендентный свет, является "материальной" причиной этой чистой сферы.
Это Шивалока, область 330 миллионов богов, сонмов риши и других существ,
которые достигли свободы от тройственных уз.
1) Шива-таттва: чистое сознание, состоит из двух частей: высшая - это
Парашакти, "Высшая Энергия", из которой появляется первичный звук, нада
(точнее, Паранада, беззвучный звук). Хотя чаще всего о наде говорят как о
звуке, мистики знают ее как движение, первый импульс, возникающий из
совершенного покоя, первую "вещь" из неподвижного "Я". Это второе
совершенство Шивы, Парашакти, сверхсознание, разум Бога. Шива-таттва
пронизывает все остальные 35 категорий и обладает силами воли, знания и
действия (иччха, джняна, крия).
2) Шакти-таттва: энергия. Соответствует бинду, свету, причине формы
(точнее, Парабинду, первичному ядру). Это таттва Парамешвары, Первичной
Души, Бога-Отца-и-Матери, третьего совершенства Шивы, который после
махапралайи остается на месте в глубоком самадхи, пока снова не эманирует
вселенную из Себя посредством Своего Космического Танца.
3) Садашива-таттва: энергия милости откровения. В этой сфере энергии знания
и действия находятся в совершенном равновесии. Это сфера анандамайя-коши.
4) Ишвара-таттва: энергия милости сокрытия. Энергия действия преобладает
над энергией знания, чтобы вызвать космическую активность в ее тонкой
форме.
5) шуддхавидья-таттва: чистое знание, дхарма. Это уровень проявления, на
котором энергия знания преобладает над энергией действия.
Шуддхавидья-таттва включает три других энергии или аспекта Шивы. Это Рудра
(разрушение), Вишну (сохранение) и Брахма (сотворение).
ШУДДХАШУДДХА-ТАТТВЫ: Актинодическая, или духовно-магнетическая, энергия.
Семь таттв от майи до пуруши, составляющие сферу шуддхашуддхи
(чистого-нечистого).
6) майя-таттва: магическая энергия, "материальная" причина "нечистой
сферы". Категория майи дает начало как своим непосредственным помощникам
следующим пяти таттвам, известным как "пять оболочек", паньча-каньчука,
индивидуальной души, пуруши. Все вместе они составляют виджнянамайя-кошу,
или ментальное тело.
7) кАла-таттва: феномен времени, которое делит весь опыт на прошлый,
настоящий и будущий.
8) нияти-таттва: кармическая судьба; необходимость; порядок; закон причины
и следствия; сдерживание.
9) калА-таттва: созидательность, способности; энергия, которая влечет душу
к духовному знанию. Ее энергия частично удаляет завесу анавы, которая
скрывает собой внутренние энергии души.
10) видья-таттва: ограниченное знание, сила, дающая душе практическое
знание в соответствии с ее настоящим жизненным опытом.
11) рага-таттва: привязанность, появление желания, без которого невозможно
никакое восприятие объективного мира.
12) пуруша-таттва: тождественность души; душа, связанная с субъективностью.
Через отождествление с пятью вышеперечисленными "оболочками" душа, атман,
становится пурушей, или связанной душой, которая способна воспринимать
высшую антарлоку, как ограниченный индивидуум. Эта пятеричная оболочка
называется паньча-каньчука или виджнянамайя-коша (ментальное тело).
АШУДДХА-ТАТТВЫ: Одическая, или магнетическая, энергия. Эти 24 категории
составляют "мир" ашуддха- (нечистой) майи. Это сфера астрального и
физического планов, в которых души функционируют через маномайя-,
пранамайя- и аннамайя-коши, в зависимости от уровня воплощения.
13) пракрити-таттва: первичная природа, грубая энергия, из которой
формируются все низшие таттвы. Пракрити, также называемая прадхана,
выражается в трех гунах (качествах) - саттве, раджасе и тамасе. Они
проявляются как свет, активность и инерция соответственно, а на тонком
уровне как удовольствие, сожаление и заблуждение. Эти гуны доминируют над
душевными энергиями знания, действия и желания (джняна, крия и иччха) и
формируют <гунное> тело, маномайя-кошу.
- антахкарана: ментальные способности. 14) буддхи-таттва: суждение,
интеллект, различение. 15) ахамкара-таттва: эго, чувство внешней формы как
"это - я". Это фундаментальный принцип индивидуальности. 16) манастаттва:
инстинктивный ум, воспринимающее и управляющее звено между внешними
чувствами и внутренними способностями.
- джнянендрии: пять органов восприятия, саттвических по природе, каждый из
которых имеет тонкий и физический аспект. 17) шротра-таттва: слух (уши).
18) твак-таттва: осязание (кожа). 19) чакшус-таттва: зрение (глаза). 20)
расана-таттва: вкус (язык). 21) гхрана-таттва: обоняние (нос).
- кармендрии: пять органов действия, раджасических по природе, каждый из
которых имеет тонкий и физический аспект. 22) вак-таттва: речь (голос). 23)
пани-таттва: хватание (руки). 24) пада-таттва:ходьба (ноги). 25)
паю-таттва: выделение (анус). 26) упастха-таттва: размножение (гениталии).
- танматра: пять тонких элементов, тамасических по природе. 27)
шабда-таттва; звук. 28) спарша-таттва: ощущение. 29) рупа-таттва: форма.
30) раса-таттва: вкус. 31) гандха-таттва: запах. Это тонкие характеристики
следующих пяти грубых элементов.
- паньчабхута: пять грубых элементов. 32) акаша-таттва: эфир или
пространство. 33) вайю-таттва: воздух. 34) теджас-таттва: огонь. 35)
апас-таттва: вода. 36) притхиви-таттва: земля. См.: антахкарана, гуна, коша.
Таттва-пракаша. "Освещение категорий". Текст из 76 стихов царя-философа
Бходжи Парамары, который систематизировал и свел воедино монистическую
шайва-сиддханту в XI веке.
таттва-трайя. "Сущностная триада". Первичные категории шиваитских и
шактистских философских школ: Пати (Бог), пашу (душа) и паша (мир или узы).
См.: падартха, Пати-пашу-паша.
Таюманавар (ок. XVII в.). Тамильский йог-шиваит, преданный, мистик, поэт и
святой, сочинения которого представляют собой гармоничный сплав философии и
набожности. В своей поэме Чинмайянанда-гуру Таюманавар помещает себя в
линию Риши Тирумулара.
теизм. Вера в то, что Бог существует как реальное, сознательное, личностное
Верховное Существо, творец и правитель вселенной. Теизм не исключает веры и
во многих богов.
теради (тамил.). "Сарай для колесницы". Строение, в котором хранится
храмовая колесница (тер) для церемониального вывоза парадного божества,
утсава-мурти, в праздничные дни.
теология (рус. богословие). Исследование религиозных догм, особенно
касающихся природы Бога, души и мира. См.: метафизика.
тилак(а). Метка, наносимая на лоб глиной, пеплом или сандаловой пастой как
знак принадлежности к определенной секте и гордости за свою веру (и тем