самым сопоставимая с крестом у христиан или ермолкой у иудеев). Вишнуиты
наносят глиной вертикальную U-образную тилаку. Шиваитская тилака,
трипундра, состоит из трех горизонтальных полос священного пепла, часто с
точкой между бровей. Тщательно прорисованные тилаки индуисты носят сегодня
в основном во время религиозных праздников или в паломничестве. Многие
индуисты даже в обычном обществе носят простую точку (бинду) на лбу,
подчеркивая свою принадлежность к этой религии. См.: бинду, трипундра.
тиробхава. "Сокрытие", то же, что тиродхана. См.: Натараджа,
тиродхана-шакти.
тиродхана-шакти. "Сила сокрытия". Скрывающая милость или сила Бога, которая
заслоняет божественную природу души. Тиродхана-шакти - это частная энергия
Шивы, которая связывает душу тройными путами анавы, кармы и майи. Это
намеренное ограничение сознания дает душе возможность расти и созревать в
ходе переживания мира. См.: эволюция души, милость.
тиртхаятра. "Путешествие к святому месту". Паломничество. Одна из пяти
священных обязанностей индуиста (паньча-нитья-карма) - периодически
совершать путешествие к одному из многочисленных святых мест Индии или
других стран. Совершаемое после периода поста и воздержания, паломничество
является временем аскезы и очищения, когда все мирские заботы отставляются
в сторону и Бог становится единственным фокусом внимания. Потоки
благочестивых паломников ежедневно достигают многих древних святых мест
(тиртх) в Индии. Во время праздников у некоторых тиртх собираются десятки
тысяч паломников. См.: паньча-нитья-карма, паньча-шрадха.
тиру (тамил.). "Святой, священный". Тамильский эквивалент санскритского шри.
Женская форма - тирумати. См.: шри.
Тируваллувар (ок. 200 г. до н. э.). "Святой ткач". Тамильский святой,
домохозяин-ткач, автор классического шиваитского этического сочинения
Тирукурал. Жил вместе со своей женой Васуки, прославившейся замечательными
добродетелями и верностью, в районе современного Мадраса. Там его великие
стихи высечены на мраморе в мемориальном парке Валлувар Коттам. См.:
Тирукурал.
Тирувасагам. "Святые изречения". Лирическое тамильское писание святого
Маниккавасагара (ок. 850 г.). Считается одним из самых глубоких и красивых
бхактистских произведений на тамильском языке. Обсуждает фазы духовного
пути от сомнения и боли до совершенной веры в Бога Шиву, от земных
переживаний до отношений <гуру-ученик> и свободы от перерождений. Работа
частично автобиографическая, описывает, как Маниккавасагар, первый министр
царя Пандьяна, отрекся от мира, получив необычайное видение Шивы, сидящего
под деревом. 658 гимнов Тирувасагам и 400 гимнов Тируковайяра того же
автора составляют восьмой раздел шайва-сиддхантистского писания Тирумурай.
Тирукурал. "Святые куплеты". Сокровище индуистской этической мысли и шедевр
тамильской литературы, написанный шиваитским святым Тируваллуваром (ок. 200
г. до н. э.) недалеко от современного Мадраса. Его универсальная мудрость
была воспринята христианами, мусульманами, джайнами и даже атеистами. Текст
сосредоточен в основном на первых трех целях жизни - артхе (богатстве),
дхарме (праведном поведении) и каме (желании), но также включает 13 глав о
дхарме отречения, которая связана с четвертой целью жизни, мокшей
(освобождением). В предельно компактной стихотворной форме поэт
представляет 133 темы, по 10 стихов на каждую. Один из древнейших этических
текстов в мире, Тирукурал вполне можно считать библией добродетели для
всего человеческого рода. Примечательно, что в южноиндийских судах на нем
присягают, как на Библии в западном мире. См.: Тируваллувар.
Тирумантирам. "Святое воспевание". Древнейшее тамильское писание
Нандинатха-сампрадайи. Написано ок. 200 г. до н. э. Риши Тирумуларом. Это
самая ранняя книга из свода Тирумурай, кладовая эзотерического йогического
и тантрического знания. Содержит мистическую суть раджа-йоги и сиддха-йоги
и фундаментальные учения 28 Агам шайва-сиддханты, которые, в свою очередь,
являются наследием древних, доисторических традиций шиваизма. Поскольку
сами Агамы ныне частично утрачены, Тирумантирам является ценнейшим
источником полной агаманты (собрания агамического знания). Его 3047 стихов
были, согласно легенде, написаны довольно необычным способом. Перед
написанием каждого стиха Тирумулар медитировал по целому году и затем
подводил итог своей медитации в четырехстрочном тамильском стихе. Он делал
это, следовательно, более 3000 лет! Суть этой аллегории в том, что в одной
этой книге уместилось трехтысячелетнее знание. Текст делится на девять
частей, которые называются тантрами. Их содержание вкратце таково: 1)
основные правила религиозной морали; 2) аллегорические объяснения
шиваитских мифов; 3) полное исследование раджа-йоги; 4) мантры и тантры; 5)
существенные качества религии Шивы; четыре формы шиваизма, четыре стадии,
неортодоксальные пути; поступки, которых следует избегать; 6) Шивагуру,
милость, отречение, грех, искупление, джняна, благоприятные и
неблагоприятные люди; 7) сиддха-йога, мудры, управление идой и пингалой,
миры, достигаемые различными классами йогов после смерти, тонкости йоги,
садгуру, 8) фундаментальная теология: пять оболочек, одиннадцать состояний,
три падартхи (Пати-пашу-паша), 36 таттв, четыре состояния сознания, три
малы, три гуны, десять каран и т. д.; 9) плоды реализации, освобождение,
джняна, танцы Шивы, встреча с гуру. См.: Тирумурай, Тирумулар.
Тирумулар (ок. 200 г. до н. э.). Великий сиддха-йог и риши из
Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, который пришел с Гималаев в
Тамилнад и составил Тирумантирам. В этом писании он зафиксировал принципы
шиваизма в форме кратких и точных стихов, основанных на его собственных
реализациях и на верховном авторитете Шайва-агам и Вед. Тирумулар был
учеником Махарши Нандинатхи. См.: Тирумантирам, Кайласа-парампара, веданта.
Тирумурай. "Святая книга". Двенадцатикнижный свод гимнов и писаний
южноиндийских шиваитских святых, составленный святым Намбияндаром Намби
(ок. 1000 г.), а также каждая из этих книг в отдельности. Книги 1-3
содержат гимны святого Тируджняны Самбандара (ок. 600 г.). Книги 4-6 -
гимны святого Тирунавукарасу (Аппара), современника Самбандара. Книга 7
содержит гимны святого Сундарамурти (ок. 800 г.). Книга 8 - два текста
святого Маниккавасагара (IX век) - Тирувасагам и Тируковайяр. Книга 9
состоит из двух текстов: Тирувисайппа и Тируппалланду, в которые входят
труды девяти святых. Книга 10 - это Тирумантирам святого Тирумулара (ок.
200 г. до н. э.). Книга 11 содержит гимны десяти святых, в том числе
святого Наккирара и Намбияндара Намби, составителя. Книга 12 - это
Перийя-пуранам святого Секкилара (XI век) с жизнеописаниями 63 шиваитских
святых-наянаров. Первые семь книг также известны как Дэварамы.
титхи. Лунный день, примерно одна тридцатая того времени, которое требуется
Луне, чтобы обойти вокруг Земли. Длительность титхи может варьировать
вследствие различия угла долготы между положениями Солнца и Луны. В каждом
полумесяце насчитывается по 15 титхи. Они называются пратхама (новолуние),
двития, трития, чатуртхи, паньчами, шаштхи, саптами, аштами, навами,
дашами, экадаши, двадаши, трайодаши, чатурдаши и, наконец, либо пурнима
(полнолуние), либо амавасья (новолуние). Перед названиями титхи иногда
ставятся указатели темной половины месяца, т. е. когда луна убывает, или
светлой половины, т. е. когда луна растет (соответственно Кришна или
шукла). Дата проведения большинства индуистских праздников рассчитывается
на основе системы титхи.
То (санскр. Тат). При написании с заглавной буквы это местоимение указывает
на Предельный, Неописуемый и Неназываемый Абсолют. Бог-<Я>, Парашива.
Например, Тат твам аси - "Ты есть То".
тонкое тело. Сукшма-шарира, нефизическое, астральное тело, которым душа
облекается, чтобы функционировать в антарлоке, или тонком мире. В тонкое
тело входят пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши, когда душа физически
воплощена. Оно состоит только из маномайи и виджнянамайи после смерти,
когда пранамайя-коша распадается. И оно состоит только из
виджнянамайя-коши, когда маномайя-коша отбрасывается непосредственно перед
перерождением или когда происходит переход на более высокие планы эволюции.
Кроме того, частью тонкого тела являются: антахкарана (ментальная
способность: интеллект, инстинкт и эго - буддхи, манас и ахамкара), пять
джнянендрий (агентов восприятия: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния)
и пять кармендрий (агентов действия: речи, хватания, движения, выделения и
размножения). См.: джива, коша.
транс. В широком смысле - измененное состояние сознания, сопровождающееся
потерей или недостатком осознавания физического окружения; состояние ни
бодрствования, ни сна. В религиозном смысле - состояние интенсивного
сосредоточения, интроспекции или медитации. В таком состоянии, называемом в
индуизме самадхи, сознание тела полностью утрачивается по мере того, как
энергия вытягивается вверх по позвоночнику в сахасрара-чакру, находящуюся в
макушке головы. Великие пророки входили в транс и изрекали предсказания
будущего, а позднее, в обычном бодрствующем состоянии, не помнили, о чем
они говорили. В спиритизме трансом называется такой феномен, когда
индивидуум покидает свое физическое тело, а развоплощенное существо входит
в это тело или устанавливает над ним контроль, часто при этом выдавая
словесные послания людям, собравшимся на спиритический сеанс. Транс может