Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 112 из 119)

быть произвольным и непроизвольным. См.: самадхи.

трансцендентный. Находящийся за пределами опыта или проявленной формы.

Противоположный имманентному. В шайва-сиддханте - качество Бога Шивы как

Абсолютной Реальности, Парашивы, высшего "Я".

трезубец. Копье с тремя остриями. См.: тришула.

третий глаз. Психоэнергетический центр, известный как аджня-чакра,

расположенный в межбровье. Активизация этого центра приводит к "открытию

третьего глаза" и связанными с этим совершенствами (сиддхи), что происходит

при подъеме Кундалини и при интенсивной садхане. Полное "раскрытие третьего

глаза" происходит у тех, чье сознание полностью погружено в Шиву. См.:

чакра.

трика-шасана. "Три учения". То же, что трика-шастра. Одно из названий

кашмирского шиваизма, основанное на том, что в его философии имеются

различные триады: Шива, Шакти и нара (связанная душа); Пати, пашу и паша;

пара, апара и парапара (высшая, низшая и промежуточная энергии); три

корпуса священных писаний и др. См.: кашмирский шиваизм.

трикона. "Треугольник". Символ Бога Шивы как Абсолютной Реальности. Также

представляет элемент огня.

трилока. "Три мира". Физический, астральный и причинный планы бытия

(бхурлока, антарлока и Шивалока). См.: лока, три мира.

трипундра. "Три отметины". Знак принадлежности к шиваитской секте, состоящий

из трех горизонтальных полос на лбу, нанесенных священным пеплом, часто в

сочетании с точкой (бинду) между бровей, на месте "третьего глаза", или

аджня-чакры. Три линии символизируют три вида уз для души: анаву, карму и

майю. Священный пепел напоминает о временной, преходящей природе

физического тела и о необходимости стремиться к духовным достижениям и

близости к Богу. См.: бинду, тилака.

Тримурти. Классическое представление Бога как Божественной Троицы - Брахмы,

Вишну и Рудры.

три мира (санскр. трилока). Первичное иерархическое деление космоса. 1)

Бхурлока: "земной мир", физический план. 2) Антарлока: "внутренний или

промежуточный мир", тонкий или астральный план. 3) Шивалока: "мир Шивы", а

также богов и высокоразвитых душ; причинный план, также называемый

караналока. Космологию трех миров легко найти в индуистских писаниях. В

основных Упанишадах Вед содержится множество соответствующих указаний с

интересными вариациями. Стих 1.5.17 Брихадараньяка-упанишад утверждает:

<Итак, есть, воистину, три мира, мир людей (манушьялока), мир отцов

(питрилока) и мир богов (дэвалока)>. Ниже, в стихе 6.2.15, упоминаются два

высших мира - дэвалока и Брахмалока. Катха-упанишад (стих 2.3.8), не

упоминая мир людей, называет питрилоку, гандхарвалоку (мир гениев или

элементалов) и Брахмалоку (мир Бога). Другая точка зрения на три мира

представлена в Прашна-упанишад 3.8, где называются мир добра (пуньялока),

мир зла (папалока) и мир людей (манушьялока). Писания предлагают и

несколько других космологических моделей, из которых особенно важны семь

высших миров (сапта урдхвалока) и семь низших миров (сапта адхолока),

соответствующие 14 чакрам и составляющие "мир-яйцо Бога", вселенную,

называющуюся Брахманда. Семь высших миров - это бхурлока, бхуварлока,

сварлока, махарлока, джаналока, таполока и сатьялока. Второй, третий и

четвертый миры составляют тонкий план. Высшие три мира - причинный план.

Семь нижних миров, известные под общим названием нарака или патала, это

(сверху вниз): пут, авичи, самхата, тамисра, риджиша, кудмала и какола. В

шайва-агамической системе 36-ти таттв сфера чистоты, шуддха-майя, - первые

пять таттв - подразделяется на 33 плана бытия. Сфера "чистоты-нечистоты",

шуддхашуддха-майя, - семь таттв от майя-таттвы до пуруши - содержит 27

планов бытия. Сфера ашуддха ("нечистоты") - из 24-х таттв - состоит из

56-ти планов бытия. См.: лока, нарака, таттва, чакра и статьи по отдельным

локам.

тришула. Трезубец, атрибут Господа Шивы, символизирующий три фундаментальных

шакти, или энергии, Бога - иччха-шакти (желание, волю, любовь), крия-шакти

(действие) и джняна-шакти (мудрость).

Трьямбака. "Трехглазый". 1) Имя Рудры-Шивы, одного из Одиннадцати Рудр. Его

эмблемы - сосуд для воды, чакра, барабан, лук, стрекало, змея и трезубец.

Милость Трьямбаки призывается в знаменитой Мритьюньджая-мантре, или

Шива-гаятри. 2) Ученик Дурвасаса, распространявший адвайту. См.:

Гаятри-мантра, Дурвасас.

Тукарам (1598-1649). Очень широко читаемый и любимый святой-поэт из

Махараштры. Писал страстные песни о поиске преданным милости Господа Вишну.

Тулсидас (Туласидаса) (ок. 1532-1623). Вишнуитский поэт-санньясин, чья поэма

Шри-Рамачаритаманаса (1574-1577), пересказ на языке хинди санскритского

эпоса Вальмики Рамаяна, считается одним из величайших литературных

произведений мира. Она также способствовала распространению культа Рамы на

севере Индии. См.: Рамаяна.

турмерик. Индийское растение Curcuma longa из семейства имбирных, растертый

корень которого употребляется в качестве приправы, а также как желтый

краситель. Обладает богатыми аюрведическими свойствами, используется в

святых ритуалах и для приготовления кумкумы.

тьяга. "Освобождение, отстранение, отречение". Непривязаность к плодам своих

действий. В Бхагавад-гите называется основным принципом карма-йоги. См.:

жертвоприношение, санньяса, вайрагья.

тьяф. Специальный алфавит, используемый для написания молитв, которые затем

передаются во внутренние миры путем сжигания в священном огне. См.:

лекхапрартха-хавана.

У

Уджджайн. Город на реке Сипра, один из семи священных городов индуизма.

Традиционное святое место шиваизма. См.: Рудрашамбху.

ум (индивидуальный). На микрокосмическом уровне индивидуальных душ ум - это

сознание и его способности памяти, желания, мышления и познания.

Индивидуальный ум называется читта (ум, сознание), а его тройственное

выражение называется антахкарана, "внутренняя способность", и состоит из 1)

буддхи ("интеллекта, мотивации, логики", т. е. высшего ума), 2) ахамкары

(чувства "я", эго), 3) манаса (низшего ума, инстинктивно-интеллектуального,

сферы желаний). С точки зрения 36-ти таттв (категорий бытия), каждый из них

является таттвой и развивается из предыдущего. Т.е. из буддхи появляется

ахамкара, а затем манас. Манас, буддхи и ахамкара суть способности

маномайя-коши (астральной, или инстинктивно-интеллектуальной, оболочки).

Состояние ума, соответствующее виджнянамайя-коше (ментальной, или

интуитивно-познающей, оболочке), называется анукарана-читта,

подсверхсознание, знающий ум. Аспект ума, непосредственно соответствующий

анандамайя-коше (причинному телу), называется карана-читта, сверхсознание.

См.: ахамкара, антахкарана, буддхи, манас, ум (универсальный), читта.

ум (пять состояний). В философии шайва-сиддханты ум рассматривается как

состоящий из пяти частей: 1) Сознательный ум: джаграт-читта ("бодрствующее

сознание"). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором

большинство людей пребывает большую часть дня. 2) Подсознательный ум:

самскара-читта ("ум впечатлений"). Часть ума "ниже" сознательного уровня,

хранилище или запись всего опыта (помним мы его или нет), всех прошлых

впечатлений, реакций и желаний. Сфера непроизвольных психологических

процессов. 3) Подподсознательный ум: васана-читта ("ум подсознательных

наклонностей"). Область подсознательного ума, образующаяся, когда две мысли

или переживания одной и той же интенсивности посылаются в подсознание в

разное время и, смешиваясь, дают новую и совершенно отличную частоту

вибрации. Это подсознательное образование позже заставляет внешний ум

реагировать на ситуации в соответствии с этими накопленными вибрациями -

позитивными, негативными или смешанными. 4) Сверхсознательный ум:

карана-читта. Ум света, всезнающий разум души. Также обозначается

психологическим термином турия, "четвертое", что означает состояние за

пределами состояний бодрствования (джаграт), сновидения (свапна) и

глубокого сна без сновидений (сушупти). На глубочайшем уровне

сверхсознательное - это Парашакти или Саччидананда, Божественный Ум Бога

Шивы. В санскрите есть множество терминов для обозначения различных уровней

и состояний сверхсознательного, например вишва-чайтанья ("космическое

сознание"), адвайта-чайтанья ("недвойственное сознание"), адхьятма-четана

("духовное сознание"). 5) Подсверхсознательный ум: анукарана-читта.

Сверхсознательный ум, функционирующий через сознательное и подсознательное

состояния и вызывающий интуицию, ясность ума и спонтанное видение. См.:

васана, сознание, Саччидананда, читта.

ум (три фазы). В философии шайва-сиддханты выделяется ум инстинктивный,

интеллектуальный и сверхсознательный. 1) Инстинктивный ум: манас-читта,

сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов. 2)

Интеллектуальный ум: буддхи-читта, способность мышления и разумность. 3)

Сверхсознательный ум: карана-читта, уровень интуиции, благих склонностей и

духовной пищи. Его тончайшая сущность есть Парашакти или Саччидананда,

вездесущее, всезнающее сознание, трансцендентный, светящийся разум, общий

для всех душ. См.: сознание, ум (пять состояний).

ум (универсальный). В самом глубоком смысле ум есть сумма всех вещей, всех

энергий и проявлений, всех форм, тонких и грубых, сакральных и мирских. Это

внутренний и внешний космос Ум - это майя. Это материальная матрица. Это

все, кроме Того, внутреннего "Я", Парашивы - вневременного, бесформенного,

беспричинного, внепространственного, познаваемого только после

Самореализации. Ум в его тончайшей форме - это недифференцированное Чистое

Сознание, первосубстанция (Парашакти или Саччидананда), из которой