Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 114 из 119)

оздоровительная, стрессопонижающая система упражнений. Эзотерически ха и

тха указывают, соответственно, на микрокосмическое солнце и луну, мужской

(пингала) и женский (ида) токи в человеческом теле. Наиболее популярные

руководства: Хатха-йога-прадипика и Гхеранда-самхита. См.: асана,

Кундалини, раджа-йога.

Хатха-йога-прадипика. "Прояснение хатха-йоги". Текст из 389 стихов йога

Сватмарамы (XIV век). Описывает философию и практику хатха-йоги. Широко

используется в современных школах йоги.

хинду. "Последователь Хинду Дхармы; индуист". Устаревший русский эквивалент

- индус. Другие санскритские синонимы - санатани, арья. См.: индуист,

индуизм, Санатана Дхарма.

Хиндуизм тудэй ("Индуизм сегодня"). Индуистская семейная газета, основанная

Садгуру Субрамуниясвами и выпускаемая ежемесячно Гималайской Академией для

утверждения Санатана Дхармы и фиксирования современной истории этой

возрождающейся всемирной религии, имеющей около миллиарда последователей.

Это всемирно признанный, имеющий награды источник информации, который

производится при помощи компьютерных технологий, имеет более 250000

читателей в более чем 150 странах и издается на английском и хинди.

Выпускается также дайджест на голландском языке. См.: Гималайская Академия.

хома. "Жертвование огню". Сакральная церемония, в ходе которой богам

предлагаются жертвы через посредство огня. Огонь разводится в освященном

очаге, хомакунде, обычно сложенном из земляных кирпичей. О ритуалах хомы

говорится в Ведах, Агамах, Дхарма- и Грихья-шастрах. Хома выполняется как

часть многих домашних ритуалов и перед основными пуджами в храмах. См.:

пуджа, яджня.

храм. Место, посвященное поклонению Богу или богам. Индуисты почитают свои

храмы как священные, магические места, в которых наиболее сознательно

сходятся три мира, как устройства, специально построенные для того, чтобы

проложить канал для тонких духовных энергий существ из внутренних миров.

Духовная атмосфера в храме поддерживается посредством совершения регулярных

церемоний богослужения (пудж), в ходе которых вызывается Божество,

использующее установленный в храме образ (мурти), обычно статую, в качестве

временного тела и благословляющее живущих на земном плане. В индуизме храм

- это средоточие практически всех аспектов общественной и религиозной

жизни. Храм в Индии обычно называют санскритскими словами мандира,

дэвалайяили Шивалайя (если это храм Шивы) или местноязычными терминами,

например по-тамильски - коиль. В храме имеется "святая святых", гарбхагриха

("внутренняя палата"), где установлено главное мурти. Это маленькая

комната, похожая на пещеру, обычно с гранитными стенами. В нее могут

входить только священники. В агамических храмах устанавливают также

дхваджастамбху, флагшток, который, с метафизической точки зрения, является

вторым полюсом, дополняющим мурти. Между ними создается то энергетическое

поле, в котором содержится энергия храма. Рядом с флагштоком расположена

балипитха ("место предложения") - камень в форме перевернутого лотоса на

пьедестале, возле которого преданные должны оставить все негативные мысли,

входя в храм. В индуистском храме имеется также мандапа (притвор) - двор,

открытый зал или комната, где собираются преданные для церемонии. Иногда, в

больших храмах, имеется несколько притворов, расположенных в ряд или

концентрически. В южной Индии над входом в храм имеется гопура, богато

украшенная башня, часто весьма высокая. См.: мурти.

хри. "Раскаяние; скромность". См.: яма-нияма.

Ц

целомудрие. См.: брахмачарья, яма-нияма.

Ч

Чайтанья. "Дух, сознание, особенно высшее сознание; Высшее бытие". Очень

распространенный термин, часто с определителями, напр, сакши-чайтанья,

"свидетельствующее сознание", или бхакти-чайтанья, "преданное сознание".

См.: читта, сознание, ум (пять состояний), сознание Шивы.

Чайтанья Махапрабху, Шри (1486-1534). Знаменитый вишнуитский святой, сегодня

особо почитаемый в Бенгалии и Ориссе, прославившийся своими экстатическими

состояниями преданности. Проповедовал дуалистическую философию, согласно

которой бхакти, преданность божественной чете Радха-Кришна, является

единственным способом освобождения. Практика заключается в основном в

киртане, бхактистском пении и танце. Он положил начало вишнуитской секте

гаудийя, несколько ветвей которой сохранились по сей день, в том числе

ISKCON ("Международное общество Сознания Кришны"). См.: Кришна, вишнуизм,

веданта.

чакра. "Колесо". Центр силы и сознания, расположенный во внутренних телах

человека. В физическом теле чакрам соответствуют различные нервные

сплетения и железы. Семь основных чакр можно увидеть психически как

разноцветные многолепестковые лотосы или колеса. Они расположены вдоль

позвоночного столба от основания до черепной полости. Кроме того, есть семь

плохо видимых чакр ниже позвоночника. Они являются центрами инстинктивного

сознания, источниками зависти, ненависти, ревности, печали и т. п. Они

составляют нижний, или адский, мир, называемый нарака или патала. Таким

образом, всего есть 14 главных чакр.

Семь верхних чакр, снизу вверх: 1) муладхара (основание позвоночника) -

память, время и пространство; 2) свадхиштхана (ниже пупка) - рассудок; 3)

манипура (солнечное сплетение) - сила воли; 4) анахата (сердечный центр) -

прямое познание; 5) вишуддха (горло) - божественная любовь; 6) аджня

(третий глаз) - божественное видение; 7) сахасрара (макушка головы) -

просветление, богоподобие.

Семь нижних чакр, сверху вниз: 1 )атала (тазобедренные суставы) - страх и

похоть; 2) витала (бедра) - бурный гнев; 3) сутала (колени) - мстительная

ревность; 4) талатала (голени) - постоянное заблуждение; 5) расатала

(лодыжки) - эгоизм; 6) махатала (ступни) - отсутствие сострадания; 7)

патала (подошвы ступней) - злоба и склонность к убийству.

Чалукья. Индийская династия, правившая в районе Пенджаба в 450 - 1189 гг. В

ее правление процветали буддизм и шиваизм, были созданы знаменитые фрески

буддийского пещерного храма Аджанта и значительно продвинулось вперед

индуистское искусство строительства храмов.

чандана. "Сандаловая паста". Одна из священных субстанций, предлагаемая во

время пуджи, а потом раздаваемая преданным как святыня (прасада).

Чандра. "Луна". Так называют и планету, и ее божество. Первая играет очень

важную роль в индуистской астрологии и в составлении праздничного

календаря. Второе считается управителем эмоций.

Чарвака (ок. 600 г. до н. э. ). "Сладкий голос или слово". Индийский

философ, оформивший школу чистого материализма, которая носит его имя. Один

из величайших скептиков всех времен. См.: настика.

чярья-пада. "Стадия доброго поведения". Период религиозного ученичества,

посвящаемый служению и выработке характера. См.: пада, шайва-сиддханта,

шиваизм.

чатур-дхарма. "Четыре дхармы": рита, ашрама-дхарма, варна-дхарма, свадхарма.

См.: дхарма.

чела (хинди). "Ученик". Ученик гуру, синоним слова шишья. Женская форма -

челина или чели.

Челлаппасвами (1840-1915). "Богатый отец". Сиддха-отшельник и

садгуруКайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, живший на полуострове

Джафна (Шри-Ланка) возле храма Наллур Кандасвами в маленькой хижине, на

месте которой сейчас находится его усыпальница-самадхи. Среди его учеников

был Йогасвами, которого он интенсивно обучал в течение пяти лет и

инициировал в качестве своего духовного преемника. См.: Кайласа-парампара,

Натха-сампрадайя. Также см. Приложение 4.

Ченнабасаванна. "Малый Басаванна". Богослов XII века, который

систематизировал религиозное учение вира-шиваизма.

Чидамбарам. "Зал сознания". Знаменитый южноиндийский храм Шивы Натараджи.

См.: Натараджа.

Чинмайянанда, Свами (1917-1993). Ведантистский писатель, лектор, деятель

индуистского возрождения, основатель "Миссии Чинмайи" и соучредитель "Вишва

Хинду Паришад". См.: джагадачарья.

Чинна Бомман (1559-1579). Царь Велура, в районе Мадраса, покровитель и

ученик Аппайи Дикшиты.

Чистое Сознание. См.: Парашакти, Саччидананда, таттва.

чистота и нечистота (санскр. шауча-ашауча). Чистота и ее противоположность,

загрязнение, являются фундаментальными понятиями индуистской культуры. Они

имеют отношение не только к физической чистоте, но и к чистоте в ее

социальных, ритуальных, ментальных, эмоциональных, психических и духовных

аспектах. Свобода от всех видов загрязнения является ключом к индуистской

духовности и одной из ям. Физическая чистота требует чистой и упорядоченной

окружающей среды, йогического очищения внутренних органов и частого

омовения водой. Ментальная чистота достигается медитацией, праведной жизнью

и правильным мышлением. Эмоциональная чистота зависит от контроля над умом,

прояснения подсознательного и хорошего круга общения. Духовная чистота

достигается следованием ямам и ниямам, изучением Вед и других писаний,

паломничеством, медитацией, джапой, тапасом и ахимсой. Ритуальная чистота

требует соблюдения определенных праяшчит, или покаяний, в компенсацию

загрязнения, вызванного зарубежными поездками, контактами с низменными

людьми или плохими местами, обращением в другую веру, прикосновением к

телесным нечистотам, посещением похорон и т. д. Есть три формы чистоты -

чистота ума, речи и тела (или мысли, слова и дела). Чистота - это

естественное состояние души. Нечистота, или загрязнение, является

состоянием вторичным, неестественным, наносным. Источники нечистоты -

фальшивый, извращенный опыт и усвоение замутняющих истину понятий. В