змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, "Богиня оспы". В
йогическом мистицизме всех традиций Шакти переживается в человеческом теле
в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила,
пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, Кундалини-шакти, которая течет
через сушумна-нади. Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую
блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного
индуистского храма.
шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.
шактизм (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как
Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и
грозных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими
свидетельствами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок.
5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и
практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например,
одни и те же конечные цели адвайтистского союза с Шивой и мокши. Но
шактисты поклоняются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному
аспекту Божественного, вто время как Шива считается совершенно
трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с
бесконечным разнообразием практик, цель которых - добыть божественную
энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две
основные формы шактизма: шрикула, "семья Богини Шри (Лакшми)", которая
уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся
кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и
каликула, "семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и
преобладает в северной и восточной Индии. Сегодня очевидны четыре главных
выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и
универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим
Чандикаяй Намах, "Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую
двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих
к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто
включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя
последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.
шактипат(а). "Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от
духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает
Кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти,
дикша, Кундалини.
шактопайя. "Путь силы". См.:упайя.
Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в
которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.
шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, шаман,
играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шамана
почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хорошие и
плохие события; он - посредник между человеком и божественными силами.
Термин шаман происходит от санскритского шрамана, "аскет", родственного
слову шрам, "напрягаться, стараться".
Шандилья-упанишад. Относится к Атхарваведе. Обсуждает восемь форм йоги,
ограничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.
Шанкара. "Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.
Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788-820). Одна из величайших фигур в истории
индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей
монистической философией адвайта-веданты и множеством комментариев к
писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями
первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил только 32
года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того
времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.
шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри-матхи, основанные
Шанкарой (ок. 788-820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых
имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанкарачарья. С
каждым матхом связано одно из четырех упанишадических "великих изречений"
(махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ордена из числа
дашанами. Восточное побережье: Говардхана-матх, в Пури (центр орденов
Аранья и Вана). Гималаи: Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата
и Сагара). Западное побережье: Шарада-матх, в Двараке (ордена Тиртха и
Ашрама). Юг: Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пятый
значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипураме,
также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха.
шанмата-стхапаначарья. "Учитель-основатель шестеричной системы". Титул,
присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление
консолидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе,
которое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести)
божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.
Шанмукха. "Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи,
указывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.
Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра-гаятри для обращения к Господу Карттикейе
как к Шанмукхе, "Шестиликому".
Шаравана. "Заросли тростника". В мифологии - священный водоем в Гималаях,
где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро
божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя.
шарана. "Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.
шарира. "Тело; скорлупа". Другое название - деха. Три тела для души: 1)
стхула-шарира, "грубое или физическое тело" (также называемое
аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, "тонкое тело" (также называемое
линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и
виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, "причинное тело" (также называемое
анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.
шастра. "Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский
трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например,
Дхарма-шастра - религиозный закон, Артха-шастра - политика.
шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.
Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапатха
означает "100 путей". Основные темы - теология, философия и способы
богослужения.
шаткона. "Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя
пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представляет
трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз - проявленную энергию Шивы,
Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.:
Ардханаришвара, Карттикейя.
шатстхала. "Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира-шиваизме. См.:
вира-шиваизм.
шауча: "Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и
нечистота, яма-нияма.
шаштьябда-пурти. "Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник,
устраиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается
много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами
повторно принимаются брачные обеты. Его назначение - подтянуть семейные
узы.
Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важность
теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма
(единства Бога, души и мира). Одна из глалных Упанишад. Ценится, в
частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.
Шива. "Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии.
Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно
имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является
Создателем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех
совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое
Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата,
Парамешвара, Парашива, Парашакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда,
шиваизм.
шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограниченный
недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.).
См. Приложение 2.
Шивадаял (1818-1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской
секты радхасвами в Агре.
Шиваджняна-бодхам. "Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые
считают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара
(ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой
и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной
философский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение.
Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические
интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст
включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.:
Мейкандар-шастры.
Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное
Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.
шиваизм (также шайвизм, санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется
Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое раннее
историческое свидетельство о шиваизме - знаменитая 8000-летняя печать с
Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне,
которая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его
враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской
семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые
бродили по холмам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ
шиваизма, из которых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта,