пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и
шива-адвайта (подробно о шести школах см. Приложение 2). Все они прочно
основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные
доктрины: 1) пять энергий Шивы - творение, сохранение, разрушение, сокрытие
и откровение; 2) три категории - Пати, пашу и паша (Бог, души и "путы"); 3)
три вида пут, или уз, - анава, карма и майя; 4) троичная энергия Шивы -
иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или
категорий существования; 6) необходимость инициации, полученной от садгуру;
7) сила мантры; 8) четыре пады (стадии) - чарья (бескорыстное служение),
крия (преданность), йога (медитация), джняна (просветление); 9) вера в
Паньчакшару как высшую мантру и в рудракшу и вибхути как священных
помощников веры; 10) вера в садгуру (наставника), Шивалингам (объект
поклонения) и сангху (сообщество святых личностей).
шиваит. Последователь шиваизма. То же, что шайва. В мире в настоящее время
насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.
Шивайя Намах. "Преклонение перед Шивой". Обратная форма мантры "Намах
Шивайя". См.: Намах Шивайя.
Шива-карнамрита. Текст Аппайи Дикшиты (1554-1626), написанный с целью
восстановления знания о превосходстве Бога Шивы во времена широкого
обращения в вишнуизм. См.: Аппайя Дикшита.
Шивалайя. "Дом (алайя), где пребывает Шива". Святой храм Шивы. См.: храм.
Шивалингам или Шивалинга. "Метка или знак Шивы". Самый распространенный
образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округлый
эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, питхе.
Шивалингам - это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Парашивы,
Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Парашакти,
проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (вырезанными или
естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут
быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или
нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой (6),
временные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка,
риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен
рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или
патоки. См.: йони, мурти, сваямбху-линга, шиваизм.
Шивалока. "Сфера Шивы". См.: лока.
Шивамайя. "Оформленное, сделанное, состоящее из Шивы или полное Шивой".
Важное понятие монистического шиваизма. Все сущее - все миры, все существа,
все проявленное, все то, что претерпевает сотворение, сохранение и
уничтожение, - состоит из Шивы и пронизано Им. См.: мир, таттва.
Шивамайя-коша. "Оболочка, состоящая из Шивы". Форма Первичной Души,
Парамешвары, тело Бога Шивы, в которое индивидуальная душа вливается по
осуществлении ее эволюции. См.: вишваграса, Парамешвара.
Шиванадияр (тамил.). "Раб Шивы". Мистические отношения между преданным и
Шивой, в которых все духовные, ментальные и физические действия
воспринимаются как осуществление воли и замысла Шивы. См.: карма-йога.
Шивананда. "Блаженство Шивы". См.: Свами Шивананда.
Шиванубхава Мандапа. "Зал переживания Шивы", где в XII веке собирались
вира-шиваиты, чтобы выработать основополагающие доктрины своего движения.
Шива-пурана. "Древние [предания] о Шиве". 1) Собрание шести главных
пуранических писаний, священных для шиваитов. 2) Название древнейшего из
этих шести текстов (некоторые считают его версией Вайю-пураны).
Шива-ракшанами-дипика. Чисто адвайтический комментарий Аппайи Дикшиты к
трудам Шрикантхи. См.: шиваизм.
Шиваратри, См.: Махашиваратри.
Шива-самхита. Текст шиваитской школы Горакшанатхи (ок. 1700 г. до н. э.). В
212 сутрах обсуждаются анатомия, асаны, энергия, дыхание и философия.
Широко применяется как ценный обзор практики йоги.
Шива-саюджья. "Близкий союз с Шивой". Становление единым с Богом. Состояние
постоянного сознания Шивы; одновременное восприятие внутреннего и внешнего.
Постоянное состояние единства с Шивой, даже в гуще повседневной
деятельности, которое приходит после многократных переживаний
Самореализации. Риши Тирумулар говорит: <Саюджья означает вечное пребывание
в упашанте, покое, который находится за пределами понимания. Саюджья
означает становление Самим Шивой. Саюджья означает вечное переживание
бесконечной силы внутреннего блаженства> (Тирумантирам 1513). Во многих
философских школах индуизма она определяется как высшее достижение. С
эзотерической точки зрения, она начинается, когда Кундалини пребывает
свернутой в сахасрара-чакре. См.: дживанмукти, Кундалини, мокша.
Шива-сутры. "Семенное" писание кашмирского шиваизма, 77 афоризмов, которые
были открыты Шивой мудрецу Васугупте (ок. 800 г.).
Шиватва. "Шивоподобие". Быть Шивой или подобным Шиве, особенно - разделять
Его божественное состояние сознания. См.: сознание Шивы, Шива-саюджья.
Шиватондан (тамил.). "Слуга Шивы". То же, что Шиванадияр: состояние
преданного, который регулярно выполняет действия, посвященные Богу Шиве;
беззаветное служение другим. См.: карма-йога.
Шиватонду (тамил.). "Служение Шиве". То же, что карма-йога.
Шивачара. "Отношение ко всему как к Богу". См.: вира-шиваизм.
Шива-чайтанья. "Божественное сознание". См.: сознание Шивы.
шивачарья. Клан наследственных жрецов в традиции шайва-сиддханты. Титул
адишайва-брахманов. Священник-адишайва, получивший должное обучение и
инициации для выполнения публичных ритуалов в храме Шивы. Шивачарьев высшей
квалификации также называют арчакарами. См.: адишайва.
Шива-Шакти. Бог-Отец-и-Мать, одновременно имманентный и трансцендентный. Имя
Бога Шивы, относящееся к Его непроявленному Бытию и проявленной энергии.
См.: Ардханаришвара, Парамешвара, Первичная Душа, Шива.
шивашарана. "Предавшийся Богу". См.: вира-шиваизм.
Шивена саха нартанам. "Танец с Шивой". Санскритское название настоящей
книги.
шикхара. "Вершина горы, утес". Башнеобразная надстройка над гарбхагрихой в
храмах североиндийского стиля. В южных храмах шикхарой называют верхний
камень надстройки, или виману. См.: храм.
Шикша-веданга. Вспомогательные ведические тексты по санскритской фонетике,
одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и ритуалами.
Шикша означает "желание овладеть; обучение; метод изучения". См.: Веданга.
Шильпа-шастра. "Наставления по искусствам". 1) Особый класс текстов, в
которых даются основы любых изящных искусств или сакральных наук, таких,
как архитектура, танец, живопись, ювелирное, гончарное, ткацкое искусство,
искусство плетения корзин, изготовления гирлянд, металлообработки,
актерское, кулинарное искусство и верховая езда. Самые рание Шильпа-шастры
датируются ок. 200 г. до н. э. Многие были написаны между V и XIV веками.
См.: кала-64, Стхапатьяведа.
ШирдиСаиБаба (ок. 1840-1918). Святой, признаваемый индуистами и
мусульманами.
шишья. "Ученик", особенно тот, кто хорошо проявил себя и был формально
принят гуру. См.: чела.
шлока. Стих, фраза, высказывание или прославляющий гимн, обычно составленные
в определенном стихотворном размере. Чаще всего - в размере двустишия, по
шестнадцати слогов в каждой строчке. Шлока - основная стихотворная форма
санскритского эпоса, Махабхараты и Рамаяны. См.: бхашья, сутра.
шраддха. "Вера". См.: паньча-шраддха.
шраддха. Поминки по усопшему, которые по традиции проводятся через неделю и
через месяц после смерти, а затем ежегодно в день смерти. См.: смерть,
самскары зрелого возраста.
шраддха-дхарана. "Собрание или средоточие веры". Термин, используемый в
<Танце с Шивой> как синоним символа веры, краткого резюме религиозного
вероучения. См.: символ веры.
шраута. "Связанный со слухом, слышимый". Предписанный Ведами или
согласующийся с ними.
Шраута-шастра. "Тексты об услышанном (шрути)". 1) Писания или учения,
которые согласуются с Ведами. 2) Особая группа текстов Кальпа-веданги,
обязательных для изучения ведическими жрецами и объясняющих ритуалы яджни.
шри. "Сияющий, прекрасный, величественный; процветающий". Почтительная
приставка, означающая "святой, священный", часто употребляющаяся с именами
богов (например, Шри Ганеша), с названиями священных писаний (Шримад
-Бхагавад-гита) и с именами выдающихся личностей (в этом случае означает
"уважаемый" или "господин"). Женская форма этого слова - шримати.
шри-вайшнава. Одна из школ вишнуизма. Крупнейший ее представитель -
Рамануджа. См.: вишнуизм, Рамануджа, вадагалай.
Шрикантха (ок. 1050 г.). Святой и философ, проповедовавший шиваитское
учение, сочетавшее монизм и дуализм. Основатель шиваитской школы
шива(вишишт) адвайта, сходной с вишнуитской вишишта-адвайтой Рамануджи.
Известен также под именем Нилакантха Шивачарья. См.: шива-адвайта.
Шрикумара (ок. 1050 г.). Монах-философ, представитель шайва-сиддханты,
отвергавший учение адвайта-веданты Шанкары о майе как иллюзии и
проповедовавший, что Шива - одновременно материальная причина (упадана
карана) и действенная причина (нимитта карана).
Шри-Ланка. "Почтенный лев". Островное государство, расположенное к югу от
Индии (остров Цейлон). Население на 80% буддийское, но имеется несколько
миллионов тамилов-шиваитов, проживающих в основном на засушливом севере
острова. Шри-Ланка была раньше португальской, затем британской колонией. С
1948 года получила независимость в качестве члена Британского Содружества.
С 1972 года - республика. Площадь 25000 кв. миль, население - 15 млн. чел.
Шринагара (Сринагар). Главный город Кашмира.