Шринатха. Великий кашмирский шиваитский учитель монистического теизма. См.:
Дурвасас.
шри-падука. Святые сандалии гуру. См.: падука.
шри-Рудрам. Важнейший ведический гимн Господу Шиве как Богу растворения,
воспеваемый ежедневно в храмах Шивы по всей Индии. Именно в этой длинной
молитве, которая находится в Таиттирийя-самхите Яджурведы, в середине
первых трех Вед, впервые встречается шиваитская мантра "Намах Шивайя".
Шри-Чакра (Шри-Янтра). См.: янтра.
шрути. "Услышанное". Откровенные писания индуизма, обладающие верховным
теологическим авторитетом и духовной ценностью. Это вневременные учения,
переданные риши, или видящим, непосредственно Богом тысячи лет назад.
Поэтому говорится, что шрути является апаурушея, "безличным" или "в
неличностным". Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной
передаче, пока не были записаны на санскрите. Среди многих священных книг
индуистов эти два корпуса знаний ценятся наиболее высоко. На протяжении
веков шрути служило предметом философских споров, изучения и толкования,
породив бесчисленные школы мыслителей. Шрути также является объектом
медитации для реализации мудрости древних в себе самом. Из шрути взято
большинство мантр, используемых в ритуалах богослужения, а также для личных
молитв и джапы. Достойно восхищения то, что огромный объем шрути сохранился
за тысячелетия без изменений при устной передаче от гуру к шишье, поколение
за поколением. Это было возможным благодаря тому, что ведическая традиция
требовала от ученика заучивать каждый стих одиннадцатью различными
способами, включая способ "задом наперед". По традиции шрути не читают, но
поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука,
интонации и ритма. Так высвобождается величайшая сила шрути. В священном
языке шрути слово и его значение так тесно связаны, что простое слушание
этих святых писаний, правильно воспеваемых, оказывает магический эффект на
душу слушающего. См.: Агамы, смрити, Веды.
шубха-мухурта. "Благоприятное время". Промежуток времени, когда те или иные
действия с наибольшей вероятностью окажутся успешными. См.: мухурта.
шуддха-шайва-сиддханта. "Чистая шайва-сиддханта", термин, впервые
использованный Тирумуларом в Тирумантирам для определения его монистической
шайва-сиддханты как противоположности плюралистической сиддханты и других
форм сиддханты, которые не содержат крайнего монизма, присущего веданте.
шуддхавидья. "Чистое знание". Пятая таттва в космологической системе
шайва-сиддханты. См.: таттва.
шудра. "Рабочий, слуга". Общественный класс искусных ремесленников и
рабочих. См.: варна-дхарма.
Шукла-Яджурведа. См.: Яджурведа.
Шульба-шастры. Практические пособия по процедурам обустройства мест для
проведения ведических ритуалов яджни; раздел Кальпа-веданги. Используют
сложную геометрию и являются древнейшими из сохранившихся индийских
математических текстов. Шульба означает "струна, шнур". Шнур использовался
для измерения и разметки. См.: Веданга.
шум. Мистический натховский язык медитации, открытый Шивайя Субрамуниясвами
в Швейцарии в 1968 г.
Шунья-сампадане. "Достижение Пустоты". Главная книга вира-шиваизма (ок.
1550), состоящая из дискуссий и заметок шивашаранов. Шунья означает
"пустота, бескачественный Абсолют", сампадана - "достижение, реализация,
просветление".
Э
эволюция души (санскр. адхьятма-прасара). В шайва-сиддханте эволюцией души
называется ее постепенное развитие, созревание и рост, осуществление ее
неизбежной божественной судьбы - полного слияния с Шивой. В своей глубокой
сущности каждая душа вечно совершенна. Но как индивидуальная душа,
эманированная Богом Шивой, она подобна маленькому семени, которое только
еще должно вырасти. Как семя из почвы, так и душа должна прорасти из тьмы
оков-мал к полной зрелости и реализации своего единства с Богом. Душа не
творится в момент зачатия физического тела. Она создается в Шивалоке,
принимает все более и более плотные оболочки - познавательную,
инстинктивно-интеллектуальную и праническую - и наконец рождается в
физической форме в бхурлоке. Затем она накапливает опыт многих жизней,
созревая и учась в процессе перерождений. Эволюция является результатом
опыта и уроков, полученных из него. Есть молодые души, которые только
начинают эволюционировать, и старые, приближающиеся к концу своего земного
странствования. В шайва-сиддханте эволюция понимается как удаление уз,
которое приходит как естественное развертывание, реализация и проявление
истинной, светящейся природы души. Это созревание и отбрасывание уз или пут
(мала) души называется малапарипака. Осознание природы души называется
сванубхути (переживание Самости, или "Я"). Самореализация приводит к мокше,
освобождению от трех мал и циклов реинкарнации (перерождения). Затем
эволюция продолжается в небесных мирах, пока душа не сольется полностью и
неразличимо с Всевышним Богом Шивой, Первичной Душой, Парамешварой. В своем
Тирумантирам Риши Тирумулар дает этому слиянию название вишваграса, "полное
поглощение". Эволюция души - не линейная последовательность, но сложное,
многогранное таинство. Она никак не связана с дарвиновской теорией
эволюции, которая объясняет человеческую форму происхождением ее от более
ранних животных форм - приматов и т. д. См.: вишваграса, Дарвина теория,
мала, мокша, реинкарнация, сансара.
эго (лат.). "Я". Внешняя личность, чувство "я", "мое" и т. д. В широком
смысле - осознавание себя как индивидуальности. В шайва-сиддханте и других
школах индуизма западному понятию эго соответствует таттва ахамкара. См.:
анава, ахамкара.
эзотерический. Труднопонимаемый или тайный. Предназначенный для немногих
избранных, например для внутреннего круга посвященных.
экстаз (лат. extasis, англ, extasy). Состояние, в котором человек полностью
охвачен положительными эмоциями: радостью, восторгом или удивлением.
Дословно означает "пребывание вне себя". См.: самадхи, энстазия.
эманация (лат. emanatio). "Истечение". Санскритский синоним - абхаса.
Истечение из источника. В монистическом учении о творении Бог эманирует
(испускает из себя) проявленный мир, как солнце лучи или огонь - искры.
См.: абхаса.
энстазия (enstasy). Термин, предложенный в 1969 г. Мирчей Элиаде для
противопоставления восточного понимания блаженства как "пребывания внутри
себя" западному пониманию экстаза как "пребывания вне себя". Термин
энстазия выбран в качестве западного эквивалента самадхи. См.: самадхи,
раджа-йога.
эпос (греч.). "Слово, рассказ, песня". Длинная повествовательная поэма,
сложенная в высоком стиле, о великих деяниях богов и героев. Двумя великими
эпосами Индии (Итихасами) являются Рамаяна и Махабхарата. См.: Итихаса,
Махабхарата, Рамаяна.
этика (лат.). Система норм нравственного поведения (моральных норм),
присущая государствам, народам, религиям и т. д. См.: дхарма,
паньча-нитья-карма, чистота-нечистота.
ю
юга. "Период, эра". Одна из четырех эр, которыми измеряется
продолжительность мира в индуизме. Четыре эры называются сатья (или Крита),
трета, двапара и кали. В первом периоде дхарма соблюдается неукоснительно,
но с течением веков добродетель начинает убывать, а невежество и
несправедливость - возрастать. По окончании кали-юги (юги, в которой мы
находимся сейчас) космический цикл начинается сначала, с новой сатья-юги. В
Махабхарате говорится, что в сатьяюгу все являются брахманами и цвет этой
юги - белый. В трета-югу праведность убывает на одну четверть и люди ищут
вознаграждения за исполнение ритуалов и свои дары; цвет этой юги - красный,
и преобладает властное сознание кшатриев. В двапара-югу появляются все
четыре варны. Цвет юги - желтый. В кали-югу (черную) праведность составляет
одну десятую по отношению к сатья-юге. Поклонение и жертвоприношение почти
исчезают и преобладает низкое сознание шудр. Широко распространяются
катаклизмы, бедствия, ненависть, болезни, страх и т. п. Люди деградируют, и
уровень их мотивации неуклонно снижается. См.: космический цикл.
Я
"Я", также Самость. Одно из совершенств Бога Шивы - Абсолютная Реальность,
Парашива. То, что пребывает в сердцевине каждой души. См.: Параматман,
Парашива.
яджнопавита. "Священный шнур". См.: упанаяна.
яджня (ягья). "Поклонение; жертвоприношение". Одно из центральных понятий
индуизма: жертвоприношение и подчинение посредством актов поклонения,
внутреннего и внешнего. 1) Форма ритуального богослужения, которое было
особенно распространено в ведические времена и в котором пожертвования -
топленое масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева - предлагаются
огню в определенном писаниями порядке при пении специальных мантр. Элемент
огня, Агни, почитается как божественный посланник, передающий приношения и
молитвы богам. Древние Брахманы Вед и Шраута-шастры описывают разные типы
ритуалов яджни. Некоторые из них так сложны, что требуют присутствия сотен
жрецов, чье мощное пение разносится на мили вокруг. Эти главные яджни
проводятся на больших открытых площадках-ягашалах Домашние яджни,
описываемые в Грихья-шастрах, проводятся во дворе дома. Яджня требует
наличия четырех обязательных компонентов. Это дравья (жертвенные
субстанции), тьяга (дух приношения всего в жертву Богу), дэвата (небесные
существа, которые получают жертвоприношение) и мантра (обладающее силой
слово или песнь). Хотя пуджа (храмовое поклонение с водой, светильниками и