цветами) широко заменила собой яджню, этот древний ритуал еще существует и
специализирующихся на нем жрецов по-прежнему готовят в школах в Индии.
Крупномасштабные яджни проводятся по особым поводам, например для
испрошения у богов дождя во время засухи или мира во время кровавой
гражданской войны. Даже в храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в
виде церемонии под названием агникарака, хома или хавана, которая
проводится у специальной ямы для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма
как часть сложных ритуалов-пудж. 2) Личные акты поклонения или
жертвоприношения. Сама жизнь - это дживаяджня. Упанишады предлагают
совершать "внутренние яджни", предлагая частицы малого "я" огню садханы и
тапаса, пока не воссияет великое "Я". Домохозяин выполняет яджню пять раз в
день (паньча-махаяджня, описанная в Дхармашастрах), делая приношения риши,
предкам, богам, тварям и людям, следующим образом. Брахма-яджня (или
Веда-яджня, риши-яджня): выполняется при изучении и преподавании Вед.
Дэва-яджня (церемония хома): признание долга перед теми, кто управляет
природой, и подношение им пищи через огонь. Питри-яджня предложение пирога
(пинда) и воды предкам семьи и прародителям человечества. Бхута-яджня:
выставление на землю пищи (бали) для зверей, птиц, насекомых, не имеющих
касты бродяг и низших существ невидимых миров. Манушья-яджня: кормление
гостей, бедных, бездомных и учащихся. Манушья-яджня включает в себя все
виды благотворительности. Изучение Вед происходит утром. Остальные четыре
яджни выполняются до полуденного приема пищи. Как говорят мистики, чтобы
приношения были истинными и ценными, все они должны расплавляться в огне
Кундалини силой внутренней яджни. См.: дхарма, пуджа.
Яджнявалкья-смрити. Индуистский свод законов, одна из Дхарма-шастр,
уступающая по авторитетности только более ранней Ману-дхарма-шастре. См.:
Дхарма-шастра, смрити.
Яджнявалкья-упанишад. Метрическое воспроизведение Джабала-упанишады, в
котором обсуждаются санньяса, отречение от мирской жизни и поиск
освобождения.
Яджурведа. "Веда жертвенных формул". Одно из четырех собраний откровенных
текстов, называемых Ведами (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).
Используемый отдельно, термин Яджурведа обычно относится к центральной и
древнейшей части этой Веды - Самхите, "собранию гимнов". Есть две версии
Яджурведы: 1) Кришна ("черная")-Яджурведа (называемая так потому, что
материал комментариев, Брахман, перемешан с гимнами) и 2) Шукла ("белая"
или "чистая")-Яджурведа (где гимны не перемежаются никакими комментариями).
Содержание этих двух версий представлено в разном порядке.
Яджурведа-самхита делится на 40 глав и содержит 1975 станц. Около 30
процентов стихов взяты из Ригведа-самхиты (в частности, станцы из восьмой и
девятой глав). Яджурведа - специальное собрание гимнов для пения во время
яджни. Кришна-Яджурведасамхита существует сегодня в различных редакциях, из
которых важнейшие - Тайттирийя-самхита и Майтраяни-самхита. Наиболее
значительная из редакций Шукла-Яджурведа-самхиты называется
Ваджасанейи-самхита. См.: Веды.
язычник. Термин, употребляемый в негативном смысле в семитических
(авраамических) религиях и обозначающий последователя другой (или вообще
никакой) религии. Кроме того, язычеством часто называют дохристианские
религии Европы, шаманизм и другие аборигенные верования всего мира,
сохранившиеся в той или иной степени по сей день, несмотря на
организованное подавление. Язычники постепенно выходят из подполья; многие
из них признают родство своих религий с индуизмом.
Яма. "Сдерживающий". Индуистский бог смерти; надзирает за процессом
смертного перехода и выводит душу из ее физического тела. См.: смерть.
яма-нияма. Первые два из восьми членов раджа-йоги, составляющие
фундаментальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного
прогресса. Ямы (этические ограничения) и ниямы (религиозные предписания)
формулируются во многих писаниях, в частности в Шандилья- и
Вараха-упанишадах, Хатха-йогапрадипике Горакшанатхи, Тирумантирам
Тирумулара и Йога-сутрах Патанджали. Во всех этих текстах перечисляются
десять ям и десять ниям, за исключением классической работы Патанджали, в
которой упоминается только по пять тех и других. Благодаря своей краткости,
весь кодекс легко запоминается и может просматриваться духовным искателем
ежедневно. Десять традиционных ям и ниям таковы:
Яма: 1) ахимса: "непричинение вреда". Не причинять вреда другим ни мыслью,
ни словом, ни делом. 2) сатья: "правдивость". Не лгать и не нарушать
обещаний. 3) астейя: "нестяжание; отказ от воровства". Не красть, не
завидовать чужому богатству и не делать долгов. 4) брахмачарья:
"божественное поведение". Контролировать похоть и сохранять целомудрие до
вступления в брак. 5) кшама: "милосердие; прощение; терпение". Быть
терпимым к людям и терпеливым в трудных обстоятельствах. 6) дхрити:
"стойкость". Преодолевать нерешительность, страх и переменчивость. 7) дайя:
"сострадание". Преодолевать собственные жестокие чувства и равнодушие по
отношению ко всем существам. 8) арджава: "честность, прямодушие". Не
обманывать и не мошенничать. 9) митахара: "умеренный аппетит". Не есть
слишком много и вообще не употреблять мяса, рыбы, птицы и яиц. 10) шауча:
"чистота". Избегать нечистоты в теле, уме и речи.
Нияма: 1) хри: "раскаяние; скромность". Быть скромным и проявлять раскаяние
в случае совершения плохих поступков. 2) сантоша: "удовлетворенность".
Умение находить в жизни радость и безмятежность. 3) дана: "давание".
Подавать милостыню и оказывать щедрую помощь, не думая о награде. 4)
астикья: "вера". Твердая вера в Бога, богов, гуру и путь к просветлению. 5)
Ишвара-пуджана: "почитание Господа". Культивировать в себе преданность Богу
путем ежедневного поклонения и медитации. 6) сиддханта-шравана: "слушание
писаний". Изучать писания и слушать мудрых из своей духовной линии. 7)
мати: "размышление; понимание". Развивать в себе духовную волю и интеллект
под руководством гуру. 8) врата: "святые обеты". Добросовестно выполнять
религиозные обеты, правила и предписания. 9) джапа: "рецитация". Ежедневное
воспевание мантр. 10) тапас: "аскетизм". Выполнение садханы, покаяния и
жертвоприношения.
Патанджали приводит такой список ям: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и
апариграха (отсутствие жадности). К ниямам он относит следующие
предписания: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя (размышление о себе; изучение
писаний) и Ишвара-пранидана (поклонение). См.: раджа-йога.
янтра. "Сосуд". Мистическая диаграмма, состоящая из геометрических фигур и
букв, обычно выгравированная на небольшой пластине из золота, серебра или
меди. Иногда делается объемной (из камня или металла). Назначение янтры -
фокусировать духовные и ментальные энергии для достижения здоровья,
богатства, вызывания того или иного бога, удачных родов и т. д., в
зависимости от типа янтры. Янтра обычно устанавливается возле или ниже
храмового божества. Видимая эзотерически, храмовая янтра является
трехмерным зданием из света и звука, в котором работают дэвы (боги). На
астральном плане она гораздо больше, чем сам храм. Шри-Чакра: самая
известная из янтр, центральный священный образ в богослужении шактистов.
Состоит из девяти переплетенных треугольников и представляет многомерные
проявления Шивы и Шакти. Янтры также используются для индивидуальной
медитации и садханы, особенно в традиции шактизма. У шиваитов наиболее
священной является Тиру-амбала-чакра, представляющая Господа Натараджу.
См.: мурти.