что нам нужно знать, и понимаем то, что мы испытали. Только это ограничение
нашего сознания, наряду с чувством нашего индивидуального <я>, позволяет
нам смотреть на мир и на нашу роль в нем с практической, человеческой точки
зрения. Паша - это тройные узы души - майя, карма и анава. Без мира майи
душа не могла бы эволюционировать через опыт. Карма - это закон
причинноследственной связи, действия и реакции, управляющий майей. Анава -
это индивидуализированная завеса двойственности, причина невежества и
ограниченности. Майя есть школьный класс, карма - учитель, а анава -
неведение ученика. Три вида уз, или три малы, даются Господом Шивой, чтобы
помогать и защищать нас по мере нашего развития. Однако всезнание Бога Шивы
может в течение коротких периодов переживаться медитирующим, который
внутренне обращается к своей сущности. <Тирумантирам> учит: <Когда душа
достигает самопознания, она становится единой с Шивой. Малы исчезают, цикл
рождений кончается, и нисходит яркий свет мудрости>. Аум Намах Шивайя.
Как индуисты понимают мокшу?
ШЛОКА 30
Предначертание всех душ - это мокша, освобождение от перерождений на
физическом плане. Наша душа в этом случае продолжает эволюционировать в
Антарлоке и Шивалоке и в конце концов сливается с Шивой, подобно тому как
вода возвращается в море. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Мокша приходит, когда земная карма отработана, дхарма полностью выполнена и
Бог полностью реализован. Каждая душа должна хорошо себя проявить в течение
многих жизней варна-дхармы, или четырех каст, и пройти разнообразный опыт
жизни для того, чтобы не быть отброшенной назад к физическому рождению
из-за невыполненного дела. Всем душам суждено достигнуть мокши, но не
обязательно в этой жизни. Индуисты знают это и не считают, что эта жизнь -
последняя. Ища и достигая глубокой реализации, они знают, что нужно многое
сделать для достижения других целей жизни, пурушартх - дхармы
(праведности), артхи (богатства) и камы (удовольствия). Зрелые души
отвергают мирское честолюбие и принимают санньясу в поисках Парашивы даже в
молодом возрасте. К концу жизни все индуисты стремятся к самореализации,
которая является путем к освобождению. После достижения мокши возникают
тонкие кармы во внутренних сферах, и они быстро отрабатываются и исчезают,
как написанное на воде. В конце эволюции каждой души происходит вишваграса,
или полное растворение в Шиве. Веды говорят: <Если кто-то может реализовать
Его до смерти тела, он будет освобожден от мирских уз>. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о душе
Атман пронизывает все, подобно маслу, скрытому в молоке. Он - источник
самопознания и аскетического пыла. Это учение Брахмана, высшая цель! Это
учение Брахмана, высшая цель!
Яджурведа
Вдохновенная Самость не рождена и не умирает. Она возникает из ничего и
становится ничем. Нерожденная, постоянная, неменяющаяся, изначальная, она
не разрушается, когда разрушается тело.
Яджурведа
Теперь учение, касающееся атмана: атман находится ниже, атман выше, он сзади
и он впереди, он на юге и он на севере. Атман - поистине все сущее. Кто
видит это, размышляет об этом и знает это, тот имеет радость в атмане.
Самаведа
Воистину, Он чист, тверд и неуклонен, безупречен, невозмутим, лишен желаний,
выступает как зритель и самодостаточен. Как воплощение праведности, Он
покрыт покрывалом, сотканным из прекрасных качеств, однако Он остается
неподвижным - да, он остается неподвижным!
Яджурведа
Тот, кто соединился с истинным атманом, видит истину Брахмана как бы
освещенную светом; тот, кто знает Бога, - нерожденный, неизменный,
свободный от всех форм бытия, освобожден от всех оков.
Яджурведа
Часть бесконечного Сознания становится нашим конечным сознанием со
способностью к различению и определению и с ложными концепциями. Он,
воистину, есть Праджапати и Вишва, Источник Творения и Всеобщее во всех
нас. Этот Дух есть сознание, и он дает сознание телу. Он управляет
колесницей.
Яджурведа
Тот, кто находится в свете, и, однако, отличен от света, кого свет не знает,
чье тело есть свет, тот, кто контролирует свет изнутри, есть атман внутри
вас.
Яджурведа
Чистое сознание, принимающее форму знания и действия, присутствует в душе
повсюду и всегда, так как душа всеобща в состоянии, освобожденном от оков.
Мригендра-агама
Существует три загрязнения: анава, майя и загрязнение, вызванное действиями.
Супрабхеда-агама
По достижении состояния, когда человек становится Шивой, малы - различные
оковы, ментальные состояния и опыт для отдельной души - все это исчезает,
как свет Луны при восходе Солнца.
Тирумантирам
Когда Джива достигает состояния отстраненности от добра и зла, тогда
нисходит Божественная милость в виде гуру, который устраняет атрибуты и
вкладывает джняну, направляющую ее в божественно прохладную тень. Джива
лишена эго, и три загрязнения устраняются. Тот, кто это совершает, есть
Шива.
Тирумантирам
В изначальной игре Господа были сотворены дживы. Они были окружены мощными
малами. Отбросив малы, они реализовали себя и припали к стопам убеленного
сединами Господа. Так они стали Шивой без дальнейших рождений.
Тирумантирам
Ювелир изготовляет несколько украшений из золота. Так и Бог, великий ювелир,
изготовляет много украшений - различные души - из одного всеобщего Духа.
Натч интанай
Атман вечен. Это вывод, к которому великие души пришли на основании
собственного опыта.
Натчинтанай
САНСАРА МАНДАЛА
Карма и перерождение
Ганеша - это устранитель препятствий и повелитель Дхармы. Сидя на своем
троне, Он управляет нашими кармами, создавая и устраняя препятствия на
нашем пути. Мы просим Его разрешения и благословения в каждом нашем
предприятии. Аум.
Как индуисты понимают карму?
ШЛОКА 31
Карма буквально означает действие, или поступок, и более широко - всеобщий
принцип причинно-следственной связи, действия и ответа на него, который
лежит в основе нашей жизни. Карма - это естественный закон сознания, так же
как гравитация - закон материи. Аум.
БХАШЬЯ
Карма - это не судьба, поскольку человек действует, имея свободу выбора и
создавая свою собственную судьбу. Веды учат нас, что, если мы посеем добро,
мы пожнем добро; а если мы посеем зло, то пожнем зло. Карма предполагает
тотальность наших действий и соответствующие реакции на эти действия в
настоящей и прошлой жизнях, и все это предопределяет наше будущее. Именно
взаимодействие опыта и того, как мы реагируем на него, делает карму либо
разрушительной, либо дающей силы. Преодоление кармы требует
интеллектуального действия и бесстрастной реакции. Не всякая карма
преодолевается сразу. Некоторые кармы накапливаются и неожиданно
возвращаются в настоящем или в других рождениях. Есть несколько видов
кармы: личная, семейная, карма общины, страны, планеты и вселенной. Древние
риши представляли личную карму как тройственную. Первый тип кармы -
саньчита - это сумма всех карм, которые нужно отработать. Второй тип -
прарабдха - часть саньчиты, которую надо испытать в этой жизни. Криямана -
это третий тип, карма, которую мы создаем сейчас. Веды учат: <Сказано, что
человек состоит из желаний. И каковы его желания, такова и его воля. Какова
его воля, таковы и его поступки. И те поступки, которые он совершает, он и
пожнет>. Аум Намах Шивайя.
Существует ли хорошая и плохая карма?
ШЛОКА 32
В высшем смысле не существует хорошей или плохой кармы. Всякий опыт дает
возможности для духовного роста. Самоотверженные действия создают
положительные, возвышающие условия. Эгоистичные действия создают негативные
условия и заблуждение. Аум.
БХАШЬЯ
Сама по себе карма ни хороша, ни плоха, она является нейтральным принципом,
который управляет энергией и движением мысли, слова и поступков. Всякий
опыт помогает нашему росту. Действия, в основе которых лежит добро и
любовь, рождают в нас любовь. Низкие, эгоистичные действия приносят нам
боль и страдания. Добро дает сладкие плоды, называемые пунья. Зло дает
испорченные плоды, называемые папа. По мере нашего развития в течение всех
жизней мы переживаем боль и радость. Действия, которые находятся в гармонии
с дхармой, помогают нам на нашем пути, тогда как адхармичные действия
тормозят наш прогресс. Божественный закон гласит: какую бы карму мы ни
испытывали в нашей жизни в настоящий момент, она есть как раз то, что нам
требуется в данный момент, и ничто не может случиться, чему у нас не было
бы сил противостоять. Даже плохая карма, если ее принимать с мудростью,
может стать сильнейшим катализатором для духовного развития. Выполняя
ежедневную садхану, общаясь с хорошими людьми, совершая паломничество в
святые места, помогая другим в нужде, мы высвобождаем высокие энергии,
направляем сознание к полезным мыслям и избегаем создания новых карм,
которые могут принести беды. Веды объясняют: <Человек становится таким, как
он действует. Он становится добродетельным в результате добродетельных
поступков и плохим в результате плохих поступков>. Аум НамахШивайя.
В чем состоит процесс реинкарнации?
ШЛОКА 33
Реинкарнация, или пунарджанма, есть естественный процесс рождения, смерти и
перерождения. Умирая, мы отбрасываем физическое тело и продолжаем свое
развитие во внутренних мирах в нашем тонком теле до тех пор, пока не
рождаемся снова. Аум.
БХАШЬЯ
В течение веков реинкарнация была большим утешением для индуистов, устраняя
страх смерти и объясняя, почему один человек родился гением, а другой
идиотом. Мы не являемся физическим телом, в котором мы живем, но